дело № 2а-4113/19
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2019 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Владимировой А.А.,
при секретаре Андреевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Князева А.В. к Администрации Первомайского района г.Ижевска о признании отказа незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Князев А.В. с исковым заявлением к Администрации Первомайского района г.Ижевска о признании отказа незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении указывая, что Князев А.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в <дата>. Князев А.В. обратился с заявлением в Администрацию Первомайского района г.Ижевска о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с приложением всех необходимых документов. Письмом Главы Администрации от <дата> в постановке на учет Князеву А.В. было отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью быть признанным нуждающимся в жилом помещении. Данное письмо получено <дата>. Однако, Администрацией Первомайского района г.Ижевска не учтено, что Князев А.В. не ухудшал сознательно свои жилищные условия. Согласно п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В связи с этим Князева Л.Н. была зарегистрирована по месту своего проживания, Князев А.В. каких-либо действий, направленных на умышленное ухудшение его жилищных условий не совершал. Просит признать ответ главы Администрации Первомайского района г.Ижевска от <дата> № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Князеву А.В. незаконным. Обязать Администрацию Первомайского района г.Ижевска поставить Князева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата>. Взыскать с Администрации Первомайского района г.Ижевска в пользу Князева А.В. расходы по уплате государственной пошлины.
Определением суда от <дата> суд перешел к рассмотрению дела в соответствии с КАС РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Князева А.В., уведомленного о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Россихин А.В., действующий на основании доверенности на удовлетворении заявленных исковых требований настоял. Суду пояснил, что Кназева Л.Н. мать истца была вселена в квартиру более 10 лет назад, с этого времени и проживает в квартире, в связи с чем отказ является незаконным, намеренного ухудшения жилищных условий не было.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика, уведомленного о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суду представлен отзыв по делу из которого следует, что <дата> Князев А.В. обратился с заявлением о признании в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, как участник ЧАЭС. При изучении документов специалистами был выявлен факт намеренного ухудшения жилищных условий с целью быть признанным нуждающимся в жилом помещении. Данный факт подтверждается копией поквартирной карточки от <дата>. Князева Л.Н., являющаяся матерью Князева А.В. была зарегистрирована по данному адресу: <адрес> с <дата>. С исковым заявлением не согласны, просят необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ранее допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля М.Л.П. суду показала, что она является подругой Е.В., Князев А.В. ее супруг. Они проживают по <адрес>. В квартире проживают кроме них Л.Н., дочь О., сын А. и двое сыновей О.. С <дата> они еще жили в другой квартире, переехали в <дата>. Бабушка Л.Н. лет 8-10 там проживает, находится там постоянно, не гостит, спит там в комнате.
Ранее допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Б.Е.Н. суду показала, что истец муж Е., знает их больше 30 лет. Проживают они по <адрес> в трехкомнатной квартире. Маме истца Л.Н. около 80 лет также проживает в данной квартире более 10 лет. С ними еще проживают сын А. дочь О. и два внука.
Ранее допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля М.Н.М. суду показала, что истца знает через супругу, с которой учились в одной школе. Проживают они на <адрес>. С ними проживают дочь, сын, двое внуков и бабушка Л.Н.. Бабушка с ними проживает около 10 лет. Она медик и делала бабушке уколы, у бабушки в квартире спальное место, живет там.
Ранее допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля М.Г.И. суду показала, что проживает по адресу: <адрес> с <дата>. Их квартиры с истцом смежные на 1 этаже. Истец проживает с сыном А., дочкой, двумя мальчиками, бабушкой Л.Н., супругой. Л.Н. приехала лет 8-10 назад.
Суд, выслушав мнение представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что Князев А.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
<дата> Князев А.В. обратился в Администрацию Первомайского района г.Ижевска с заявлением о признании в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, как участник ЧАЭС.
Письмом Главы Администрации Первомайского района г.Ижевска от <дата> в постановке на учет Князеву А.В. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, как участник ЧАЭС в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
Согласно справки от <дата> в квартире по адресу: <адрес> по месту жительства зарегистрированы: Князев А.В., Князев А.А. с <дата>, Князева Е.В. с <дата>, Г.О.А. с <дата>, Г.Т.Д., <дата> г.р. с <дата>, Г.К.Д., <дата> г.р. с <дата>, Князева Л.Н., <дата> г.р. <дата>.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются представленными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15.05.1991 года к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.15 данного Закона гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
В силу подпункта б п.18 данных Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц основного мероприятия - гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 п. 2 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом необходимо учитывать, что ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, то есть, совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Законодатель также определяет понятие фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, что может повлечь соответствующие неблагоприятные правовые последствия.
Регистрация Князевой Л.Н. в спорной квартире мотивирована истцом постоянным фактическим проживанием в течение 10 лет.
В соответствии с решением Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005г. №349, на территории г. Ижевска установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1.2. решения).
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что имеются основания для применения ст. 53 ЖК РФ и вывода о совершении умышленных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, что влечет за собой недопустимость принятия на учет в течение пяти лет со дня совершения указанных действий.
Согласно представленных в суд документов, до <дата>. в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 65,4 кв.м. было зарегистрировано 6 человек, то есть норма общей площади на одного человека составляла 10,9 кв.м., что превышало на 0,9 кв.м. учетную норму площади, установленную решением Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005г. №349. После регистрации Князевой Л.Н. <дата>. в жилом помещении по адресу: <адрес>, количество граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении стало 7 человек, норма общей площади на одного человека составила 9,34 кв.м. общей площади на человека, что стало меньше установленной учетной нормы.
Учитывая, что жилое помещение, в котором Князева Л.Н. была зарегистрирована с <дата> (<адрес>), и спорное жилое помещение находятся в одном населенном пункте (<адрес>) сведения о фактическом нахождении последней правового значения не имеют. Вынужденный характер изменения места регистрации Князевой Л.Н. в <дата> года истцом не доказан, при том, что жилищные условия проживания в спорной квартире ухудшаются для всех членов семьи.
Кроме этого, право пользования спорной квартирой в соответствии со ст. 31 ЖК РФ, Князева Л.Н. приобрела только в <дата>, как следует из справки от <дата> (регистрация по месту жительства подтверждает факт вселения в квартиру с согласия собственников).
Также суд отмечает, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец обратился спустя менее месяца после регистрации Князевой Л.Н. в спорном жилом помещении.
В совокупности эти обстоятельства свидетельствуют о том, что регистрация по месту жительства <дата> Князевой Л.Н. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, носит формальный характер и осуществлена по согласованию с истцом с целью того, чтобы истец и члены его семьи стали обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из изложенного следует, что письмо Администрации Первомайского района г.Ижевска № от <дата> в части отказа в постановке Князева А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с намеренным ухудшением жилищных условий и не истечении пятилетнего срока после совершения действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий является верным, соответствует закону и прав истца не нарушает.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований Князева А.В. должно быть отказано в полном объеме.
Срок, предусмотренный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для обращения в суд истцом не пропущен, поскольку отказ был получен истцом <дата>, изначально истец обратился в суд <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Князева А.В. к Администрации Первомайского района г.Ижевска о признании отказа незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья: А.А. Владимирова