УИД 36RS0034-01-2020-000305-38

                                                                                                                   Дело № 2-294/2020

                                                                                                                          Строка № 069г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Россошь                                             12 мая 2020 г.

Россошанский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего судьи Гладько Б.Н.,

при секретаре Литвиновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело иску /Картенко А.А./ к Российской Федерации, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Россошанском районе (межрайонному), Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области и Пенсионному фонду Российской Федерации о взыскании денежной компенсации причиненного морального вреда; о признании права на получение пенсии по старости с применением районного коэффициента 1,4; о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с применением этого коэффициента,

установил:

/Картенко А.А./ предъявил в суде вышеуказанный иск, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П установил, что граждане могут осуществлять оценку приобретенных ими до 01.01.2002 пенсионных прав, в том числе в частях, касающихся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. С 01.01.2005 отменена статья 31 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в соответствии с которой, лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией. Этот порядок распространяется также на лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается: по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев… Он, /Картенко А.А./, в указанных условиях выработал необходимые 6 лет 8 месяцев по Списку № 1 до 01.01.2005, то есть имеет право на увеличение пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,4 (рассчитан для Мурманской области).

Он самостоятельно решил, что конвертацию его пенсии следует производить по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, а ответчики вместо него сделали это по пункту 4 той же статьи.

За период с 03.01.2018 по 31.01.2020 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе (по его расчету) только по фиксированной выплате к страховой части его пенсии не доплатило ему 51734 рубля. Назначение ему пенсии затянулось, хотя все документы он подал своевременно 03.04.2017. Забыли выплачивать надбавку за инвалидность. После назначения пенсии её размер то повышали, то понижали, как районное управление, так и областное отделение Пенсионного фонда. Все вопросы приходилось решать через мытарства, ожидания и доказывание своей правоты. Государство свои гарантии по выплате пенсии с применением районного коэффициента независимо от места проживания и времени обращения за пенсией не исполнило. Это привело к необходимости компенсации ему морального вреда Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе в такой же сумме, а также Российской Федерацией – за то, что принимает законы и не исполняет их, не выполняет и не контролирует выполнение законов, попустительствует Пенсионному фонду Российской Федерации.

Истец /Картенко А.А./ просит:

- подтвердить его право на получение пенсии по старости (фиксированной выплаты и страховой части пенсии) и конвертацию пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ с применением районного коэффициента 1,4;

- обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Россошанском районе (межрайонное) произвести перерасчет его пенсии по старости (фиксированной и страховой частей), начиная с 03.01.2018, с применением районного коэффициента 1,4;

- взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Россошанском районе (межрайонного) в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 51734 рубля;

- взыскать с Российской Федерации компенсацию материального и морального вреда в размере 948266 рублей;

- судебное заседание провести без его участия (л.д. 7-11).

Дополнительно истец /Картенко А.А./ представил в суд письменный ответ (л.д. 77-80) на возражения ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе (межрайонного).

Ответчиком по иску в части взыскания компенсации морального вреда выступает Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 26 на управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенностей, выданных Министерством финансов Российской Федерации руководителям управлений Федерального казначейства.

Представитель управления Федерального казначейства по Воронежской области по доверенности /Евстратова Т.П./ в письменном заявлении и возражениях просит рассмотреть дело без участия представителя УФК по Воронежской области, в удовлетворении иска отказать (л.д. 41, 83, 44-46).

Привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков по инициативе суда Пенсионный фонд Российской Федерации и Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области (л.д. 71-72) о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 86-88), письменных отзывов и своих представителей в суд не направили.

Начальник Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе (межрайонного) /Шапошников М.В./ в письменных возражениях просит в удовлетворении иска отказать (л.д. 48-50, 90-92).

Представитель этого ответчика по доверенности /Юрченко Н.В./ представила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Управления, против удовлетворения иска возражает по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 89).

С учетом поступивших заявлений представителей и надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, суд на основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований /Картенко А.А./ отказать по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ её исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 г.) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Положения статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица: либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи (для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 г. установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).

В силу пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами, при этом перечни различаются между собой.

Возможности соединения формул либо произвольной подмены показателей для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, пенсионное законодательство не предусматривает.

Как следует из пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии определяется по установленной формуле с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» территория Мурманской области, где /Картенко А.А./ осуществлял свою трудовую деятельность, является районом Крайнего Севера.

Статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Согласно Информационному письму Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19.05.2003 № 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 № 25-23/5995

«О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» такой районный коэффициент для Мурманской области составляет 1,4.

Истец /Картенко А.А./ с 03.01.2018 является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).

Ответчиками не оспаривается, что /Картенко А.А./ работал в районах Крайнего Севера (город Мончегорск Мурманской области) и продолжительность его стажа на соответствующих видах работ, учтенного при установлении страховой пенсии по старости досрочно по Списку № 1 составляет 8 лет 6 месяцев 1 день (л.д. 12).

Истцом не оспаривается тот факт, что по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях он уже не проживал.

Статьи 25-31 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», содержащие нормы пенсионного обеспечения, утратили силу с 01.01.2005 в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Истец /Картенко А.А./ полагает, что размер его страховой пенсии следует определять в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ (по нормам ранее действовавшего законодательства с применением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П), но с использованием районного коэффициента 1,4, а не в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, как это было сделано ответчиками.

Однако анализ материалов дела указывает на ошибочность выводов истца /Картенко А.А./, основанных на неправильной интерпретации в свою пользу норм действующего законодательства, что привело к неправильной негативной оценке деятельности ответчиков.

Как указано выше, в самом пункте 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ он применяется для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона). Истец /Картенко А.А./ в это время там не проживал. Не относится он и к лицам, предусмотренным пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона, в частности – к мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

При конвертации пенсионных прав районный коэффициент подлежит применению лишь при конвертации пенсионных прав истца по пункту 4 статьи 30 Федерального закона № 173-Ф.

В соответствии с пунктом 3.2 Постановления Конституционного Суда от 29 января 2004 г. № 2-П регулирование, закрепленное в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 18, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 3) и 57 и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.

Частью 4 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ для мужчин, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет, предусмотрено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии. Увеличение фиксированной выплаты на величину районного коэффициента предусмотрено только проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (часть 9 этой же статьи).

Таким образом, требования истца в части определения страховой пенсии и конвертации пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ с применением районного коэффициента 1,4, о признании за ним права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости противоречат закону и не могут быть удовлетворены.

Доводы ответчика на этот счет, выраженные в письменных возражениях (л.д. 48-50, 90-92), являются юридически правильными, логичными (в том числе при выборе оптимального для истца варианта конвертации пенсионных прав), убедительными, а приведенные в них расчеты окончательного размера страховой пенсии истца - арифметически верными.

Оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда также не имеется, поскольку ни Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не содержат подобной меры гражданской ответственности пенсионного органа за нарушение пенсионных прав граждан. Отсутствуют также нормы для взыскания компенсации морального вреда с Российской Федерации за счет её казны.

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» разъяснено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ /░░░░░░░░ ░.░./ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,4; ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

        ░░░░░                                                                                                                  ░.░. ░░░░░░░

2-294/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Картенко Александр Анатольевич
Ответчики
УПФР по Россошанскому району (межрайонное)
Пенсионный Фонд Российской Федерации
Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской обласи
Управление Федерального казначейства по Воронежской области
Суд
Россошанский районный суд Воронежской области
Судья
Гладько Борис Николаевич
Дело на сайте суда
rossoshansky.vrn.sudrf.ru
14.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2020Передача материалов судье
18.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.03.2020Предварительное судебное заседание
24.03.2020Предварительное судебное заседание
23.05.2020Судебное заседание
23.05.2020Судебное заседание
23.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее