Дело №2-1666/2023
92RS0004-01-2023-001094-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
26 мая 2023 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи - Лемешко А.С.,
при секретаре - Стешенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Курганской ФИО5 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Истец Курганская С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, в котором просит признать за истцом право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ФИО5, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером ФИО5. Требования мотивированы тем, что истец, в порядке бесплатной приватизации, приобрела в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: ФИО5, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 17.02.2014. 26.03.2015 указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, в соответствии с требованиями законодательства РФ, как ранее учтенный, участку присвоен кадастровый номер ФИО5. 04.10.2022 Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказало истцу в регистрации права собственности на спорный земельный участок по основаниям ст. 6.1. Закона №46-ЗС от 25.07.2014, в связи с чем, истец лишен на регистрацию права собственности на спорный земельный участок во вне судебном порядке.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, воспользовалась правом ведения дела через представителя. Представитель истца, действующий по доверенности, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношений города Севастополя явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных возражений не направил.
В силу ч. 1 ст.115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Информация о движении дела размещена на сайте суда.
Материалами дела подтверждается, что судом в полной мере выполнены предусмотренные ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования по направлению ответчикам судебных извещений.
При таком положении суд находит, что ответчики о месте, времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и заблаговременно, доказательств уважительности причин неявки не представили.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьями 35, 36 Конституции РФ предусмотрено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с решением Севастопольской городской государственной Администрации от 02.04.2010 №953-Р Курганской С.В. передан в собственность земельный участок, площадью 0,10 га, расположенный по адресу: ФИО5, для строительства и обслуживания жилого дома.
17.02.2014 Главным управлением Государственного земельного агентства г. Севастополя по заявлению Курганской С.В. произведена постановка земельного участка на кадастровый учёт и произведена регистрация права собственности, получено свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество.
Проект землеустройства по отведению участка Курганской С.В. разработан и включил в себя положительное заключение Главного управления Госкомзема в г. Севастополе по отводу земельного участка площадью 0,10 га, расположенного по адресу: город Севастополь, ул. Федоровская, участок 153 для строительства жилого дома, хозяйственных построек и сооружений; комплексное градостроительное заключение Управления градостроительства и архитектуры Севастопольского городской государственной администрации, которым согласовано предоставление земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек по адресу: ФИО7, ввиду его соответствия государственным строительным нормам, Генеральному плану города Севастополя. Планируемый к предоставлению земельный участок был сформирован, определены координаты углов и внешних границ, а сами границы согласованы со смежными землепользователями, в подтверждение чего представлены акт согласования установленных (уточнённых) границ земельного участка, акт приёма-передачи межевых знаков на хранение.
Из извлечения из Государственного земельного кадастра о земельном участке следует, что рассматриваемый земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: ФИО5 учтён в категории земель «земли жилой и общественной застройки» с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Данный участок поставлен на кадастровый учет в российском правовом поле с кадастровым номером ФИО5.
В силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Нарушение порядка предоставления земельных участков гражданину государственными или муниципальными органами, порядка издания, регистрации и хранения документов, ведения делопроизводства само по себе не означает выбытие имущества из владения помимо воли собственника.
Учитывая изложенное и то, что до 18 марта 2014 года земельный участок был сформирован и предоставлен в собственность граждан под застройку (занятие) объектами индивидуального жилищного строительства, границы участка, принятого на кадастровый учёт, были определены, установлены на местности и согласованы со смежными землепользователями, то при всех фактических обстоятельствах оснований о несоответствии предоставления участка градостроительной документации, документации по планировке территории нет.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним "государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава- исполнителя.
Согласно ст.12 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя без ограничений срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Из закона города Севастополя №46-ЗС от 22.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" согласно ст.2.п.2 следует: "право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется."
Как следует из п.11 постановления Правительства Севастополя №202 от 07.08.2014 к перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации прав в РФ, относится право собственности на недвижимое имущество, выданное государственным регистратором прав на недвижимое имущество Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе.
Согласно подп. 9, 9.1 п.9 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч.ч. 1, 7, 8 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, на основании приведенных выше положений закона, суду представляется очевидным, что земельный участок, как объект права, начинает существовать с момента определения местоположения его границ на местности в процессе подготовки межевого плана или при подготовке землеустроительного дела, согласно ранее действовавшего закона.
Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В материалы дела представлено свидетельство о праве собственности от 17.02.2014, индексный номер 17875333, выписка из ЕГРН на земельный участок.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.03.2015 и ему присвоен кадастровый номер ФИО5
Уведомлением от 04.10.2022 Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказало Курганской С.В. в регистрации права собственности на основании 6.1. Закона №46-ЗС от 25.07.2014, в связи с чем, истец лишен возможности регистрации права собственности на спорный земельный участок во внесудебном порядке.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.
В соответствии с п. 1 ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иски о признании права относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем совместном Постановлении Пленумов от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п. п. 58, 59) разъяснили, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, даже если право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Следовательно, из приведенных выше разъяснений следует, что возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество предоставлена лицу, в чьем владении находится имущество.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Закон города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» не предусматривает прекращение прав на земельные участки и (или) отмену государственной регистрации права в отношении зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ прав. Государственная регистрация прав на землю, возникших на основании актов Севастопольской ГГА о представлении гражданину земельного участка, изданных после 01.01.2002 года и не связанных с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), в связи с принятием оспариваемой нормы не заблокирована и возможна, если такие права будут установлены решением суда.
Положение ч.2 ст.6.1 Закона города Севастополя №46-ЗС, согласно которому акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после 01.01.2002 и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, принята Законом города Севастополя от 11.06.2019 №512-ЗС и вступила в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Таким образом, на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, данной нормы не существовало, а, следовательно, в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации она не подлежит применению к отношениям, возникшим до введения ее в действие.
На основании вышеизложенного, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии у истца права собственности в отношении спорного земельного участка, которое было зарегистрировано в установленном законом порядке и признано со стороны государственных органов.
Согласно ст. 1 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В то же время, как установлено судом, государственную регистрацию права собственности истца в соответствии с законодательством РФ провести в настоящее время невозможно в связи с отказом регистрирующего органа в проведении такой регистрации со ссылкой на нормы законодательства города Севастополя.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного, а также принимая во внимание принцип правовой определенности, суд приходит к убеждению о доказанности возникновения права собственности у истца в отношении спорного земельного участка, в связи с чем находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 320, 321 ГПК РФ суд –
РЕШИЛ:
Исковые требования Курганской ФИО5 – удовлетворить.
Признать за Курганской ФИО5 право собственности на земельный участок, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: ФИО5, кадастровый номер ФИО5
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 31 мая 2023 года.
Судья Нахимовского районного
суда города Севастополя А.С. Лемешко