Решение по делу № 2-1378/2016 от 01.09.2016

Дело № 2-1378-2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Мининой Н.А.,

с участием прокурора Пожидаева А.С.,

при секретаре Губенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

05 октября 2016 года

гражданское дело по иску прокурора города Мариинска в интересах муниципального образования «Мариинское городское поселение» к администрации Мариинского городского поселения об обязании принять в муниципальную собственность жилое здание,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Мариинска в интересах муниципального образования «Мариинское городское поселение» обратился в суд с иском к администрации Мариинского городского поселения, в котором просит признать право собственности муниципального образования «Мариинское городское поселение» на объект недвижимого имущества – общежитие-здание, общей площадью <...> (кадастровый (или условный номер) <...>, расположенное по адресу: <...>, и обязать администрацию Мариинского городского поселения принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества – общежитие –здание, общей площадью <...> (кадастровый (или условный номер) <...> расположенное по адресу: <...>; признать отсутствующим право собственности ОАО «Спиртовый комбинат» на объект недвижимого имущества – общежитие-здание, общей площадью <...>. (кадастровый (или условный номер) <...>, расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное <...> Управлением Федеральной регистрационной регистрации, кадастра и картографии по <...>, запись о регистрации <...>. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению граждан, проживающих в жилом здании по адресу: <...>, о нарушении их жилищных прав. В ходе проверки установлено следующее. Решением Комитета по управлению государственным имуществом <...> от <...> <...> утвержден план приватизации и преобразования государственного предприятия «Мариинский спиртовый комбинат» в открытое акционерное общество открытого типа (АООТ) «Мариинский спиртовый комбинат» с уставным капиталом в размере <...>. В акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на <...>, являющимся приложением <...> к плану приватизации, указан размер стоимости имущества государственного предприятия «Мариинский спиртовый комбинат», включая общежития - здания. За ОАО «Спиртовый комбинат», являющимся правопреемником АООТ «Мариинский спиртовый комбинат», в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - общежитие-здание, площадью <...>, расположенный по адресу: <...>. Основанием регистрации является план приватизации Мариинского спиртового комбината, утвержденный решением Комитета по управлению государственным имуществом <...> <...> от <...>. Согласно техническому паспорту объекта недвижимости, составленному в отношении здания, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...> назначение указанного общежития - здания определено как жилое. Установлено, что в указанном здании проживают граждане на основании договоров найма жилого помещения, заключенных с ОАО «Спиртовый комбинат» <...>. Согласно данным межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <...> по <...> <...> прекращена деятельность юридического лица - ОАО «Спиртовый комбинат» в связи с его ликвидацией. Согласно статье 25 Закона РСФСР от <...> <...> «О собственности в РСФСР» предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий. Статья 15 Закона РСФСР от <...> <...> «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» предусматривала одним из способов приватизации государственного имущества приватизацию государственного предприятия путем преобразования его в акционерное общество. Преобразование государственного предприятия «Мариинский спиртовый комбинат» осуществлялось в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <...> <...> «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Согласно пункту 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного названным Указом, при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежала включению в уставный капитал акционерного общества. В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от <...> <...> «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Из положений статьи 2 Закона РСФСР от <...> <...> «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год следует, что они не регулируют приватизацию жилищного фонда. Следовательно, предусмотренные ими способы приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий не распространяются на жилищный фонд предприятий. Приватизация жилищного фонда в Российской Федерации регулируется Законом от <...> <...> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В статье 18 названного Закона предусматривалось, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, в случае приватизации этих предприятий подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Запрет на приватизацию объектов жилищного фонда в составе имущественного комплекса предприятия нашел свое отражение и в Основных положениях программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденных Указом Президента Российской Федерации <...> от <...>, в п.1 разд.2 которого предусмотрено, что настоящий документ не регулирует приватизацию жилищного фонда, а приватизация объектов социально­-культурного назначения не допускается до принятия законодательных актов, регулирующих их приватизацию. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от <...> <...> «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально­-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Подпунктом 1 пункта 1 приложения <...> к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <...> <...> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе республик Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты жилищного фонда независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к муниципальной собственности. Таким образом, передача здания, расположенного по адресу: <...>, ОАО «Спиртовый комбинат» при приватизации предприятия «Мариинский спиртовый комбинат» совершена с нарушением требований законодательства, так как указанное здание как объект жилищного фонда не подлежало включению в состав приватизируемого имущества и подлежало передаче в муниципальную собственность. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.16 ЖК РФ под определением «жилое помещение» понимается жилой дом, квартира. При этом жилое помещение предназначено для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, обособленном помещении. Аналогичное определение юридического понятия «жилое помещение» следует из системного толкования нормативных положений Постановления ЦИК СССР <...>, СНК <...> от <...> «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах», Закона СССР от <...> «Об утверждении Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик», Гражданского кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР <...>, действовавших в момент приемки в эксплуатацию вышеуказанного спорного объекта недвижимости. В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

Согласно ст.19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, которые вселились и проживали в данных жилых помещениях до приватизации имущественного комплекса предприятия, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации от <...> N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». На основании изложенного, учитывая, что законодательством, действовавшим на момент приватизации государственного предприятия «Мариинский спиртовый комбинат» право акционерных обществ на приобретение в собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения предусмотрено не было, следует сформулировать вывод, в соответствии с которым сделка приватизации спорного объекта недвижимости - общежития-здания, площадью 184,3 кв. м, расположенный по адресу: <...>, являющегося до настоящего времени по своему правовому статусу объектом жилищного фонда, незаконна по признаку ничтожности. В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. В силу ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий. Следовательно, сделка по передаче в собственность ОАО «Спиртовый комбинат» указанного объекта недвижимости является ничтожной и недействительна с момента её совершения, что свидетельствует о том, что право собственности у ОАО «Спиртовый комбинат» на спорный объект недвижимости не возникло. В соответствии со ст.9 ГК РФ нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и последствиях недействительности сделок (статьи 162, 165 - 180) применяются к сделкам, требования о признании недействительными которых рассматриваются судом после <...>, независимо от времени совершения соответствующих сделок. В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <...>, Пленума ВАС Российской Федерации <...> от <...> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (п.58). Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п. п.1, 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ (п. 59). Принимая во внимание то, что на момент разграничения в 1991 году государственной собственности и в последующем спорный объект в силу закона являлся муниципальной собственностью, из чего следует, что право на спорное имущество возникло у муниципального образования до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировалось в соответствии с п.п.1,2 ст. 6 названного Закона, а, следовательно, за муниципальным образованием «Мариинское городское поселение» должно быть признано право собственности на жилые помещения в здании, расположенном по адресу: <...>. Право собственности на спорный объект недвижимости, зарегистрированное за ОАО «Спиртовый комбинат», подлежит признанию отсутствующим согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <...>, Пленума ВАС Российской Федерации <...> от <...> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона <...> от <...> «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 27, 35 упомянутого Федерального закона прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга, муниципальных образований. Настоящее обращение прокурора с. заявленными требованиями в суд обусловлено защитой права собственности, муниципального образования «Мариинское городское поселение» на спорный объект недвижимости и направлено на восстановление права муниципальной собственности в отношении определенных жилых помещений. Указанными жилыми помещениями владели и владеют до настоящего времени проживающие в нем граждане, следовательно, имущество не выбыло из владения муниципального образования.

Прокурор в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил признать право собственности муниципального образования Мариинское городское поселение на объект недвижимого имущества – общежитие-здание, общей площадью <...>. (кадастровый (или условный номер) <...>, расположенное по адресу: <...>, и обязать администрацию Мариинского городского поселения в срок до <...> принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества – общежития –здания, общей площадью <...> (кадастровый (или условный номер) <...>, расположенное по адресу: <...>; признать отсутствующим право собственности ОАО «Спиртовый комбинат» на объект недвижимого имущества – общежития-здания, общей площадью <...>. (кадастровый (или условный номер) <...>, расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное <...> Управлением Федеральной регистрационной регистрации, кадастра и картографии по <...>, запись о регистрации <...>.

В судебном заседании представитель ответчика Весельчак Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, просила суд принять признание иска и вынести решение об удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя, не возражали против принятия судом признания иска..

Согласно ст.ст.39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает возможным принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении исковых требований, поскольку это не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Судом установлено, что прокуратурой <...> проведена проверка по обращению граждан, проживающих в жилом здании по адресу: <...>, о нарушении их жилищных прав. В ходе проверки установлено следующее: решением Комитета по управлению государственным имуществом администрации <...> от <...> <...> утвержден план приватизации и преобразования государственного предприятия «Мариинский спиртовый комбинат» в открытое акционерное общество открытого типа (АООТ) «Мариинский спиртовый комбинат» с уставным капиталом в размере <...>. В акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на <...>, являющимся приложением <...> к плану приватизации, указан размер стоимости имущества государственного предприятия «Мариинский спиртовый комбинат», включая общежития - здания. За ОАО «Спиртовый комбинат», являющимся правопреемником АООТ «Мариинский спиртовый комбинат», в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - общежитие-здание, площадью <...>, расположенный по адресу: <...>. Основанием регистрации является план приватизации Мариинского спиртового комбината, утвержденный решением Комитета по управлению государственным имуществом администрации <...> <...> от <...>. Согласно техническому паспорту объекта недвижимости, составленному в отношении здания, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...> назначение указанного общежития - здания определено как жилое. В указанном здании проживают граждане на основании договоров найма жилого помещения, заключенных с ОАО «Спиртовый комбинат» <...>. Согласно данным межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <...> по <...> <...> прекращена деятельность юридического лица - ОАО «Спиртовый комбинат» в связи с его ликвидацией.

Суд считает возможным принять решение об удовлетворении исковых требований прокурора <...> в интересах муниципального образования «Мариинское городское поселение», поскольку представитель ответчика признала их. Признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░-░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <...> (░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) <...>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ <...> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ –░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <...>. (░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) <...>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░-░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <...> (░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) <...>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <...>, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ <...>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░- ░.░.░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.10.2016 ░░░░.

░░░░░- ░.░.░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 08.11.2016 ░░░░.

░░░░░░░░░░░: ░░░░░______________________________░.░.░░░░░░

2-1378/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Мариинска
Ответчики
Администрация Маринского городского поселения
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Суд
Мариинский городской суд Кемеровской области
Дело на сайте суда
mariinsky.kmr.sudrf.ru
01.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2016Передача материалов судье
01.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2016Подготовка дела (собеседование)
15.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2016Судебное заседание
07.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее