Решение по делу № 2-276/2015 от 27.03.2015

             дело № 2-276/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» апреля 2015 года                                                                                          г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Хольшева А.Н.

при секретаре М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Титова А.М. к Совету Олонецкого национального муниципального района об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец предъявил настоящий иск по тем основаниям, что хх.хх.хх г. истец был избран .... местного самоуправления .... .... на постоянной платной основе. С хх.хх.хх г., в связи с выходом на пенсию, решением комиссии по вопросам муниципальной службы .... .... в соответствии со статьей 13 Закона Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» от 03.01.2001 № 456-ЗРК ему была установлена доплата к трудовой пенсии. Указанная надбавка была установлено в связи с тем, что стаж работы истца превышал .... года, при этом общий стаж муниципальной службы составил ....

Со ссылкой на п. 4 Закона Республики Карелия № 1128-ЗРК от 25.10.2007 «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления Республики Карелия», которым закон Республики Карелия № 456-ЗРК был признан утратившим силу, и закон Республики Карелия № 1410 -ЗРК «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Карелия «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления Республики Карелия закона» № 1128-ЗРК от 25.10.2007 года истец просит обязать Совет Олонецкого национального муниципального района установить ему с хх.хх.хх г. ежемесячную доплату в размере ....% от месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. вынесенным в судебном заседании в соответствии с ч. 2 ст. 224 ГПК РФ с занесением в протокол судебного заседания, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Олонецкого национального муниципального района.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в иске.

Представители Совета Олонецкого национального муниципального района Ч., Ш., действующие на основании доверенности, с исковым заявлением не согласились, представлен отзыв, в котором указано, что Титов А.М. вышел на пенсию в .... году в период действия Закона РК № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», согласно которому получает доплату к пенсии из местного бюджета, которая была установлена с хх.хх.хх г..

Позднее, 12.11.2007, принят Закон РК № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия». Согласно ст. 4 указанного закона, лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости(инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет местного бюджета дополнительные гарантии к трудовой пенсии по старости(инвалидности).

Конституционный Суд Республики Карелия в постановлении от 07.10.2010 указывает, что порядок установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости(инвалидности),предписанный абзацем 1 статьи 4 Закона РК № 1128-ЗРК в равной мере распространяется только на тех лиц, которые замещали муниципальные должности и вышли на трудовую пенсию по старости(инвалидности) после вступления его в силу.

Титов А.М. получает доплату к пенсии на основании закона прямого действия № 456-ЗРК. Закон № 1128-ЗРК не затрагивает право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости(инвалидности) тех выборных лиц местного самоуправления, кому это право представлено в период действия Закона РК № 456-ЗРК, и не могут применяться при определении размера ранее установленной Титову А.М. доплаты к трудовой пенсии.

Уставом Олонецкого национального муниципального района (далее Устав) не предусмотрена доплата выборным должностным лицам. В соответствии со ст. 22 Устава Глава Олонецкого национального муниципального района является председателем Совета и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, то есть на общественных началах. Какие-либо гарантии выборному лицу после выхода на пенсию Уставом не предусмотрены.

Статья 42 Устава, на которую ссылается истец, распространяется только на муниципальных служащих, деятельность которых регулируется законодательством о муниципальной службе. На Титова А.М., как на выборное должностное лицо, не распространяется действие Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» так как лица, замещавшие выборные должности, не являются муниципальными служащими (п. 2 ст. 1 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Как указывалось ранее, Титов А.М. имеет право на получение доплаты к трудовой пенсии, которая назначена ему с хх.хх.хх г.. Данное решение не отменено, доплата к пенсии осуществляется в соответствии со статьей 13 Закона РК № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия». Согласно ч. 6 ст. 13 данного закона доплата к пенсии устанавливалась на срок назначения пенсии, к которой она производится, следовательно, администрацией должны исполняться обязательства по выплате установленной доплаты к трудовой пенсии в размере, определяемым в соответствии с Законом РК № 456-ЗРК.

В соответствии со ст. 24 Устава Совет Олонецкого национального муниципального района является представительным органом, в его компетенцию входит лишь установление размера, а также порядка назначения и выплаты, ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 34 Устава только администрация Олонецкого национального муниципального осуществляет исполнительно-распорядительные функции. В свою очередь, глава администрации, как руководитель исполнительного органа местного самоуправления в соответствии со ст. 36 Устава осуществляет функции распределителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета. Таким образом, в данном случае Совет не является тем лицом, которое может исполнить возложенную на него законом обязанность, то есть являться ненадлежащем ответчиком по настоящему делу.
Представитель третьего лица-администрации Олонецкого национального муниципального района Ш. действующая на основании доверенности с иском не согласилась.

Выслушав, лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд     пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что Титов А.М. с .... года находится на пенсии по старости. Решением комиссии по вопросам муниципальной службы от хх.хх.хх г. Титову А.М. была установлена с хх.хх.хх г. доплата к трудовой пенсии в размере ..... Данная надбавка установлена за стаж муниципальной службы на выборной должности в Олонецком районе на основании ст. 13 Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия».

В соответствии со ст. 13 (пенсионное обеспечение выборного должностного лица) Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» выборным должностным лицам устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, по инвалидности, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении выборной муниципальной должности от одного до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов их месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Закон Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», на основании которого Титову А.М. назначалась надбавка к пенсии, являлся законом прямого действия, поэтому истцу выплачивалась доплата к пенсии из бюджета муниципального образования. В администрации действовала комиссия по вопросам муниципальной службы, которая на своих заседаниях рассматривала вопросы назначения доплат и исчисляла ее размер. На основании решения комиссии Глава местного самоуправления издавал распоряжения о выплате доплаты.

Согласно ч. 6 ст. 13 Закона от 03.01.2001 № 456-ЗРК доплата к пенсии устанавливалась на срок назначения трудовой пенсии, к которой она производится.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в РК» закон Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК признан утратившим силу, после чего ответчик в добровольном порядке перестал выплачивать установленную доплату к пенсии и истец периодически взыскивает указанную доплату путем обращения с исками в судебные органы, что сторонами не оспаривается.

В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливались Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации (пункт 6 ст. 18). Социальные гарантии, связанные с пребыванием на должностях депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливались законами субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 18) и указывались в уставах муниципальных образований (подпункт 10 пункта 1 ст. 8).

В развитие этих федеральных норм в Республике Карелия был принят Закон Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия».

Из смысла статьи 13 Закона Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» следовало, что установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии являлось обязанностью органов местного самоуправления. Указанная доплата представляла собой часть пенсионного обеспечения выборного должностного лица.

Выборные должностные лица, вышедшие на пенсию в период действия указанного Закона Республики Карелия, имели право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, по инвалидности.

Таким образом, установив в вышеназванном Законе ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, по инвалидности, как часть пенсионного обеспечения выборного должностного лица местного самоуправления, назначение, перерасчет и выплата которой осуществлялась органами местного самоуправления, республиканский законодатель в соответствии с действующим на тот момент федеральным законодательством возложил на органы местного самоуправления определенное социальное обязательство.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечивающим единство правовых стандартов организации местного самоуправления в Российской Федерации, в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ, возможность региональных органов власти определять статус выборных лиц местного самоуправления, включающие и социальные гарантии их деятельности, была ограничена. Частью 1 статьи 6 этого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации только в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии с частью 5.1 статьи 40 названного Закона гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Закон Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» признавший утратившим силу Закон Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия».

В указанных правовых предписаниях абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» закреплено, что лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости(инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.

По сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием ежемесячные доплаты к трудовой пенсии в утратившем силу Законе Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» в указанных правовых предписаниях республиканский законодатель в соответствии с действующим федеральным законодательством (часть 3 ст. 18, часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131, пункт 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ) определил, что дополнительные гарантии за счет средств местного бюджета в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости(инвалидности) для лиц, замещавших муниципальные должности, в том числе выборные должности местного самоуправления, вышедших на пенсию, могут предусматриваться в установленном уставом муниципального образования порядке.

По своей правовой природе ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости(инвалидности) является одной из дополнительных форм гарантированной социальной защиты, предопределяемой статьей 25 Конституции Республики Карелия.

По методу правового регулирования эта норма является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, представляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению.

Как указал Конституционный Суд Республики Карелия в постановлении от 07.10.2010 по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в связи с обращением гражданина Титова А.М., предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в отношении выборных должностных лиц местного самоуправления, вышедших на трудовую пенсию по старости(инвалидности), в соответствии с рассматриваемым законом, не может служить основанием для отмены права на доплату к пенсии для той категории выборных должностных лиц местного самоуправления, которым оно было представлено в период действия Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Республики Карелия».

Статус лиц замещающих муниципальные должности, служит гарантией самостоятельности местного самоуправления и подлежит конституционно-правовой защите, уровень их социальной защищенности не должен снижаться по отношению к уже достигнутому общему уровню их социальных гарантий.

Правосубъектность указанной категории лиц была регламентирована законодательством, действовавшем на момент их вступления в должность, с чем и были связаны их законные ожидания, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано, а достигнутый уровень их социальной защищенности не будет снижен.

Таким образом, сама по себе утрата силы Законом Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» не может рассматриваться как основание для отмены ранее установленных гарантий по ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, по инвалидности для лиц указанной категории. Иное бы означало отказ органов власти от выполнения своих обязательств по материальному обеспечению указанной категории лиц, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, подрывало бы доверие граждан к действиям государства и закону, к действиям публичных органов власти в целом, в том числе и к действиям органов местного самоуправления, которые в соответствии с ранее действовавшем Законом Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК взяли на себя обязанность по установлению и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, по инвалидности выборным должностным лицам местного самоуправления, вышедшим на пенсию в период действия этого Закона.

Вместе с тем Конституционный Суд Республики Карелия в постановлении от 07.10.2010 так же указывает, что порядок установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости(инвалидности), предписанный абзацем 1 части 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК в равной мере распространяется только на тех лиц, которые замещали муниципальные должности и вышли на трудовую пенсию по старости(инвалидности) после вступления его в силу. Положения названного закона не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства для лиц, которые вышли на пенсию в период действия Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК.

На основании изложенного требование истца о возложении на ответчика обязанности выплачивать надбавку к пенсии, исчисленную в соответствии с Законом Республики Карелия от 12.07.2010 № 1410-ЗРК, который внес изменения в статью 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК, удовлетварению не подлежит, поскольку предписания ст. 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» не затрагивают право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости инвалидности, тех выборных лиц местного самоуправления, кому это право было представлено в период действия Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», и не могут применяться при определении размера ранее установленной Титову А.М. доплаты к трудовой пенсии по старости.

Кроме того решений представительного органа о внесении изменений в Устав муниципального образования по выплате надбавки к трудовой пенсии рассматриваемой категории граждан в размере 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки(без учета пенсии) не принималось, что истцом не оспаривается.

Как указывалось ранее, Титов А.М. имеет право на получение доплаты к трудовой пенсии, которая назначена ему комиссией по вопросам муниципальной службы с 18.08.2005 в соответствии со ст. 13 Закона Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия». Данное решение в настоящее время не отменено, доплата к пенсии в соответствии с указанным законом устанавливается на срок назначения трудовой пенсии, к которой она производится, следовательно, администрацией Олонецкого национального муниципального района должны исполняться обязательства по выплате установленной доплаты.

В соответствии со ст. 24, 34 Устава Совет Олонецкого национального муниципального района является представительным органом, администрация Олонецкого национального муниципального района является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, ввиду чего обязанность по установлению ежемесячной доплаты к пенсии не является обязанностью Совета Олонецкого национального муниципального района.

Доводы истца о том, что он являлся муниципальным служащим противоречат п. 2 ст. 1 Федерального закона № 25 от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» указывающей, что выборные должностные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими

На основании изложенного, руководствуясь      ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Титова А.М. к Совету Олонецкого национального муниципального района об обязании совершить определенные действия -отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья.                 Хольшев А.Н.

Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ

изготовлено 27 апреля 2015 года

2-276/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Титов А.М.
Ответчики
Совет Олонецкого национального муниципального района
Другие
Администрация Олонецкого национального муниципального района
Суд
Олонецкий районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
olonecky.kar.sudrf.ru
27.03.2015Передача материалов судье
27.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.04.2015Предварительное судебное заседание
24.04.2015Судебное заседание
24.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее