Решение по делу № 33-5043/2023 от 30.10.2023

Докладчик Степанова З.А. Апелляционное дело № 33-5043/2023

Судья Степанова Т.И. Дело №2-308/2023

УИД 21RS0007-01-2023-000339-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2023 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Ярадаева А.В.,

судей Степановой З.А., Спиридонова А.Е.,

при секретаре судебного заседания Федотовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козловского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» Козловского муниципального округа Чувашской Республики и администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, поступившее по апелляционной жалобе администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2023 года,

установила:

Прокурор Козловского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» Козловского муниципального округа Чувашской Республики и администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об образовании, о военно-патриотическом воспитании в деятельности МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» «Козловского муниципального округа Чувашской Республики (далее - МБОУ «Андреево-Базарская СОШ») по организации обучения начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведения проверки исполнения законодательства об образовании, о военно-патриотическом воспитании в деятельности МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» установлено, что МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 08 декабря 2011 года. В соответствии с п.п. 2.1, 2.4.1 Устава МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства. Основная деятельность: реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Однако материально-техническое оснащение МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» не соответствует нормативам материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно отсутствуют: общевойсковые противогазы в количестве 75 шт., общевойсковой защитный комплект в количестве 1 шт., респиратор в количестве 5 шт., бытовой дозиметр в количестве 1 шт., макет простейшего укрытия в разрезе в количестве 1 шт., макет убежища в разрезе в количестве 1 шт., компас в количестве 75 шт., аптечка АИ в количестве 1 шт., пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 шт., шина фанерная длиной 1 м в количестве 1 шт., жгут кровоостанавливающий эластичный в количестве 3 шт., манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знак нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флаг Красного Креста в количестве 1 шт. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств. В соответствии с п. 1.4 Устава МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» (далее - устав) учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование - Козловский муниципальный округ Чувашской Республики. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Козловского муниципального округа. Согласно п. 1.3. Устава Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы. Поскольку деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества муниципальным образованием администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики, вопросы обеспечения и организации общедоступного бесплатного общего, в том числе и основного общего образования на территории округа отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления. Отсутствие вышеуказанного материально-технического оснащения МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» не позволяет получить обучающимися в полном объеме знания и навыки, предусмотренные государственными образовательными стандартами, что нарушает гарантированное конституционное право обучающихся на образование. Ссылаясь на указанные обстоятельства просит возложить:

- на администрацию Козловского муниципального округа обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование закупки муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно: общевойскового противогаза в количестве 75 шт., общевойскового защитного комплекта в количестве 1 шт., респиратора в количестве 5 шт., бытового дозиметра в количестве 1 шт., макета простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., макета убежища в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., компаса в количестве 75 шт., аптечки АИ в количестве 1 шт., пакетов перевязочных ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекта медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шины проволочной (лестничной) для ног в количестве 1 шт., шины проволочной (лестничной) для рук в количестве 1 шт., шины фанерной длиной 1 м в количестве 1 шт., жгута кровоостанавливающего эластичного в количестве 3 шт., манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шины транспортной Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знака нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флага Красного Креста в количестве 1 шт.;

- на муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБОУ «Андреево-Базарская СОШ», расположенном по адресу: <адрес>, обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня поступления финансирования из администрации Козловского муниципального округа закупить учебно-наглядных пособий и медицинское имущество для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно: общевойсковые противогазы в количестве 75 шт., общевойсковой защитный комплект в количестве 1 шт., респиратор в количестве 5 шт., бытовой дозиметр в количестве 1 шт., макета простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., макета убежища в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., компас в количестве 75 шт., аптечка АИ в количестве 1 шт., пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 шт., шина фанерная длиной 1 м в количестве 1 шт., жгут кровоостанавливающий эластичный в количестве 3 шт., манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знак нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флаг Красного Креста в количестве 1 шт.

В судебном заседании помощник прокурора Козловского района Чувашской Республики Захарова О.С. исковое заявление поддержала и просила его удовлетворить.

Представитель ответчика - МБОУ «Андреево-Базарская СОШ», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, от директора МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» Митрофановой М.Р. в суд поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело без ее участия, решение оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика - администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики Маркова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, что администрация Козловского муниципального округа не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как надлежащим ответчиком является Министерство образования Чувашской Республики. В соответствии с п.6 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). В соответствии с п. 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общею,?среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из толкований вышеприведенных норм следует, что органом государственной власти в сфере образования Чувашской Республики является Министерство образования Чувашской Республики к полномочиям которого относится: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования: муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций бюджету Козловского муниципального округа, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения.

Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2023 года постановлено: «Исковые требования прокурора Козловского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН <данные изъяты>) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование закупки муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно: общевойскового противогаза по количеству обучающихся, общевойскового защитного комплекта в количестве 1 шт., респиратора в количестве 5 шт., бытового дозиметра в количестве 1 шт., макета простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., макета убежища в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., компаса по количеству обучающихся, аптечки АИ в количестве 1 шт., пакетов перевязочных ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекта медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шины проволочной (лестничной) для ног в количестве 1 шт., шины проволочной (лестничной) для рук в количестве 1 шт., шины фанерной длиной 1 м в количестве 1 шт., жгута кровоостанавливающего эластичного в количестве 3 шт., манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шины транспортной Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знака нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флага Красного Креста в количестве 1 шт.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа" Козловского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН: <данные изъяты>), расположенное по адресу: <адрес>, обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня поступления финансирования из администрации Козловского муниципального округа закупить учебно-наглядные пособия и медицинское имущество для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно: общевойсковые противогазы по количеству обучающихся, общевойсковой защитный комплект в количестве 1 шт., респиратор в количестве 5 шт., бытовой дозиметр в количестве 1 шт., макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., компас по количеству обучающихся, аптечка АИ в количестве 1 шт., пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 шт., шина фанерная длиной 1 м в количестве 1 шт., жгут кровоостанавливающий эластичный в количестве 3 шт., манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знак нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флаг Красного Креста в количестве 1 шт.»

Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, администрация Козловского муниципального округа Чувашской Республики подала апелляционную жалобу, в которой просить его отменить в части возложения на него обязанности по финансированию закупки муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы и по делу принять новое решение, которым обязанность по финансированию указанной закупки возложить на Министерство образования Чувашской Республики. Указывает, что при принятии решения судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. Поскольку дополнительное финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств, то судом не установлена обязанность органа государственной власти в сфере образования Чувашской Республики в лице Министерства образования Чувашской Республики по предоставлению субсидии бюджету Козловского муниципального округа для обеспечения финансирования закупки учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Козловского района Чувашской Республики просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Герасимов К.А. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

От администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность заочного решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании), подп. 13 п. 2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организация предоставления указанных видов общедоступного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании, пункт 11 ч. 1 ст. 15, пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 4 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании).

В силу пункта 2 ч. 3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся (п. 1 ч. 6 ст. 28).

В соответствии со ст. 12, 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 11).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Положение).

В соответствии с пп. б, в п. 2 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Согласно пункту 3 Положения, получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах.

Согласно ч.1, 2 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

В соответствии с пунктом 26 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ под средствами обучения и воспитания следует понимать приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 08 декабря 2011 года.

Согласно Уставу МБОУ «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» Козловского муниципального округа Чувашской Республики является муниципальной образовательной организацией, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации постановлением администрации Козловского района Чувашской Республики от 29.08.2011 № 582 «О создании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» Козловского района Чувашской Республики». Учреждение является образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства. Основная деятельность: реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Учредителем школы является муниципальное образование – Козловский муниципальный округ Чувашской Республики. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Козловского муниципального округа. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

В ходе проведенной проверки МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» прокуратурой выявлено, что в учреждении отсутствуют необходимые средствами обучения и воспитания: общевойсковые противогазы в количестве 75 шт., общевойсковой защитный комплект в количестве 1 шт., респиратор в количестве 5 шт., бытовой дозиметр в количестве 1 шт., макет простейшего укрытия в разрезе в количестве 1 шт., макет убежища в разрезе в количестве 1 шт., компас в количестве 75 шт., аптечка АИ в количестве 1 шт., пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 шт., шина фанерная длиной 1 м в количестве 1 шт., жгут кровоостанавливающий эластичный в количестве 3 шт., манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знак нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флаг Красного Креста в количестве 1 шт.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки СОШ от 19 мая 2023 года.

С целью устранения нарушений директору МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» 23.05.2023 прокуратурой Козловского района Чувашской Республики внесено представление .

Из ответа на представление директора МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» Митрофановой М.П. от 23.06.2023 следует, что администрация МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» для обеспечения учебно-материальной базой учреждения в адрес отдела образования и молодежной политики администрации Козловского муниципального округа составляет письмо о выделении дополнительного финансирования для закупки недостающего в предметном кабинете ОБЖ наглядного, технического средства обучения.

До обращения прокурора с иском в суд МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» нарушения материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы не устранены.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 43 Конституции РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом ль 06.10.2003 №13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 №1441, Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, утвержденной совместным приказом Министра обороны Российской Федерации N 96, Министерства образования и науки Российской Федерации N 134 от 24 февраля 2010 г., уставом МБОУ «Андреево-Базарская СОШ», исходя из того, что подготовка граждан по основам военной службы и получение ими начальных знаний в области обороны в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования должно осуществляться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на основании которых в образовательных учреждениях создается и совершенствуется учебно-материальная база, отсутствие вышеуказанного материально-технического оснащения в МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» не позволяет получить обучающимися в полном объеме знания и навыки, предусмотренные государственными образовательными стандартами, что нарушает гарантированное конституционное право обучающихся на образование, пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.

Вместе с тем, учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска в части оснащения МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» общевойсковыми противогазами в кол. 75 штук и компасами в кол. 75 штук.

Также суд первой инстанции указал, что оснащение МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» общевойсковыми противогазами и компасами должно соответствовать требованиям Инструкции, необходимо их наличие в учреждении по количеству обучающихся, как указано в приложении N 1 к Инструкции.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчикам для исполнения судебного решения, суд первой инстанции, из комплекса мероприятий, необходимых для совершения администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики действий по обеспечению финансирования закупки МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, установил разумный и достаточный срок для исполнения решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики и 1 месяц после осуществления администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики финансирования- для МБОУ «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» Козловского муниципального округа Чувашской Республики для осуществления закупки учебно-наглядных пособий и медицинского имущества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права.

Доводы жалобы о том, что обязанность по финансированию закупки учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы необходимо возложить на Министерство образования Чувашской Республики, были предметом рассмотрения дела судом первой инстанции и получили соответствующую оценку, оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции верно отмечено, что исходя из п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктов 1.4, 1.3 Устава МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества муниципальным образованием администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики, вопросы обеспечения и организации общедоступного бесплатного общего, в том числе и основного общего образования на территории округа отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления. В связи с этим администрация Козловского муниципального округа Чувашской Республики является надлежащим ответчиком по данному делу.

Судебная коллегия считает, что возложение именно на администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики обязанности по финансированию Школы на приобретение учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы отвечает требованиям действующего законодательства и возложение обязанности на МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» приобрести указанные учебно-наглядные пособия и медицинское имущество на выделенные денежные средства обосновано и отвечает требованиям действующего законодательства.

В случае недостаточности финансирования образовательное учреждение и органы местного самоуправления должны принимать меры к его увеличению (проводить инвентаризацию, формировать перечень закупаемых учебно-наглядных пособий, медицинского имущества, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебно-наглядных пособий, медицинского имущества и т.п.).

В целом доводы апелляционной жалобы связаны с иным толкованием норм материального права, фактически направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции достаточно полно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий А.В. Ярадаев

Судьи З.А. Степанова

А.Е. Спиридонов

Докладчик Степанова З.А. Апелляционное дело № 33-5043/2023

Судья Степанова Т.И. Дело №2-308/2023

УИД 21RS0007-01-2023-000339-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2023 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Ярадаева А.В.,

судей Степановой З.А., Спиридонова А.Е.,

при секретаре судебного заседания Федотовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козловского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» Козловского муниципального округа Чувашской Республики и администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, поступившее по апелляционной жалобе администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2023 года,

установила:

Прокурор Козловского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» Козловского муниципального округа Чувашской Республики и администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об образовании, о военно-патриотическом воспитании в деятельности МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» «Козловского муниципального округа Чувашской Республики (далее - МБОУ «Андреево-Базарская СОШ») по организации обучения начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведения проверки исполнения законодательства об образовании, о военно-патриотическом воспитании в деятельности МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» установлено, что МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 08 декабря 2011 года. В соответствии с п.п. 2.1, 2.4.1 Устава МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства. Основная деятельность: реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Однако материально-техническое оснащение МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» не соответствует нормативам материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно отсутствуют: общевойсковые противогазы в количестве 75 шт., общевойсковой защитный комплект в количестве 1 шт., респиратор в количестве 5 шт., бытовой дозиметр в количестве 1 шт., макет простейшего укрытия в разрезе в количестве 1 шт., макет убежища в разрезе в количестве 1 шт., компас в количестве 75 шт., аптечка АИ в количестве 1 шт., пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 шт., шина фанерная длиной 1 м в количестве 1 шт., жгут кровоостанавливающий эластичный в количестве 3 шт., манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знак нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флаг Красного Креста в количестве 1 шт. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств. В соответствии с п. 1.4 Устава МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» (далее - устав) учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование - Козловский муниципальный округ Чувашской Республики. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Козловского муниципального округа. Согласно п. 1.3. Устава Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы. Поскольку деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества муниципальным образованием администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики, вопросы обеспечения и организации общедоступного бесплатного общего, в том числе и основного общего образования на территории округа отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления. Отсутствие вышеуказанного материально-технического оснащения МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» не позволяет получить обучающимися в полном объеме знания и навыки, предусмотренные государственными образовательными стандартами, что нарушает гарантированное конституционное право обучающихся на образование. Ссылаясь на указанные обстоятельства просит возложить:

- на администрацию Козловского муниципального округа обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование закупки муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно: общевойскового противогаза в количестве 75 шт., общевойскового защитного комплекта в количестве 1 шт., респиратора в количестве 5 шт., бытового дозиметра в количестве 1 шт., макета простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., макета убежища в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., компаса в количестве 75 шт., аптечки АИ в количестве 1 шт., пакетов перевязочных ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекта медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шины проволочной (лестничной) для ног в количестве 1 шт., шины проволочной (лестничной) для рук в количестве 1 шт., шины фанерной длиной 1 м в количестве 1 шт., жгута кровоостанавливающего эластичного в количестве 3 шт., манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шины транспортной Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знака нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флага Красного Креста в количестве 1 шт.;

- на муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБОУ «Андреево-Базарская СОШ», расположенном по адресу: <адрес>, обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня поступления финансирования из администрации Козловского муниципального округа закупить учебно-наглядных пособий и медицинское имущество для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно: общевойсковые противогазы в количестве 75 шт., общевойсковой защитный комплект в количестве 1 шт., респиратор в количестве 5 шт., бытовой дозиметр в количестве 1 шт., макета простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., макета убежища в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., компас в количестве 75 шт., аптечка АИ в количестве 1 шт., пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 шт., шина фанерная длиной 1 м в количестве 1 шт., жгут кровоостанавливающий эластичный в количестве 3 шт., манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знак нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флаг Красного Креста в количестве 1 шт.

В судебном заседании помощник прокурора Козловского района Чувашской Республики Захарова О.С. исковое заявление поддержала и просила его удовлетворить.

Представитель ответчика - МБОУ «Андреево-Базарская СОШ», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, от директора МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» Митрофановой М.Р. в суд поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело без ее участия, решение оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика - администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики Маркова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, что администрация Козловского муниципального округа не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как надлежащим ответчиком является Министерство образования Чувашской Республики. В соответствии с п.6 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). В соответствии с п. 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общею,?среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из толкований вышеприведенных норм следует, что органом государственной власти в сфере образования Чувашской Республики является Министерство образования Чувашской Республики к полномочиям которого относится: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования: муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций бюджету Козловского муниципального округа, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения.

Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2023 года постановлено: «Исковые требования прокурора Козловского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН <данные изъяты>) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование закупки муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно: общевойскового противогаза по количеству обучающихся, общевойскового защитного комплекта в количестве 1 шт., респиратора в количестве 5 шт., бытового дозиметра в количестве 1 шт., макета простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., макета убежища в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., компаса по количеству обучающихся, аптечки АИ в количестве 1 шт., пакетов перевязочных ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекта медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шины проволочной (лестничной) для ног в количестве 1 шт., шины проволочной (лестничной) для рук в количестве 1 шт., шины фанерной длиной 1 м в количестве 1 шт., жгута кровоостанавливающего эластичного в количестве 3 шт., манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шины транспортной Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знака нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флага Красного Креста в количестве 1 шт.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа" Козловского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН: <данные изъяты>), расположенное по адресу: <адрес>, обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня поступления финансирования из администрации Козловского муниципального округа закупить учебно-наглядные пособия и медицинское имущество для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно: общевойсковые противогазы по количеству обучающихся, общевойсковой защитный комплект в количестве 1 шт., респиратор в количестве 5 шт., бытовой дозиметр в количестве 1 шт., макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ в количестве 1 шт., компас по количеству обучающихся, аптечка АИ в количестве 1 шт., пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 шт., шина фанерная длиной 1 м в количестве 1 шт., жгут кровоостанавливающий эластичный в количестве 3 шт., манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знак нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флаг Красного Креста в количестве 1 шт.»

Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, администрация Козловского муниципального округа Чувашской Республики подала апелляционную жалобу, в которой просить его отменить в части возложения на него обязанности по финансированию закупки муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы и по делу принять новое решение, которым обязанность по финансированию указанной закупки возложить на Министерство образования Чувашской Республики. Указывает, что при принятии решения судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. Поскольку дополнительное финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств, то судом не установлена обязанность органа государственной власти в сфере образования Чувашской Республики в лице Министерства образования Чувашской Республики по предоставлению субсидии бюджету Козловского муниципального округа для обеспечения финансирования закупки учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Козловского района Чувашской Республики просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Герасимов К.А. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

От администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность заочного решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании), подп. 13 п. 2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организация предоставления указанных видов общедоступного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании, пункт 11 ч. 1 ст. 15, пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 4 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании).

В силу пункта 2 ч. 3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся (п. 1 ч. 6 ст. 28).

В соответствии со ст. 12, 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 11).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Положение).

В соответствии с пп. б, в п. 2 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Согласно пункту 3 Положения, получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах.

Согласно ч.1, 2 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

В соответствии с пунктом 26 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ под средствами обучения и воспитания следует понимать приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 08 декабря 2011 года.

Согласно Уставу МБОУ «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» Козловского муниципального округа Чувашской Республики является муниципальной образовательной организацией, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации постановлением администрации Козловского района Чувашской Республики от 29.08.2011 № 582 «О создании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» Козловского района Чувашской Республики». Учреждение является образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства. Основная деятельность: реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Учредителем школы является муниципальное образование – Козловский муниципальный округ Чувашской Республики. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Козловского муниципального округа. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

В ходе проведенной проверки МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» прокуратурой выявлено, что в учреждении отсутствуют необходимые средствами обучения и воспитания: общевойсковые противогазы в количестве 75 шт., общевойсковой защитный комплект в количестве 1 шт., респиратор в количестве 5 шт., бытовой дозиметр в количестве 1 шт., макет простейшего укрытия в разрезе в количестве 1 шт., макет убежища в разрезе в количестве 1 шт., компас в количестве 75 шт., аптечка АИ в количестве 1 шт., пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 шт., сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 шт., шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 шт., шина фанерная длиной 1 м в количестве 1 шт., жгут кровоостанавливающий эластичный в количестве 3 шт., манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей в количестве 1 шт., знак нарукавного Красного креста в количестве 1 шт., флаг Красного Креста в количестве 1 шт.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки СОШ от 19 мая 2023 года.

С целью устранения нарушений директору МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» 23.05.2023 прокуратурой Козловского района Чувашской Республики внесено представление .

Из ответа на представление директора МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» Митрофановой М.П. от 23.06.2023 следует, что администрация МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» для обеспечения учебно-материальной базой учреждения в адрес отдела образования и молодежной политики администрации Козловского муниципального округа составляет письмо о выделении дополнительного финансирования для закупки недостающего в предметном кабинете ОБЖ наглядного, технического средства обучения.

До обращения прокурора с иском в суд МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» нарушения материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы не устранены.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 43 Конституции РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом ль 06.10.2003 №13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 №1441, Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, утвержденной совместным приказом Министра обороны Российской Федерации N 96, Министерства образования и науки Российской Федерации N 134 от 24 февраля 2010 г., уставом МБОУ «Андреево-Базарская СОШ», исходя из того, что подготовка граждан по основам военной службы и получение ими начальных знаний в области обороны в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования должно осуществляться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на основании которых в образовательных учреждениях создается и совершенствуется учебно-материальная база, отсутствие вышеуказанного материально-технического оснащения в МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» не позволяет получить обучающимися в полном объеме знания и навыки, предусмотренные государственными образовательными стандартами, что нарушает гарантированное конституционное право обучающихся на образование, пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.

Вместе с тем, учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска в части оснащения МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» общевойсковыми противогазами в кол. 75 штук и компасами в кол. 75 штук.

Также суд первой инстанции указал, что оснащение МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» общевойсковыми противогазами и компасами должно соответствовать требованиям Инструкции, необходимо их наличие в учреждении по количеству обучающихся, как указано в приложении N 1 к Инструкции.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчикам для исполнения судебного решения, суд первой инстанции, из комплекса мероприятий, необходимых для совершения администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики действий по обеспечению финансирования закупки МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, установил разумный и достаточный срок для исполнения решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики и 1 месяц после осуществления администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики финансирования- для МБОУ «Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа» Козловского муниципального округа Чувашской Республики для осуществления закупки учебно-наглядных пособий и медицинского имущества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права.

Доводы жалобы о том, что обязанность по финансированию закупки учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы необходимо возложить на Министерство образования Чувашской Республики, были предметом рассмотрения дела судом первой инстанции и получили соответствующую оценку, оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции верно отмечено, что исходя из п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктов 1.4, 1.3 Устава МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества муниципальным образованием администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики, вопросы обеспечения и организации общедоступного бесплатного общего, в том числе и основного общего образования на территории округа отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления. В связи с этим администрация Козловского муниципального округа Чувашской Республики является надлежащим ответчиком по данному делу.

Судебная коллегия считает, что возложение именно на администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики обязанности по финансированию Школы на приобретение учебно-наглядных пособий и медицинского имущества для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы отвечает требованиям действующего законодательства и возложение обязанности на МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» приобрести указанные учебно-наглядные пособия и медицинское имущество на выделенные денежные средства обосновано и отвечает требованиям действующего законодательства.

В случае недостаточности финансирования образовательное учреждение и органы местного самоуправления должны принимать меры к его увеличению (проводить инвентаризацию, формировать перечень закупаемых учебно-наглядных пособий, медицинского имущества, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебно-наглядных пособий, медицинского имущества и т.п.).

В целом доводы апелляционной жалобы связаны с иным толкованием норм материального права, фактически направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции достаточно полно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий А.В. Ярадаев

Судьи З.А. Степанова

А.Е. Спиридонов

33-5043/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
МБОУ Андреево-Базарская СОШ Козловского муниципального округа
Администрация Козловского муниципального округа
Другие
Министерство образования Чувашской Республики
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Степанова Зоя Анатольевна
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
30.10.2023Передача дела судье
27.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023Передано в экспедицию
27.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее