2-823/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2018 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Асташевой И.А., при секретаре Харченко И.В., с участием истца Анашкина И.В., представителя АО «Читаэнергосбат» Кравченко Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анашкина И.В. к АО «Читаэнергосбыт» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Истец Анашкина И.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывая, что она проживает по адресу: <адрес>., своевременно оплачивает за потребленную электроэнергию. Ежемесячно в ее адрес ответчик направляет платежные уведомления, в которые включена задолженность за электроэнергию на общедомовые нужды. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ответчиком предъявлено начисление электроэнергии на общедомовые нужды в размере <данные изъяты> рубля и пени на сумму <данные изъяты> руб.
Истец полагает, что оснащение прибором общедомового учета многоквартирного дома по адресу: <адрес>, было произведено в нарушение ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ», так как собственникам помещения в многоквартирном доме, не было предложено оснащение прибором учета, используемых энергоресурсов, согласие на его установку также не давали, в общее имущество прибор учета электроэнергии не передан. Кроме того, в доме отсутствуют места общего пользования, оборудованные энергопринимающими устройствами, кроме осветительных лампочек на лестничных площадках, которые не всегда освещают. Начисление расчетов электроэнергии на ОДН производимый ответчиком, считает необоснованным и незаконным.
Истец отмечает, что она является добросовестным плательщиком за потребленную электроэнергию и не должна нести расходы за недобросовестных плательщиков. Кроме того, жилой дом сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, капитальный ремонт системы электроснабжения вышеуказанного дома с момента сдачи в эксплуатацию не производился.
На основании изложенного, истец с учетом уточнения исковых требований просит суд признать действия АО «Читаэнергосбыт» по включению в лицевой счет начисленной задолженности по электроэнергии на общедомовые нужды, в необоснованном расчете стоимости, произведенной с учетом общедомового прибора учета незаконными, обязать АО « Читаэнергосбыт» прекратить нарушение ее прав, как потребителя, по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности по электроэнергии на общедомовые нужды, обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 Приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 с применением норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды при отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также аннулировать выставленную задолженность по предъявленной пени начисленной на ОДН в размере <данные изъяты> рубля.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ПАО МРСК «Сибири-Бурятэнерго».
В судебном заседании истец Анашкина И.В., просила удовлетворить исковые требования в полном объеме с учетом их уточнения, приведя в обоснование доводы изложенные в иске, пояснив, что общедомовой прибор учета установлен вне дома в отдельном закрытом здании, куда жильцы дома не имеют доступа.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Кравченко Н.Н., действующая на основании доверенности, просила отказать в исковых требованиях истцу, поскольку общедомовой прибор учета по адресу проживания истца был установлен ДД.ММ.ГГГГ, при этом установка жильцами дома не оспаривалась, кроме того истец с ДД.ММ.ГГГГ года оплату за общедомовые нужды не вносила.
Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» Сбродова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, при этом направила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что прибор учета был установлен ПАО «МРСК Сибири» как для определения количества электроэнергии, поступающей в многоквартирный дом, но и в целях определения количества электрической энергии, приобретаемой у гарантирующего поставщика в целях компенсации потерь и для определения объема оказанных гарантирующему поставщику услуг по передаче электрической энергии, соответственно, данный прибор учета применяется для взаимных расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком. В этой связи установка и введение в эксплуатацию прибора учета не нарушает права собственников помещений многоквартирного дома. Представитель третьего лица отмечает, что несоблюдение порядка установки ОДПУ и ввода в эксплуатацию не может свидетельствовать о неисправности прибора учета. Отсутствие уведомления об установке прибора учета не влечет для истца каких-либо нарушений его прав и интересов, поскольку при вводе прибора в эксплуатацию присутствовал представитель управляющей организации, то есть лицо наделенное полномочиями от имени собственников жилых помещений, при этом управляющая организация была уведомлена о вводе ОДПУ в эксплуатацию. Кроме того истец доказательств проведения проверки ОДПУ и выявления недостатков в его работе не представил. Также указала, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав, поскольку истец оспаривает расчет платежа за электроэнергию на общедомовые нужды, а не предоставленные ответчиком услуги, их качество, либо не предоставление услуг. Заявила о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку прибор учета в МКД введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. Просила исковые требования оставить без удовлетворения.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с Приказом Минэнерго России от 08.05.2014 № 252 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» с 01 июня 2014 г. на территории Республики Бурятия статус гарантирующего поставщика электрической энергии присвоен ОАО «Читаэнергосбыт».
Согласно ч.1 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за электрическую энергию.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком, ПАО «МРСК Сибири» - сетевой организацией.
Истец Анашкина И.В. проживает в <адрес> многоквартирного <адрес> и является собственником квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Между истцом и АО «Читаэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения в связи с фактическим подключением абонента к присоединенной сети.
Согласно пояснениям представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> оборудован общедомовым прибором учета, при начислении платы гражданам за общедомовые нужды АО «Читаэнергосбыт» с ДД.ММ.ГГГГ года произвело перерасчет, в связи с установлением общедомового прибора учета.
Как следует из преамбулы к Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.11 г Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены в соответствии со ст. 157 ЖК РФ.
В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирномдоме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Ст.36 Жилищного кодекса РФ предусмотрен состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, определяется по формуле 12. При расчетах учитываются такие данные как, объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета.
В соответствии с п.17 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на не жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Согласно разделу 4 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель в том числе несет обязанность при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В соответствии с п.32 Правил предоставления коммунальных услуг указано, что исполнитель имеет право: устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
Ответчиком суду не представлены доказательства, позволяющих сделать вывод о достоверности показаний ОДПУ, и данных, послуживших основанием для расчета по формуле №12 объема (количества) электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в указанном выше многоквартирном доме по адресу.
Согласно приведенным выше Правилам исполнитель обязан проверять состояние индивидуальных приборов учета и достоверность предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.
При таких обстоятельствах, прийти к бесспорному выводу о достоверности правильности расчета объема (количества) электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в указанном выше многоквартирном доме, оснований не имеется, вследствие чего суд приходит к выводу о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за электроэнергию на ОДН по формуле №12.
Согласно ч.1 ст.539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренные договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с ч.3 ст.539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения не урегулированным настоящим кодексом применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
В силу ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
В соответствии с п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Названные критерии, согласно данному Приказу устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Согласно справке ООО УК «Комфорт» следует, что в многоквартирном доме по адресу <адрес>, 1993 года постройки, капитальный ремонт системы электроснабжения, с момента в вода в эксплуатацию не производился. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент установки прибора учета такого ремонта проведено не было, обследование жилого дома не проводилось, соответственно, и не проверялась техническая возможность установки данного прибора, акт не составлялся. Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме этого, материалами дела подтверждено, что прибор учета был введен в эксплуатацию ОАО "МРСК Сибири" с нарушением процедуры, установленной Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.12.2017) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") в связи с чем суд находит незаконным расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям данного прибора.
Так, в силу пункта 152 названного Постановления под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Согласно акта № года общедомовой прибор учета установлен в подвале <адрес>.
Из представленного суду акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что допуск прибора учета произведен с нарушением вышеизложенных положений, поскольку в акте отсутствуют данные об участии представителя гарантирующего поставщика – АО «Читаэнергосбыт», представитель собственника энергопринимающих устройств при допуске ОДПУ в эксплуатацию. Доказательств уведомления указанных лиц об установке ОДПУ, представлено не было.
Учитывая, что процедура ввода в эксплуатацию прибора учета не была соблюдена, данное обстоятельство как считает суд препятствует использованию данного ОДПУ для определения объема и стоимости потребленных жильцами дома энергоресурсов на общедомовые нужды.
Кроме того суду со стороны ответчика не было предоставлено доказательств о том, что общедомовой прибор учета установлен с соблюдением критериев наличия технической возможности, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.
Из выписки из финансового лицевого счета потребителя, а также пояснений представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» следует, что расчет платы за электроэнергию на ОДН производится ответчиком с учетом показаний ОДПУ по формуле №12 согласно п.13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, при этом жильцам <адрес> в <адрес> со слов представителя ответчика в сентябре 2015 года был произведен перерасчет платы за электроэнергию на ОДН исходя из показаний общедомового прибора учета.
Как следует из материалов дела и установлено судом, показания общедомового прибора учета электроэнергии учтены при исчислении платы за коммунальную услугу по электроэнергии на общедомовые нужды, между тем, с учетом изложенного выше, суд находит действия ответчика, связанные с расчетом и перерасчетом в сторону доначисления платы за электроэнергию на ОДН с применением показаний ОДПУ, незаконными, вследствие этого считает незаконным, нарушающим права истца как потребителя, включение в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды с учетом показаний общедомового прибора учета.
Поэтому расчет платы подлежит исчислению в соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, определяющей объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.
С учетом изложенного выше, суд считает исковые требования Анашкина И.В. с учетом их уточнения подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя МРСК Сибири о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права подлежит отклонению, поскольку требования истца направлены на пресечение действий, нарушающих ее права. Избранный способ защиты предусмотрен ст. 12 ГК РФ, поскольку влечет восстановление нарушенного права потребителя услуги, расчет платы за которую должен производиться на основании законно установленных и введенных в эксплуатацию приборах учета, обеспечивающих правильность и достоверность сведений об объемах фактически потребленной энергии.
Доводы представителя МРСК Сибири об истечении срока исковой давности в связи с введением прибора учета в эксплуатацию в 2014 году судом рассмотрению не подлежат, поскольку истцом как при подаче иска, так и в судебном заседании не заявлялись требования о признании незаконным установку и ввод в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Разрешая вопрос о госпошлине, суд считает необходимым взыскать в бюджет МО «<адрес>» с ответчика госпошлину в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Анашкина И.В. – удовлетворить.
Признать действия АО «Читаэнергосбыт» по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, в необоснованном расчете стоимости, произведенной с учетом общедомового прибора учета незаконными.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы абоненту Анашкина И.В. начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 с применением норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды при отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» аннулировать задолженность по предъявляемой пени на общедомовые нужды начисленной абоненту Анашкина И.В. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «<адрес>» госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Асташева И.А.