Решение по делу № 2-4376/2024 от 30.10.2024

                дело № 2-4376/2024

        УИД 61RS0005-01-2024-007228-33

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 декабря 2024 года Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе: председательствующего судьи Толстовой Н.П.,

при секретаре Гатковской Я.Н.,

с участием помощника Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области Кондрашова А.И.,

представителя ответчиков ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по РО, ГУФСИН России по РО, ФСИН России по доверенности Толордава К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, ФСИН России об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону с указанным исковым заявлением ссылаясь на то, что Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области была проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой было установлено наличие ряда нарушений действующего законодательства, которые истец и просил суд обязать ответчика ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области устранить, так, в частности, Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области просил суд обязать ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия: в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 11, 24 ФЗ № 52, п. 2.7, 2.11, 8.2.32 8.4.6 СП 2.1.3678-20 в помещениях для хранения личных вещей отряда № 6, спальном помещении № 1 отряда № 6, спальном помещении № 3 отряда № 5, комнатах приема пищи и спальных помещениях отрядов № 1,2 и 4 устранить дефекты внутренней отделки стен; в соответствии со ст. 82, 83 УИК РФ, п. 6 Перечня технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных учреждений, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11.11.2023 №3171-Р, п. 17 Порядка применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзор и контроля в следственных изоляторах уголовноисполнительной системы и порядка применения технических средств надзора и контроля в исправительных учреждениях, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации №359 от 30.11.2023, оборудовать учреждение техническими средствами подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными аппаратами, беспилотными транспортными средствами и иными автоматизированными беспилотными комплексами для пресечения их несанкционированного нахождения на территории исправительного учреждения; в соответствии со ст. 82, 83 УИК РФ, п. 5, п.п. 2 п. 17, п.п. 8 п. 18 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, провести капительный ремонт основного ограждения участков периметра № 1, 6, 8, 9, 10, участков периметра № 4, 5 внешней запретной зоны, тропы наряда участков периметра № 7-9, тропы караула участков периметра № 4-6, 9, противопобегового заграждения «Шиповник» по всему периметру учреждения за исключением участка № 1, кирпичной кладки стен производственных цехов, прилегающих к участкам периметра № 7, 8; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ч. 10 ст. 82, ч. 4 ст. 51, ч. 1, 14 ст. 88 ФЗ № 123, п. 15, 43, 54, 289, 293 Правил № 1479, таб. 3 п. 7 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582 обеспечить в цехе ЛКМ электрооборудования во взрывоопасном помещении со средствами пожаровзрывозащиты, обеспечить очистку воздуховодов от горючих отходов и отложений; проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими    требуемый    предел    огнестойкости    и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров между цехом по изготовления лакокрасочных материалов и смежным помещением склада; обеспечить работоспособность системы автоматического пожаротушения в цехе ЛКМ, вывести аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, в цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный №3, на швейном производстве из перечисленных помещений; разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности дверь между цехом по изготовления лакокрасочным материалом и смежным помещением склада; обеспечить в месте пересечения противопожарной стены шахтой вентиляции автоматическое устройство, предотвращающие распространение продуктов горения по шахтам; оборудовать помещения склада ЛКМ №1, склада ЛКМ №2, цеха электродного № 1 системой пожаротушения; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, пп. «д» п. 16, 35, 54, 60 Правил № 1479 установить в швейном цехе снятые предусмотренные проектной документацией эвакуационные двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; обеспечить исправное состояние системы аварийного освещения между 7 и 8 кабинетом административного здания; ремонт и техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре; эксплуатацию светильников без снятия колпаков (рассеивателей), предусмотренными конструкцией в цехе изготовления металлической тары в помещении бытовки, в швейном цехе в подсобном помещении; обеспечить объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), а именно патрубков для огнетушителей; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, п. 48 таб. 3 Свода правил. «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.», утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, установить в помещениях цеха электродов № 1, в помещении мастера цеха, в коридоре между цехами вторсырья офисные помещения № 1 и № 2, в помещении по производству сувенирных изделий, в цехе электродный № 2 в инструментальной комнате № 1 и № 2, в комнате приема пищи, в пожарной части, в гараже пожарной части № 1 и гараж № 2 пожарную сигнализацию; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ч. 4 ст. 51 ФЗ № 123 п. 7 таб. 3 СП 486.1311500.2020, п. 7.1, п. 7.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 № 559 (СП 10.13130.2020), оборудовать цех электродный № 1 системой пожаротушения, производственные и складские здания в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный № 3, на швейном производстве системой внутреннего противопожарного водопровода; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, пп. «б» п. 16, 73 Правил № 1479, п. 6.9.15 СП 4.13130.2013 обеспечить очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора на промышленной зоне; расстояние от точки проекции лестницы до проекции оконных проемов не менее 1 м офисного помещения электродно-флюсового производства; проложить газовую трубу, идущею по электродному цеху № 3 вдоль здания прокладывается по наружной стене зданий по простенку шириной более 1,5 м.; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, п. 13, 54 Правил № 1479, п. 6.2.6 СП 4.13130.2013 обеспечить соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствования металлических конструкций крыши; соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствования деревянных конструкций на вторых этажах на промышленной зоне; на объекте защиты, а именно: электродный № 1, склад ЛКМ № 1, склад ЛКМ № 2, цех ЛКМ, механическая обработка металлов и других материалов, цех вторсырья № 1, цех вторсырья № 2 под остеклением зенитных фонарей, выполненных из листового силикатного стекла (стеклопакетов, профильного стекла), а также вдоль внутренней стороны остекления прямоугольных светоаэрационных фонарей установить устройства защитной металлической сетки; организовать работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, а именно: в пищевом цехе в помещении электрогриля, в здании ПТУ в помещении методического кабинета снять колпаки с СПС. Также истец просил суд обязать ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области с целью устранения исправительной колонией вышеуказанных нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства.

В судебном заседании помощник Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области Кондрашов А.И. заявленные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчиков ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по РО, ГУФСИН России по РО, ФСИН России по доверенности Толордава К.М. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела (л.д. 107-113).

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом установлено, что ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области (далее ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по РО) является юридическим лицом, зарегистрировано и состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону.

Согласно Уставу ИК-2, утвержденному приказом ФСИН России от 27.12.2021 №1184 (далее Устав), исправительная колония является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 2.1 Устава предметом и целями деятельности учреждения является, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, правопорядка и законности в учреждении, безопасности осужденных, создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

На основании п. 2.5.1, 2.5.2 Устава для достижения указанных в п. 2.1 Устава целей, учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных, а также осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных, эксплуатацию зданий, помещений и имущества учреждения, выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

В соответствии с требованиями статей 82 и 83 УИК РФ в исправительных учреждениях устанавливается режим, обеспечивающий порядок исполнения и отбывания лишения свободы, охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания, администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Статья 99 УИК РФ регламентирует право осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение в период отбывания наказания.

Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ № 52) устанавливает санитарно-эпидемиологические требования.

Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24.12.2020    №44 утверждены санитарно-эпидемиологические требования (СП 2.1.3678-20) к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг (далее СП 2.1.3678-20).

Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (СП 308.1325800.2017), утвержденный приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр (далее Свод правил), предъявляет требования к проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (далее Нормы обеспечения).

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее ФЗ № 69) и Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ №123) устанавливают требования к пожарной безопасности.

Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области была проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой было установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ, ст. 11, 24 ФЗ № 52, п. 2.7, 2.11, 8.2.32 8.4.6 СП 2.1.3678-20 в помещениях для хранения личных вещей отряда № 6, спальном помещении № 1 отряда № 6, спальном помещении № 3 отряда № 5, комнатах приема пищи и спальных помещениях отрядов № 1,2 и 4 выявлены дефекты внутренней отделки стен.

Вопреки требованиям ст. 82, 83 УИК РФ, п. 6 Перечня технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных учреждений, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11.11.2023 №3171-Р, п. 17 Порядка применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзор и контроля в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы и порядка применения технических средств надзора и контроля в исправительных учреждениях, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации №359 от 30.11.2023, в учреждении отсутствуют технические средства подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными аппаратами, беспилотными транспортными средствами и иными автоматизированными беспилотными комплексами для пресечения их несанкционированного нахождения на территории исправительного учреждения.

В нарушение ст. 82, 83 УИК РФ, п. 5, п.п. 2 п. 17, п.п. 8 п. 18 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, основное ограждение участков периметра № 1,6, 8, 9, 10, участков периметра № 4, 5 внешней запретной зоны, тропы наряда участков периметра № 7-9, тропы караула участков периметра № 4-6, 9, противопобегового заграждения «Шиповник» по всему периметру учреждения за исключением участка № 1, кирпичной кладки стен производственных цехов, прилегающих к участкам периметра № 7, 8 требуют капитального ремонта.

Вопреки ст. 99 УЖ РФ, ч. 10 ст. 82, ч. 4 ст. 51, ч. 1, 14 ст. 88 ФЗ № 123, п. 15, 43, 54, 289, 293 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правил № 1479), таб. 3 п. 7 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582 в цехе ЛКМ допущено использование электрооборудования без средств пожаровзрывозащиты во взрывоопасном (взрывопожароопасном, пожароопасном) помещении; не обеспечены очистка воздуховодов от горючих отходов и отложений; проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров между цехом по изготовления лакокрасочных материалов и смежным помещением склада; система автоматического пожаротушения в цехе ЛКМ находится не в работоспособном состоянии, аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в здании цеха электродов №    1, в цехе изготовления металлической тары, в цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный №3, на швейном производстве находятся на перечисленных помещениях; дверь между цехом по изготовления лакокрасочным материалом и смежным помещением склада не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности; в месте пересечения противопожарной стены шахтой вентиляции не предусмотрено автоматическое устройство, предотвращающие распространение продуктов горения по шахтам; помещения склада ЛКМ №1, склада ЛКМ №2, цеха электродного №1 не оборудованы системой пожаротушения.

Вопреки требованиям ст. 99 УИК РФ, пп.. «д» п. 16, 35, 54, 60 Правил № 1479 в швейном цехе сняты предусмотренные проектной документацией эвакуационные двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; не обеспечено исправное состояние системы аварийного освещения между 7 и 8 кабинетом административного здания; ремонт и техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре; эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией в цехе изготовления металлической тары в помещении бытовки, в швейном цехе в подсобном помещении; объект защиты не обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), а именно патрубков для огнетушителей.

В нарушение требований ст. 99 УИК РФ, п. 48 таб. 3 Свода правил. «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, в помещениях цеха электродов № 1 в помещении мастера цеха, в коридоре между цехами вторсырья офисные помещения № 1 и № 2, в помещении по производству сувенирных изделий, в цеху электродный № 2 в инструментальной комнате № 1 и № 2, в комнате приема пищи, в пожарной части, в гараже пожарной части № 1 и гараж № 2 отсутствует пожарная сигнализация.

Вопреки требованиям ст. 99 УИК РФ, ч. 4 ст. 51 ФЗ № 123 п. 7 таб. 3 СП 486.1311500.2020, п. 7.1, п. 7.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 № 559 (СП 10.13130.2020), цех электродный № 1 не оборудован системой пожаротушения, производственные и складские здания в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный № 3, на швейном производстве отсутствует система внутреннего противопожарного водопровода.

В нарушение требований ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, пп. «б» п. 16, 73 Правил № 1479, п. 6.9.15 СП 4.13130.2013 в швейном цехе сняты предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; не обеспечена очистка объекта защиты от горючих отходов, мусора на промышленной зоне; расстояние от точки проекции лестницы до проекции оконных проемов не менее 1 м офисного помещения электродно-флюсового производства; газовая труба, идущая по электродному цеху № 3 вдоль здания прокладывается по наружной стене зданий по простенку шириной менее 1,5 м.

Вопреки требованиям ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, п. 13, 54 Правил № 1479, п. 6.2.6 СП 4.13130.2013 не обеспечено соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствование металлических конструкций крыши; соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствование деревянных конструкций на вторых этажах на промышленной зоне; на объекте защиты, а именно: электродный № 1, склад ЛКМ № 1, склад ЛКМ № 2, цех ЛКМ, механическая обработка металлов и других материалов, цех вторсырья № 1, цех вторсырья № 2 под остеклением зенитных фонарей, выполненных из листового силикатного стекла (стеклопакетов, профильного стекла), а также вдоль внутренней стороны остекления прямоугольных светоаэрационных фонарей не предусмотрены устройства защитной металлической сетки; не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, а именно: в пищевом цехе в помещении электрогриля, в здании ПТУ в помещении методического кабинета не сняты колпаки с СПС.

Неисполнение администрацией ИК-2 в полном объеме требований уголовно-исполнительного законодательства влечет нарушение прав осужденных на материально-бытовое обеспечение, норм пожарной безопасности, безопасные условия отбывания наказания в полной мере не обеспечиваются, что может привести к различным негативным последствиям.

Несмотря на принимаемые с июня по август 2024 года меры прокурорского реагирования (представления №17-36-2024/103 от 24.06.2024, №17-53-2024/20600067 от 30.07.2024, № 17-36/Прдп211-24-20600010 от 28.08.2024, № 17-36/Прдп228-24-20600010 от 30.09.2024) нарушения до настоящего времени не устранены, права осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение и безопасные условия отбывания наказания не восстановлены.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. На основании ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с Уставом ИК-2 является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Российская Федерация.

Статьей 150 ГК РФ предусмотрена защита жизни и здоровья, других нематериальных благ в судебном порядке. Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, в связи с чем предъявление настоящего искового заявления направлено на возложение на учреждение обязанности исполнить требования федерального законодательства.

На основании изложенного суд находит заявленные Ростовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области требования в части обязания ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по РО устранить указанные в исковом заявлении нарушения действующего законодательства законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчиков о том, что функционирование цехов ЛКМ №1 и ЛКМ № 2 прекращено, оборудование вывезено и данные цеха в настоящее время реорганизованы, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора о приведении помещений данных цехов в соответствие с действующим законодательством, поскольку как пояснила в судебном заседании представитель ответчиков в данных помещениях планируется открыть иные цеха, следовательно, данные помещения должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством.

Также суд полагает необходимым отметить, что неукоснительное исполнение норм УИК РФ, обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в учреждения ИК, охрана здоровья осужденных являются одними из основных задач уголовно-исполнительной системы в целом. Выполнение возложенных законодательством на исправительное учреждение обязанностей, соблюдение прав осужденных не должны ставиться в зависимость от недостатка финансирования предпринимаемых ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по РО мероприятий.

На основании ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

Таким образом, обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по РО, сам факт нарушения ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по РО санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства, который нашел свое подтверждение в суде и не оспаривается ответчиком, свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц - отбывающих наказание в исправительном учреждении.

Доказательств, опровергающих данный вывод, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду представлено не было.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, исходя из характера правоотношений, суд полагает возможным предоставить ответчику ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по РО шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу для его исполнения. Определяя данный срок суд исходит из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика. Доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда, в установленный судом срок, суду не представлено. Суд полагает, что предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению прав, законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца об обзании ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ ИК- 2 ГУФСИН России по Ростовской области с целью устранения исправительной колонией вышеуказанных нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, по следующим основаниям.

Так, в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Приказом ФСИН России от 13.04.2020 № 252 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который устанавливает требования к составлению, утверждению и ведению бюджетных смет ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и ФКУ уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) Российской Федерации, их обособленных (структурных) подразделений без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета в соответствии с которым составлением бюджетной сметы в целях настоящего Порядка является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до ФСИН России, территориальных органов и учреждений УИС лимитов бюджетных обязательств по расходам федерального бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по выполнению функций ФСИН России, территориальных органов и учреждений УИС.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.

Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.

При этом, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Согласно п. 3.2 Устава ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области учреждение осуществляет планирование, финансово-хозяйственное обеспечение, подготовку отчетной документации, ее хранение, защиту имущественных и иных прав (л.д. 716).

Согласно п. 5.9 Устава ИК-2 источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета (л.д. 75).

Следует отметить, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5 Положения).

Таким образом, исходя из изложенных норм действующего законодательство, ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области является обособленным юридическим лицом, в чьи полномочия входят, в том числе обращение к главному распорядителю бюджетных средств с целью формирования бюджета с целью финансирования мероприятий по содержанию и обслуживанию исправительного учреждения.

Однако, истцом были заявлены требования не об обязании ГУФСИН России по Ростовской области обратиться к главному распорядителю бюджетных средств с целью получения финансирования, а об обязании ГУФСИН России по Ростовской области, не являющегося таковым и не имеющего самостоятельных средств на осуществление столь масштабных работ, а также об обязании ФСИН России сразу с момента вынесения решения суда произвести финансирование всего объема работ, что не исполнимо.

Кроме того, согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской федерации от 13.10.2004 года №1314 данный орган осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

При этом, как неоднократно указывал Верховный Суд РФ, понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2020 № 81-КГ20-1.

Кроме того, определить конкретную сумму денежных затрат, необходимых для устранения выявленных нарушений в рассматриваемом случае невозможно. Поскольку в данном случае необходимо определить суммы затрат, необходимых для исполнения решения суда, составление сметы и утверждение соответствующего бюджета, и выполнение иных организационных вопросов, которые могут быть осуществлены только за счет средств государственного бюджета, требования истца об обязании ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России сразу с момента вынесения решения суда, как о том просит истец, произвести финансирование ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области для устранения последним выявленных нарушений законодательства, удовлетворению в заявленной редакции не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, ФСИН России об обязании совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Обязать ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:

в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 11, 24 ФЗ № 52, п. 2.7, 2.11, 8.2.32 8.4.6 СП 2.1.3678-20 в помещениях для хранения личных вещей отряда № 6, спальном помещении № 1 отряда № 6, спальном помещении № 3 отряда № 5, комнатах приема пищи и спальных помещениях отрядов № 1,2 и 4 устранить дефекты внутренней отделки стен;

в соответствии со ст. 82, 83 УИК РФ, п. 6 Перечня технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных учреждений, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11.11.2023 №3171-Р, п. 17 Порядка применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзор и контроля в следственных изоляторах уголовноисполнительной системы и порядка применения технических средств надзора и контроля в исправительных учреждениях, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации №359 от 30.11.2023, оборудовать учреждение техническими средствами подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными аппаратами, беспилотными транспортными средствами и иными автоматизированными беспилотными комплексами для пресечения их несанкционированного нахождения на территории исправительного учреждения;

в соответствии со ст. 82, 83 УИК РФ, п. 5, п.п. 2 п. 17, п.п. 8 п. 18 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, провести капительный ремонт основного ограждения участков периметра № 1, 6, 8, 9, 10, участков периметра № 4, 5 внешней запретной зоны, тропы наряда участков периметра № 7-9, тропы караула участков периметра № 4-6, 9, противопобегового заграждения «Шиповник» по всему периметру учреждения за исключением участка № 1, кирпичной кладки стен производственных цехов, прилегающих к участкам периметра № 7, 8;

в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ч. 10 ст. 82, ч. 4 ст. 51, ч. 1, 14 ст. 88 ФЗ № 123, п. 15, 43, 54, 289, 293 Правил № 1479, таб. 3 п. 7 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582 обеспечить в цехе ЛКМ электрооборудования во взрывоопасном помещении со средствами пожаровзрывозащиты, обеспечить очистку воздуховодов от горючих отходов и отложений; проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими    требуемый    предел    огнестойкости    и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров между цехом по изготовления лакокрасочных материалов и смежным помещением склада; обеспечить работоспособность системы автоматического пожаротушения в цехе ЛКМ, вывести аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, в цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный №3, на швейном производстве из перечисленных помещений; разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности дверь между цехом по изготовления лакокрасочным материалом и смежным помещением склада; обеспечить в месте пересечения противопожарной стены шахтой вентиляции автоматическое устройство, предотвращающие распространение продуктов горения по шахтам; оборудовать помещения склада ЛКМ №1, склада ЛКМ №2, цеха электродного № 1 системой пожаротушения;

в соответствии со ст. 99 УИК РФ, пп. «д» п. 16, 35, 54, 60 Правил № 1479 установить в швейном цехе снятые предусмотренные проектной документацией эвакуационные двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; обеспечить исправное состояние системы аварийного освещения между 7 и 8 кабинетом административного здания; ремонт и техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре; эксплуатацию светильников без снятия колпаков (рассеивателей), предусмотренными конструкцией в цехе изготовления металлической тары в помещении бытовки, в швейном цехе в подсобном помещении; обеспечить объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), а именно патрубков для огнетушителей;

в соответствии со ст. 99 УИК РФ, п. 48 таб. 3 Свода правил. «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, установить в помещениях цеха электродов № 1, в помещении мастера цеха, в коридоре между цехами вторсырья офисные помещения № 1 и № 2, в помещении по производству сувенирных изделий, в цехе электродный № 2 в инструментальной комнате № 1 и № 2, в комнате приема пищи, в пожарной части, в гараже пожарной части № 1 и гараж № 2 пожарную сигнализацию;

в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ч. 4 ст. 51 ФЗ № 123 п. 7 таб. 3 СП 486.1311500.2020, п. 7.1, п. 7.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 № 559 (СП 10.13130.2020), оборудовать цех электродный № 1 системой пожаротушения, производственные и складские здания в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный № 3, на швейном производстве системой внутреннего противопожарного водопровода;

в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, пп. «б» п. 16, 73 Правил № 1479, п. 6.9.15 СП 4.13130.2013 обеспечить очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора на промышленной зоне; расстояние от точки проекции лестницы до проекции оконных проемов не менее 1 м офисного помещения электродно-флюсового производства; проложить газовую трубу, идущею по электродному цеху № 3 вдоль здания прокладывается по наружной стене зданий по простенку шириной более 1,5 м.;

в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, п. 13, 54 Правил № 1479, п. 6.2.6 СП 4.13130.2013 обеспечить соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствования металлических конструкций крыши; соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствования деревянных конструкций на вторых этажах на промышленной зоне; на объекте защиты, а именно: электродный № 1, склад ЛКМ № 1, склад ЛКМ № 2, цех ЛКМ, механическая обработка металлов и других материалов, цех вторсырья № 1, цех вторсырья № 2 под остеклением зенитных фонарей, выполненных из листового силикатного стекла (стеклопакетов, профильного стекла), а также вдоль внутренней стороны остекления прямоугольных светоаэрационных фонарей установить устройства защитной металлической сетки; организовать работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, а именно: в пищевом цехе в помещении электрогриля, в здании ПТУ в помещении методического кабинета снять колпаки с СПС.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2024 года.

Судья:

2-4376/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области
ГУФСИН России по Ростовской области
Другие
Кондрашов Андрей Игоревич
Толордава Кристина Муртазиевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на сайте суда
oktyabrsky.ros.sudrf.ru
30.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2024Передача материалов судье
01.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2024Судебное заседание
03.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее