Судья Сорина Е.В.
Дело № 7-477/2019 / 12-183/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 27 марта 2019 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании протест заместителя Пермского транспортного прокурора Гребневой М.В. на постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 05.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Васильева Александра Анатольевича,
у с т а н о в и л а:
06.11.2018 заместителем Пермского транспортного прокурора Гребневой М.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ, в отношении старшего государственного инспектора по маломерным судам группы технического надзора федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю» (далее ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю») Васильева А.А.
Основанием для вынесения постановления послужили грубые нарушения, допущенные должностным лицом Васильевым А.А. при проведении 01.06.2018 внеплановой выездной проверки выполнения обязательных требований, регламентирующих порядок пользования базами для стоянок маломерных судов в отношении лодочной базы «***» по адресу: ****, принадлежащей Ассоциации (Некоммерческому партнерству) Клуб водного туризма «***». В нарушение Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012 № 607, внеплановая выездная проверка проведена в отсутствие оснований ее проведения, без согласования с органами прокуратуры, без распоряжения руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), по итогам проверки акт проверки установленной формы не составлялся и проверяемому лицу не предоставлялся.
Постановлением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 05.02.2019 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ, в отношении старшего государственного инспектора по маломерным судам группы технического надзора Васильева А.А. прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте заместитель Пермского транспортного прокурора Гребнева М.В., не согласившись с выводами судьи районного суда, ставит вопрос об отмене данного постановления и направлении дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник Пермского транспортного прокурора Юмшанова М.В. доводы протеста поддержала.
Васильев А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения протеста, участие в судебном заседании не принимал, просил отложить рассмотрение протеста, указав на нахождение в отпуске с выездом за пределы г. Перми. Ходатайство Васильева А.А. рассмотрено, оставлено без удовлетворения.
Изучив доводы протеста, заслушав помощника прокурора Юмшанову М.В., исследовав материалы дела, оснований для удовлетворения протеста судья краевого суда не усматривает.
Часть 2 ст.19.6.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Статья 10 названного Федерального закона устанавливает порядок организации и проведения внеплановой выездной проверки.
При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении заместитель Пермского транспортного прокурора исходил из того, что фактически должностным лицом Васильевым А.А. 01.06.2018 проводилась внеплановая выездная проверка лодочной базы «***», вследствие чего в данном случае необходимо было руководствоваться положениями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, а также требованиями Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012 № 607, в части регламента проведения внеплановой проверки.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях Васильева А.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что 01.06.2018 должностным лицом ГИМС проводилось техническое освидетельствование лодочной базы «Норд» в рамках одной из основных задач Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по осуществлению учета, ежегодного освидетельствования баз для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдаче разрешений на их эксплуатацию.
Указанные выводы сделаны на основании оценки собранных по делу доказательств, основаны на анализе действующего законодательства, регулирующего деятельность Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда, в том числе, об отсутствии в действиях Васильева А.А. при проведении надзорных мероприятий 01.06.2018 в отношении лодочной базы «Норд», не имеется.
В силу п.3 утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность, в том числе, в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах, переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ, а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации.
Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты) и обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах (п.4).
Из системного толкования содержания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Государственной инспекции по маломерным судам, в частности указанного выше Положения, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 501 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, следует, что под государственным надзором понимается не только деятельность Государственной инспекции по маломерным судам, регулируемая Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ, то и иная деятельность.
Так, одной из функций Государственной инспекции по маломерным судам в силу п.5 Положения, поименованных выше Правил, является учет, ежегодное освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, осуществление выдачи разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами.
Во исполнение указанной функции по ежегодному освидетельствованию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов утвержденные приказом МЧС России от 29.06.2005 №501 Правила в разделе III предусматривают порядок осуществления технического надзора за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, включающего в себя проведение ежегодных технических освидетельствований и осуществление контроля в период их пользования за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов и правил охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах».
Как следует из материалов дела, в рамках плана контрольно-надзорной деятельности ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю» на 2018 год был утвержден график проведения освидетельствования лодочных баз зоны ответственности Пермского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю» на 2018 год. Мероприятия по освидетельствованию лодочной базы «*** по адресу: **** согласно графику запланированы 01.06.2018 в 10 часов 00 минут. В соответствии с требованиями п.3 Правил проведение указанного мероприятия согласовано с ответственным лицом лодочной базы «***» - директором Ассоциации (НП) КВТ «***» Ш.
По итогам освидетельствования 01.06.2018 должностным лицом Васильевым А.А. составлен акт освидетельствования базы (сооружения) для стоянок маломерных судов согласно п.3.5 Правил. Форма акта соответствует приложению 2 к Правилам.
Представленные материалы по своей совокупности дают достаточные основания полагать, что должностным лицом Васильевым А.А. в отношении указанной лодочной базы 01.06.2018 осуществлялся именно технический надзор, а, следовательно, положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ к возникшим правоотношениями не применимы.
Доводы протеста о проведении проверочных мероприятий, подлежащих регулированию Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ, на материалах дела не основаны, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств.
То обстоятельство, что по результатам мероприятий должностным лицом помимо акта было вынесено предписание, что, по мнению заместителя транспортного прокурора, возможно исключительно в рамках осуществления государственного контроля (надзора), подпадающего под регулирование Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденным приказом МЧС России от 18.10.2012 № 607, само по себе не свидетельствует о том, что в данном случае имели место иные мероприятия, нежели технический надзор. Оценка обоснованности и правомерности вынесения предписания в данном случае не может быть дана, поскольку проверка законности предписания к обстоятельствам, подлежащим установлению в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в рамках настоящего дела, не относится.
В силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Заявляя требование об отмене постановления судьи районного суда, прокурор не приводит доводов о существенных нарушениях судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, повлекших отсутствие всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела.
С учетом изложенного протест удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 05.02.2019 оставить без изменения, протест заместителя Пермского транспортного прокурора Гребневой М.В. – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись