Решение по делу № 33а-2825/2020 от 03.09.2020

Судья Тарабрина Н.Н.

№ 33а-2825/2020 (10RS0011-01-2020-004727-87)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.10.2020

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Кудряшовой Е.П., Щепалова С.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.07.2020по административному делу а-3737/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спецконструкция» к администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании нормативного правового акта.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 05.11.2013 № 5623 «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельном участке в районе здания № 4 по ул. Заводской» в отношении части принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090102:582 установлен постоянный публичный сервитут для прохода или проезда через него. Полагая указанное постановление принятым с нарушением процедуры принятия нормативного правового акта, а также нарушающим права и законные интересы собственника земельного участка, административный истец просил признать данноепостановление недействующим.

Решением суда административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение процедуры принятия нормативного правого акта– в протоколе общественных слушаний указаны лишь результаты голосования, сведений о принятом решении в нем не содержится, а также отсутствует список участников общественных слушаний. Считает установление публичного сервитута нецелесообразным, создающим препятствия к осуществлению прав и свобод административного истца, а именно права владения, пользования и распоряжения земельным участком, находящимся в собственности.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Лобаго О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель административного ответчика Даниленко Т.С. против доводов апелляционной жалобы возражала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Иовлева Д.С., полагавшего решение суда не подлежащим изменению, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (пункт 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

Как следует из материалов дела, 24.05.2002 между администрацией Петрозаводского городского округа и ООО «Спецконструкция» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090102:134 общей площадью 6 961кв.м (категория земель –земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для эксплуатации зданий медпункта, компрессорной № 2, трансформаторной подстанции № 4).

31.01.2014 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 10:01:0090102:582, образованный из земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090102:134.

15.04.2014 за ООО «Спекцконструкция» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 10:01:0090102:582 (категорияземель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для эксплуатации здания медпункта и зданий компрессорной №2), общей площадью 6 750 кв.м.

На земельном участке с кадастровым номером 10:01:0090102:134 располагается трансформаторная подстанция №511, которая находится в аренде у АО «ОРЭС-Петрозаводск».

Доступ к земельному участку с кадастровым номером 10:01:0090102:134 обеспечивается публичным сервитутом, установленным постановлениемадминистрации Петрозаводского городского округа от 05.11.2013№5623 (далее также – постановление №5623).

Инициатором установления публичного сервитута является ООО «Спецконструкция».

Так, 19.06.2013 административный истец обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с просьбой установить на земельных участках с кадастровыми номерами 10:01:0090102:94, 10:01:0090102:120, 10:01:0090102:108, 10:01:0090102:134, 10:01:0090102:131, 10:01:0090102:132 публичные сервитуты, мотивировав свою просьбу прохождением по указанной территории существующей автодороги для проезда транспорта и тротуаров для прохода людей.

Постановлением от 02.10.2013 №5080 администрацией Петрозаводского городского округа на 11.10.2013 в 15 часов были назначены публичные слушания по вопросу установления постоянных публичных сервитутов. Указанное постановление было опубликовано в Информационном бюллетене №70 от 08.10.2013.

Письмом от 04.10.2013 № 1.1.10380395 административный истец был уведомлен о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичных сервитутов с указанием даты и порядка их проведения.

11.10.2013 состоялись публичные слушания, на которых обсуждался, в том числе, вопрос установления постоянного публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0090102:134.

Протокол от 11.10.2013 № 6 был опубликован в официальном вестнике Петрозаводского городского округа «Городскiе страницы» №56(647) за 18.10.2013.

Постановлением №5623 на часть земельного участка площадью 212 кв.м для использования в целях проезда и прохода через земельный участок, образуемый из земельного участка площадью 6 972 кв.мс кадастровым номером 10:01:0090102:134, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, в районе здания №4 по ул.Заводской, установлен постоянный публичный сервитут.

Полагая, что в результате незаконного установленного обременения собственник ограничен в праве свободного пользования земельным участком административный истец 31.05.2020 обратился с настоящим административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для установления публичного сервитута и отсутствии существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.

Исходя из положений статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления № 5623) публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться, в том числе, для прохода или проезда через земельный участок.

Сервитут может быть срочным или постоянным (пункт 4 статьи 23 ЗК РФ).

Согласно частям 1-3 статьи 12 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления № 5623), публичный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, возникающее на основании нормативно-правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и обеспечивающее интересы Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения. Публичные сервитуты на территории Петрозаводского городского округа устанавливаются администрацией Петрозаводского городского округа. Могут устанавливаться публичные сервитуты, в том числе, для прохода или проезда через земельный участок. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных (общественных) слушаний, порядок организации и проведения которых устанавливается Петрозаводским городским Советом.

Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 27.01.2012 №375 утверждено Положение о порядке проведения общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов(далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута обеспечивает управление земельных ресурсов комитета управления муниципальным имуществом и землепользования администрации Петрозаводского городского округа (далее – управление).

Управление заблаговременно информирует население о проведении общественных слушаний, сроке, месте их проведения, вопросах, выносимых на общественные слушания. Информирование производится путем опубликования в источнике официального опубликования муниципальных правовых актов и на официальном сайте администрации Петрозаводского городского округа в сети «Интернет» сообщения о проведении общественных слушаний не позднее 10 календарных дней со дня издания соответствующего постановления администрации Петрозаводского городского округа (пункт 3 Положения).

Решение о возможности (невозможности) установления публичного сервитута принимается большинством голосов участников общественных слушаний, носит рекомендательный характер при принятии решения администрацией Петрозаводского городского округа об установлении публичного сервитута (пункт 15 Положения).

В силу пункта 19 Положения неотъемлемой частью протокола являются списки участников общественных слушаний.

Резолюция общественных слушаний публикуется (обнародуется) в источнике официального опубликования муниципальных правовых актов и на официальном сайте администрации Петрозаводского городского округа в сети «Интернет» (пункт 24 Положения).

Как следует из материалов дела, публичный сервитут, установленный постановлением № 5623, инициирован самим административным истцом.

Указанный сервитут обеспечивает доступ к земельному участку с кадастровым номером 10:01:0090102:134, на котором располагается трансформаторная подстанция №511, находящаяся в аренде у АО «ОРЭС-Петрозаводск», а также проезд пожарных автомобилей к зданиям, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами 10:01:0090102:112 и 10:01:0090102:642.

Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный сервитут отвечает признакам публичного сервитута и мог быть установлен органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 23 ЗК РФ.

Довод апелляционной жалобы о наличии альтернативного подъезда к зданиям, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами 10:01:0090102:112 и 10:01:0090102:642, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с заключением Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 16.07.2020 подъезд пожарных автомобилей к зданиям, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами 10:01:0090102:112 и 10:01:0090102:642, должен быть обеспечен со всех сторон.

Судебная коллегия не усматривает существенных нарушений при проведении публичных слушаний по вопросу установления сервитута, инициированного самим административным истцом.

Согласно протоколу № 6 общественных слушаний об установлении постоянных публичных сервитутов от 11.10.2013 решение по вопросу № 8: «Установить постоянный публичный сервитут: - на часть земельного участка площадью 212 кв.м, образуемую из земельного участка площадью 6972 кв.м, имеющего кадастровый номер 10:01:0090102:134, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, в районе здания № 4 по ул. Заводской, для использования в целях прохода или проезда через земельный участок». Результаты голосования: «за» - 17, «против» - нет, «воздержались» - нет.».

Указанный протокол опубликован в официальном издании «Городскiе страницы» за 18.10.2013 № 56 (647).

Поскольку результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер при принятии решения администрацией Петрозаводского городского округа об установлении публичного сервитута, согласно протоколу общественных слушаний за установление публичного сервитута проголосовали все участвующие в них участники, постольку отсутствие в представленных администрацией Петрозаводского городского округа документах списков участников общественных слушаний не может, по мнению судебной коллегии, являться существенным нарушением процедуры проведения общественных слушаний и основанием признания оспариваемого постановлениянедействительным.

По мнению судебной коллегии, установление по инициативе самого административного истца постоянного публичного сервитута его права и законные интересы не нарушает, при этом судебная коллегия учитывает, что административный истец согласно пунктам 12 и 13 статьи 23 ЗК РФ вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, а также органа местного самоуправления, установившего публичный сервитут.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.07.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-2825/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Спецконструкция"
Прокуратура г.Петрозаводска
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
АО «ОРЭС-Петрозаводск»
ИП Черных Александр Дмитриевич
ООО "Габбро-Карелия"
ИП Мяхрюшин Иван Александрович
МУП «Петрозаводские энергетические системы»
ИП Кмитто Елена Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
04.09.2020Передача дела судье
08.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2020Передано в экспедицию
08.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее