УИД 55RS0007-01-2022-006250-69
Дело № 2-4632/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2022 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Величевой Ю.Н., при секретаре судебного заседания Горобец В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рябов Н.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, установлении размера страховой пенсии, взыскании недополученной пенсии по старости, компенсации морального вреда,
установил:
Рябов Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда России по Омской области (далее ГУ ОПФР по Омской области) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, установлении размера страховой пенсии, взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости. После назначения пенсии неоднократно обращался к ответчику с требованием о перерасчете пенсии с целью ее увеличения, в том числе на основании п. 8 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях», определений Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О, от 29.01.2004 №2-П, п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 №590.
Ответчиком необоснованно период прохождения военной службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен в одинарном размере, хотя в соответствии с ранее действующим законодательством такой период подлежит учету в двойном размере. Также ответчиком при расчете пенсии учтен период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически данный период составляет большее время – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку его трудовая деятельность протекала в период с 1976 по 2001 г., то и страховой стаж следует исчислять по нормам ранее действующего законодательства.
Просил обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента возникновения права на пенсию в 2018 году с учетом периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ПТУ-56 и с учетом включения периода прохождения военной службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере; выплатить недополученную пенсию с учетом индексации.
В дальнейшем Рябов Н.А. требования уточнил, указал, что продолжает являться гражданином СССР, гражданином РФ не является, поскольку согласно извещению из Государственного архива РФ от 13.02.2020 №589-С процедуру выхода из гражданства СССР не проходил, с заявлением о вступлении в гражданство РФ не обращался, данный факт никем не оспорен в судебном порядке, в связи с чем при расчете и назначении пенсии законодательство РФ применению не подлежит, а пенсия должна быть назначена и рассчитала в соответствии с законодательством СССР. Истец произвел перерасчет пенсии по старости в соответствии с ранее действующим законодательством, согласно такому перерасчету размер пенсии составил 33 680, 55 руб.
В связи с изложенным просит обязать ответчика включить в трудовой стаж период обучения в училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно сведений, предоставленных училищем), установить страховую пенсию по старости в размере 33 680,55 руб. с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать недополученную сумму пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в размере 471 909, 64 руб., взыскать компенсацию причиненного морального вреда, равную сумме количества дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, умноженную на 100 рублей оцененного вреда за один день.
В судебном заседании Рябов Н.А. уточненные требования поддержал. Пояснил, что поскольку он продолжает являться гражданином СССР, то пенсия по старости должна быть ему рассчитана по ранее действующему законодательству. Поскольку ответчик в ходе судебного разбирательства такой расчет не произвел, то он самостоятельно произвел расчет, согласно которому размер пенсии составил 33 680, 55 руб.
Представитель ответчика ГУ ОПФР по Омской области Зубков И.В., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что расчет страховой пенсии произведен по наиболее выгодному варианту – по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях». При расчете пенсии по данному пункту период учебы не подлежит включению в расчет, а период военной службы по призыву подлежит включению в одинарном размере. Размер пенсии при таком расчете составил 13 562,17 руб. Страховую пенсию истцу можно рассчитать исходя из его требований – с учетом включения периода учебы в календарном исчислении и периода военной службы в двойном размере, но тогда расчет будет производиться по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях», и в таком случае размер пенсии станет меньше – 10 887,58 руб. Поскольку при расчете по наиболее выгодному варианту период учебы не влияет на размер пенсии, то оснований для перерасчета с учетом периода учебы по ДД.ММ.ГГГГ (а не по ДД.ММ.ГГГГ как учтено) не имеется, поскольку это не повлечет изменение размера пенсии. Также полагал необоснованными требования об учете периода военной службы в двойном размере, так как на момент прохождения военной службы действовал Закон «О государственных пенсиях», который не предполагал исчисления периода военной службы в двойном размере.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела Рябов Н.А., дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Рябов Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.
На дату назначения страховой пенсии размер пенсии составил 13 562,17 руб., страховой стаж на дату назначения составил 37 лет 10 мес. 25 дней, из которых 24 года 1 мес. 8 дней приходится на стаж, выработанный до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10)
В сведениях о стаже период обучения Рябов Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен на основании аттестата, при назначении пенсии период службы в Советской армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен в календарном исчислении. Стажевый коэффициент составил 0,55 (л.д. 13, 14).
В трудовой книжке истца имеется запись о периоде учебы в училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34). Согласно аттестату №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, Рябов Н.А. ДД.ММ.ГГГГ окончил полный курс технического училища по профессии токарь-универсал, аттестат выдан ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).
Как следует из ответа БПОУ ОО «Омский промышленно-экономический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, Рябов Н.А. обучался в Городском техническом училище №56 г. Омска с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ №-к) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ о выпуске от ДД.ММ.ГГГГ №-к) по профессии «Токарь». Протокол заседания экзаменационной комиссии по выпуску учащихся от ДД.ММ.ГГГГ. По окончании обучения Рябов Н.А. выдан аттестат с отличием № с присвоением квалификации «токарь 4 разряда». При заполнении аттестата Рябов Н.А. была допущена ошибка в дате выдачи документа. При обращении Рябов Н.А. в колледж будет выдан дубликат аттестата (л.д. 62).
Согласно представленной выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к Рябов Н.А. действительно отчислен из состава учащихся, как сдавших квалификационные экзамены после окончания полного курса обучения, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д 64).
Судом установлено, что Рябов Н.А. проходил военную службу в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно военному билету, имеющемуся в материалах пенсионного дела).
Рябов Н.А. неоднократно обращался с заявлениями по вопросам пенсионного обеспечения, в том числе по включению в трудовой стаж периода военной службы в двойном размере. Истцу были даны ответы о том, что расчет пенсии произведен по наиболее выгодному варианту по п.3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», данный вариант расчета предполагает включение в страховой стаж периодов работы, а также периодов военной службы в календарном исчислении.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
До 1 января 2002 г. пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О трудовых пенсиях»).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 3 статьи 36 ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Действовавшим до 1 января 2015 г. ФЗ «О трудовых пенсиях» и вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом «О страховых пенсиях» размер пенсии по старости поставлен в зависимость от продолжительности общего трудового стажа и среднемесячного заработка гражданина до 1 января 2002 г. и суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем за него в Пенсионный фонд Российской Федерации за все работы, начиная с 1 января 2002 г.
При установлении пенсии во внимание принимаются два вида стажа, которые не являются тождественными
- при определении права на страховую пенсию - страховой стаж по состоянию на дату назначения пенсии;
- при определении размера пенсии - общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 г.
Под страховым стажем, о котором говорится, в частности, в статьях 2, 11 и 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях», а также в п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, его величина не влияет на размер трудовой пенсии.
Понятие же «общий трудовой стаж» применяется в ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (п. 2, 3 и 4 ст. 30).
В общий трудовой стаж для исчисления размера трудовой пенсии засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., то есть по 31 декабря 2001 г. включительно. После указанной даты во внимание принимается не трудовой стаж как таковой, а суммы произведенных страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии по пунктам 3 и 4 статьи 30 приведенного закона исчисляется по соответствующим формулам, которые отличны друг от друга.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 указанного Закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Кроме этого, в данной норме закона указано, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Из изложенного следует, что согласно статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица: в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который не включается период учебы, а служба в Вооруженных Силах исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который включаются периоды военной службы по призыву в двойном размере и включается период обучения в училищах.
При этом, при исчислении размера расчетной пенсии в расчет принимается:
- по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ - отношение заработков, которое рассчитывается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за 60 месяцев работы на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за тот же период; применяются понятия "средняя заработная плата по стране по состоянию на 31.12.2001"; введено ограничение соотношения заработков - 1,2.
- по нормам п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ - не фактический, а «осовремененный» заработок, который рассчитывается путем увеличения фактического заработка на все полагающиеся по законодательству повышающие коэффициенты и индексы; применяются понятия "минимальный размер пенсии", "компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации", введено ограничение в размере расчетной пенсии (660 рублей).
В соответствии со ст. ст. 15 и 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется как сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии и произведения индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
С учетом того, что пунктами 3 и 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» установлено отличное определение заработков, учитываемых при исчислении расчетного размера пенсии, то соответственно, размер страховой пенсии по старости будет отличаться в зависимости от выбранного варианта расчета (по пункту 3 или по пункту 4).
Как следует из материалов дела, Рябов Н.А. страховая пенсия рассчитана по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях», при расчете пенсии период учебы не включен общий трудовой стаж, период военной службы по призыву включен в календарном исчислении. Размер пенсии составил на дату назначения 13 562,17 руб.(страховая пенсия 8 579,27 руб. + фиксированная выплата 4 982,90 руб.) (л.д.91-93).
При расчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях», с включением в трудовой стаж периода обучения в училище с ДД.ММ.ГГГГ и периода военной службы по призыву в двойном размере (с учетом заработка за 2000 – 2001 годы с применения коэффициента осовременивания) размер страховой пенсии на дату назначения составит 10 887,58 руб. (страховая пенсия 5 904,68 руб. + фиксированная выплата 4 982,90 руб.) (л.д. 91-93).
Таким образом, при оценке пенсионных прав по п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», предусматривающему включение в общий трудовой стаж периода учебы календарно и периода военной службы в дойном размере, размер пенсии истца составит меньшую сумму, следовательно, оценка пенсионных прав истца по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», не предусматривающему включение в общий трудовой стаж указанных периодов, является для истца наиболее выгодной.
Учитывая, что требование о включении спорных периодов заявлено истцом исключительно с целью последующего перерасчета назначенной ему страховой пенсии по старости, в то время как произведенный ответчиком в отношении истца расчет пенсии является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и не нарушающим права истца, расчетный размер трудовой пенсии истца при оценке его пенсионных прав определен ответчиком по наиболее выгодному варианту в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», то оснований для удовлетворения заявленных Рябов Н.А. требований о перерасчете пенсии не имеется.
Тот факт, что ответчиком в сведениях о стаже учтен меньший период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а не фактический период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на размер пенсии не влияет, так как в любом случае период обучения по наиболее выгодному варианту не подлежит включению в общий трудовой стаж.
Довод истца о том, что размер его пенсии должен быть определен в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» с включением в общий трудовой стаж периода обучения и включения военной службы в двойном размере, предусмотренного п. 4 ст. 30 названного Федерального закона, т.е. с одновременным применением положений пунктов 3 и 4 статьи 30 данного Федерального закона, является несостоятельным, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных соответственно в пункте 3 и пункте 4 ст. 30 Федерального закона от «О трудовых пенсиях».
Согласно пп. 3 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012 расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи.
Как разъяснено в пп. 4 "б" п. 28 указанного постановления продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление.
Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в ст. 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 ст. 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Согласно указанному Постановлению Конституционного суда РФ норма пункта 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях " не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила. Содержащаяся в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Суд также не может согласиться с доводами истца о том, что он продолжает являться гражданином СССР, гражданином РФ не является, поскольку согласно извещению из Государственного архива РФ от 13.02.2020 №589-С процедуру выхода из гражданства СССР не проходил, с заявлением о вступлении в гражданство РФ не обращался, данный факт никем не оспорен в судебном порядке, в связи с чем при расчете и назначении пенсия должна быть назначена и рассчитана в соответствии с законодательством СССР в размере 33 680, 55 руб.
Правила регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок его приобретения и прекращения определены Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а также Законом РФ от 28.11.1991 № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации».
Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 5).
Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом (статья 10).
Согласно ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Рябов Н.А., являясь бывшим гражданином СССР и постоянно проживая на территории РСФСР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в силу закона был признан гражданином Российской Федерации.
Ссылка на то, что иные органы не обратились с заявлением об оспаривании наличия у Рябов Н.А. статуса гражданина СССР, а также указание на сведения из «Государственного архива РФ» №589-С, основаны на ошибочном толковании и применении норм права, так как в силу прямого указания статьи 13 ФЗ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» именно гражданин должен был заявить о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Рябов Н.А. получил паспорт гражданина РФ, не оспаривал свое гражданство, отсутствие обращения Рябов Н.А. в органы государственной власти о выходе из гражданства Российской Федерации либо СССР в течение одного года после этого дня (день вступления в силу Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» - 6 февраля 1992 года) явилось подтверждением принятия им гражданства Российской Федерации в порядке признания.
В указанной связи страховая пенсия по старости была назначена гражданину РФ Рябов Н.А. в соответствии с действующим на территории Российской Федерации пенсионным законодательством.
Поскольку иные требования о компенсации морального вреда, о взыскании недополученной пенсии, об установлении пенсии в размере 33 680,55 руб. являются производными от основного требования – перерасчета размера пенсии и назначения пенсии в соответствии с ранее действующим законодательством СССР в силу гражданства СССР, в удовлетворении которого было отказано, то и данные требования подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░.