УИД 47RS0013-01-2022-000135-60
Дело № 33-6742/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 31 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Хрулевой Т.Е.,
судей Алексеевой Г.Ю., Головиной Е.Б.,
при секретаре Дементьевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сарычева Юрия Васильевича на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21 ноября 2022 года, которым Сарычеву Юрию Васильевичу отказано в удовлетворении исковых требований к ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» о признании незаконным распоряжения об отказе в назначении государственной услуги, обязании предоставить государственную социальную помощь, взыскании компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., возражения представителя ЛОГКУ «ЦСЗН»- Дмитриева М.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
21.02.2022 Сарычев Ю.В. обратился в Подпорожский городской суд Ленинградской области с иском к ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» о признании незаконным распоряжения от 23.12.2021 № об отказе в назначении государственной услуги, обязании ответчика предоставить средства на приобретение жизненно важного препарата на период, равный 12 месяцам, согласно рекомендациям врачей, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
Иск мотивирован тем, что истец в соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» 22 декабря 2021 г. обратился в МФЦ г. Подпорожье с заявлением об оказании государственной услуги по назначению ГСП (государственной социальной помощи) на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Ленинградской области в виде единовременной денежной выплаты для приобретения дорогостоящих лекарственных препаратов. Распоряжением от 23 декабря 2021 года № 3571050/2012 Сарычеву Ю.В. отказано в назначении государственной услуги по причине отсутствия у заявителя права на получение данной государственной услуги, в связи с неисполнением условий предыдущего социального контракта. Сарычев Ю.В. полагал отказ в предоставлении мер социальной поддержки незаконным.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21.11.2022 Сарычеву Ю.В. было отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Сарычев Ю.В. просил решение суда от 21.11.2022 отменить, указывая на то, что изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела, установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны, судом нарушены нормы материального и процессуального права. Истец ссылается на то, что при приеме документов сотрудник МФЦ не уточнил у него, в каком виде необходимо предоставить социальную услугу, а установленное программное обеспечение допустило возможность проставить отметку напротив графы «в виде единовременной денежной выплаты»; полагает, что нарушения, послужившие основанием для расторжения предыдущего социального контракта от 29 июня 2020 года, выраженные в нецелевом расходовании средств – непредвиденных расходах в связи с заболеванием, являются незначительными, при этом ответчик был заблаговременно уведомлен о предстоящей госпитализации истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 21.03.2023 решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21.11.2022 было отменено, по делу принято новое решение.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2023 апелляционное определение от 21.02.2023 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Истец, третье лицо в судебное заседание не явились, извещены по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело по апелляционной жалобе в их отсутствие в соответствии по ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 22 декабря 2021 г. Сарычев Ю. В. обратился в ЛОГКУ «ЦСЗН», филиал в Подпорожском районе с заявлением о предоставлении государственной услуги - назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в связи с применением дорогостоящих лекарственных препаратов с приложением паспорта, заключения медицинской организации, протокола консультативного заключения, заявления, согласия на обработку персональных данных.
Распоряжением ЛОГКУ «ЦСЗН», филиала в Подпорожском районе от 23 декабря 2021 г. № Сарычеву Ю. В. отказано в назначении государственной ежемесячной социальной помощи на основании социального контракта по мотиву отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
В примечании указанного распоряжения отражено, что причинами для отказа послужили:1) неисполнение заявителем условий предыдущего социального контракта (мероприятий программы социальной адаптации) от 29 июня 2020 г., который распоряжением от 30 ноября 2020 г. № расторгнут в одностороннем порядке в связи с нецелевым расходованием средств; в соответствии с подпунктом 2.2. постановления Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2018 г. № неисполнение условий предыдущего социального контракта влечет отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта; 2) указанным постановлением по иным мероприятиям, направленным на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации предусмотрено по иным мероприятиям, направленным на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, единовременная денежная помощь не предусмотрена.
Разрешая спор и отказывая Сарычеву Ю.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции проанализировав действующее законодательство, пришел к выводу о законности распоряжения ЛОГКУ «ЦСЗН», филиала в Подпорожском районе от 23 декабря 2021 г. № и об отсутствии у истца права на социальную помощь.
Судебная коллегия считает, что доводы жалобы не служат основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178- ФЗ) определено, что государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан: создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Статьей 2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12.1 областного закона от 17 ноября 2017 года № 72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области» (далее - Социальный кодекс) государственная социальная помощь за счет средств областного бюджета Ленинградской области предоставляется указанным в части первой статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства или место пребывания на территории Ленинградской области, в виде: единовременной денежной выплаты в случаях, определенных статьей 12.2 настоящего Кодекса; компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в соответствии со ст. 12.3 настоящего Кодекса; государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии со статьей 12.4 настоящего Кодекса; компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии со статьей 2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 12.4 Социального кодекса государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в абзаце первом части 1 статьи 12.1 настоящего Кодекса, в целях стимулирования их активных действий до преодолению трудной жизненной ситуации.
В целях реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статьи 1.4 областного закона от 17 ноября 2017 года № 72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области» постановлением Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2018 года № 117 утверждено Положение об условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи, методике определения размера государственной социальной помощи в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядке проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Положение № 117).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.5.1. Положение № 117 в редакции от 6 декабря 2021 года (приложение № 1) государственная социальная помощь на основании социального контракта, заключаемого по формам согласно приложению 2 к настоящему Положению, предоставляется гражданам, в том числе, на иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования (форма 4).
По мероприятию, указанному в подпункте 4 пункта 1.5.1 настоящего Положения, государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде ежемесячного социального пособия 5 размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Ленинградской области на год осуществления такой выплаты (подпункт 4 пункта 1.5.2. Положения № 117).
В соответствии с абзацами 1, 5 пункта 2.9. Положения № 117 государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется на одно из мероприятий, указанных в пункте 1.5.1 настоящего Положения, по выбору гражданина, но не более одного раза а год; государственная социальная помощь на основании социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте 4 пункта 1.5.1 настоящего Положения, предоставляется однократно.
Абзацем 2 пункта 2.2. Положения № 117 предусмотрено, что ЛОГКУ «ЦСЗН» принимает решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта при оснований, перечисленных в пункте 1.7 настоящего Положения, а такие в следующих случаях: неисполнение условий предыдущего социального контракта (мероприятий программы социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального конто акт а (далее - программа социальной адаптации).
Согласно п. 1.7 Положения об условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи, методике определения размера государственной социальной помощи в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядке проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждённого постановлением Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2018 года № 117, основания для отказа в назначении государственной социальной помощи: отсутствие права на государственную социальную помощь; выявление в представленных гражданином документах недостоверных сведений о составе семьи, доходах и имуществе, принадлежащем гражданину (членам его семьи) на праве собственности, или иной недостоверной информации, подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений (под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных документов); превышение среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) над величиной прожиточного минимума, установленной в Ленинградской области.
На основании п. 2.2 названного Положения ЛОГКУ «ЦСЗН» принимает решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта при наличии оснований, перечисленных в пункте 1.7 настоящего Положения, а также в следующих случаях: неисполнение условий предыдущего социального контракта (мероприятий программы социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта); отсутствие трудной жизненной ситуации.
Из приведенных нормативных положений следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Ленинградской области нуждающимся в материальной поддержке гражданам оказывается в виде социального пособия на основании социального контракта. Указанная помощь предоставляется на основании решения органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и подписанный сторонами социальный контракт.
При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в социальной помощи гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи.
В частности, до принятия такого решения осуществить комплексную оценку нуждаемости заявителя в социальной помощи в соответствии с установленными этими нормативными положениями критериями. Оценка причин нуждаемости заявителя в социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин, не зависящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
В случае же наличия оснований, предусмотренных Положением № 117, для отказа заявителю в предоставлении социальной помощи уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о таком отказе в ее предоставлении с указанием причины отказа.
Как следует из материалов дела, 11 июня 2020 г. Сарычев Ю.В. обращался в ЛОГКУ «ЦСЗН», филиал в Подпорожском районе с заявлением о предоставлении государственной услуги - государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде ежемесячного социального пособия в связи с длительным нахождением в статусе безработного, поиском работы с января 2020 года.
Распоряжением ЛОГКУ «ЦСЗН», филиала в Подпорожском районе от 29 июня 2020 г. № истцу была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде ежемесячных социальных пособий с 1 июля 2020 г. по 31 мая 2021 г. в размере 3352 руб.
Распоряжением ЛОГКУ «ЦСЗН», филиала в Подпорожском районе от 30 ноября 2020 г. № предоставление государственной услуги Сарычеву Ю. В. прекращено с 1 декабря 2020 г. в связи с неисполнением условий социального контракта.
22 декабря 2021 г., по истечении года после прекращения предоставления государственной услуги Сарычев Ю.В. обратился в государственное учреждение за предоставлением государственной социальной помощи не в связи с поиском работы, а на иные мероприятия - приобретение лекарственных препаратов.
Поскольку неисполнение условий предыдущего социального контракта является основанием для принятия решения об отказе в назначении государственной помощи на основании социального контракта, то распоряжением от 23.12.2021 г. № Сарычеву Ю.В. отказано в назначении меры социальной поддержки.
Вопреки суждениям подателя жалобы, согласно Положению № 117, не усматривается возможность получения гражданином государственной социальной помощи в виде государственного социального контракта в случае неисполнения условий предыдущего социального контракта.
Незначительность нарушения, как на то указывает заявитель, не служит основанием к иным выводам. Факт нарушения условий предыдущего социального контракта является основанием для принятия решения об отказе в назначении государственной помощи на основании социального контракта.
Следует отметить, что подаваемые через многофункциональные центры заявления содержат волеизъявление на получение конкретной услуги, в связи с чем заявитель, расписываясь в заявлении, подтверждает свое требование. Между тем, по иным мероприятиям, направленным на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, единовременная денежная помощь не предусмотрена, на что правильно указано ответчиком.
Судебная коллегия считает, что в целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, направлены на оспаривание выводов суда и иную оценку доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.327.1, п.1 ст.328, ст.329, ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сарычева Юрия Васильевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи