КОПИЯ
Решение в окончательной форме изготовлено 22 сентября 2020 года
№ 2а-3415/2020
66RS0007-01-2020-003756-66
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года г. Екатеринбург
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего Парамоновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой М.Н.,
с участием представителя административного истца МИФНС России № 31 по Свердловской области Чикова А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области к Васильеву Алексею Алексеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 31 по Свердловской области (далее по тексту – МИФНС России № 31 по Свердловской области) обратилась в суд с административным иском к Васильеву А.А. (ИНН 890500229775), просит взыскать задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 84 404, 00 руб., пени в размере 7 841, 83 руб. на общую сумму 92 245, 83 руб.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен конкурсный управляющий имуществом ИП Васильева А.А. – Большаков Е.А. (<адрес>).
Административный ответчик Васильев А.А. в письменном отзыве с заявленными требованиями не согласился. Указывает, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 июля 2014 года ИП Васильев А.А. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство. Полагает, что административным истцом требования о взыскании задолженности по налогам могут быть предъявлены в Арбитражный суд исключительно в рамках дела А60-38881/2013.
Заинтересованное лицо конкурсный управляющий имуществом ИП Васильева А.А. – Большаков Е.А. в письменном отзыве на административное исковое заявление считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, в связи с пропуском трехмесячного срока для направления уведомлений об уплате налога и шестимесячного срока для обращения в суд с требованием о принудительном взыскании налогов за 2014-2016 годы. Также указывает, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 июля 2014 года по делу № А60-38881/2013 ИП Васильев А.А. (ИНН №) признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
Административный ответчик Васильев А.А., заинтересованное лицо конкурсный управляющий имуществом ИП Васильева А.А. – Большаков Е.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно надлежащим образом.
Представитель административного истца МИФНС России № 31 по Свердловской области Чиков А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснив, что данные платежи являются текущими, поэтому подлежат взысканию с должника-банкрота. Также просит восстановить пропущенный срок на обращение в суд, поскольку заявление о вынесении судебного приказа было направлено во время, вместе с тем мировым судьей было отказано в принятии заявления в связи с тем, что дело подлежало рассмотрению в рамках дела о банкротстве. Определение об отказе в принятии налоговым органом получено не было, в связи с чем повторное заявление мировому судье было направлено с пропуском срока.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог относится к местным налогам и сборам.
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования «город Екатеринбург» земельный налог установлен и введен в действие Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 № 14/3 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург» (вместе с «Порядком расчета размера не облагаемой налогом суммы при расчете земельного налога некоммерческой организацией»).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Васильев А.А. по состоянию на 2016 год являлся собственником следующих земельных участков:
- кадастровый №, ОКТАМО 65729000, местонахождение: <адрес>2; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 7 месяцев;
- кадастровый №, ОКТАМО 65729000, местонахождение: <адрес>1; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 12 месяцев;
- кадастровый №, ОКТАМО 65729000, местонахождение: <адрес>; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 12 месяцев;
- кадастровый №, ОКТАМО 65729000, местонахождение: <адрес>4; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 12 месяцев;
- кадастровый №, ОКТАМО 65729000, местонахождение: <адрес>4; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 12 месяцев;
- кадастровый №, ОКТАМО 65729000, местонахождение: <адрес>, 18, <адрес>; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 12 месяцев;
- кадастровый №, ОКТАМО 65729000, местонахождение: <адрес>, ул.; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 12 месяцев;
- кадастровый №, ОКТАМО 65729000, местонахождение: <адрес>А; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 12 месяцев;
- кадастровый №, ОКТАМО 65722000, местонахождение: <адрес>; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 4 месяца;
- кадастровый №, ОКТАМО 65729000, местонахождение: <адрес>; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 6 месяцев;
- кадастровый №, ОКТАМО 65729000, местонахождение: <адрес>; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 3 месяца.
- кадастровый №, ОКТАМО 71644460, местонахождение: <адрес>, с левой стороны пересечения автотрассы Тюмень-Екатеринбург; налогоплательщик владел данным имуществом в 2016 году 12 месяцев.
На основании данных сведений налогоплательщику начислен земельный налог за 2016 год в размере 218 435, 00 руб.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направил налоговое уведомление № 166959 от 12 октября 2017 года, со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017 года, что подтверждается почтовым реестром № 386 (л.д. 28).
Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налога в добровольном порядке не исполнена, на задолженность в размере 84 404, 00 руб. и пени в размере 7 841, 83 руб. было вставлено требование об уплате налога № 56617 по состоянию на 11 декабря 2018 года, в котором должнику было предложено уплатить сумму задолженности по земельному налогу до 30 января 2019 года. Требование направлено заказным письмом, что подтверждается реестром документов об отправке от 21 декабря 2018 года (л.д. 15).
Требование должником добровольно исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены с указанным административным исковым заявлением.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование № 56617 года об уплате задолженности в размере 84 404, 00 руб. налога и 7 841, 83 руб. пени должно было быть исполнено в срок до 30 января 2019 года. Таким образом, налоговый орган имел право обратиться за принудительным взысканием до 30 июля 2019 года.
Как следует из обстоятельств дела, налоговым органом 27 февраля 2019 года было направлено мировому судье судебного участка № 1 судебного района, в котором создан Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области заявление о вынесении судебного приказа № 3453. Согласно штампу на данном заявлении, оно получено мировым судьей 04 июля 2019 года. Определением от 08 июля 2019 года в приятии заявления было отказано в связи с тем, что подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве. Сведений о вручении данного определения административному истцу материалы дела не содержат.
Из представленного мировым судьей административного дела № 2а-4408/2019 о вынесении судебного приказа следует, что повторное заявление № 3453 поступило 03 декабря 2019 года, был вынесен судебный приказ от 09 декабря 2019 года о взыскании с Васильева А.А. задолженности по земельному налогу и пени за 2016 год в общей сумме 92 245, 83 руб., который был отменен 10 марта 2020 года в связи с поступившими возражениями финансового управляющего Большакова Е.А.
Установив фактические обстоятельства, суд полагает обоснованными доводы административного истца об уважительности пропуска срока обращения в суд в связи с необходимостью повторного обращения с заявлением о вынесении судебного приказа не по вине налогового органа.
С административным исковым заявлением административный истец обратился 29 июня 2020 года, просит восстановить пропущенный срок, указывая на уважительность причин пропуска срока, поскольку копию определения об отказе в принятии первоначального заявления о вынесении судебного приказа не получали, повторное заявление было принято мировым судьей и вынесен судебный приказ. Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением и о восстановлении пропущенного срока, поскольку налоговым органом предпринимались все попытки для принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам, срок был пропущен по независящим от административного истца обстоятельствам.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверяя расчет налога, суд приходит к выводу о правильности его исчисления налоговым органом, пени, начисленные по земельному налогу, правильно рассчитаны в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приведенный налоговым органом расчет налога в налоговом уведомлении, а также расчет пени является арифметически верным, соответствует действующему законодательству, несогласия с начисленными суммами задолженности по налогу и пени административным ответчиком не представлено, как и не представлено доказательств уплаты имеющейся задолженности.
Административным истцом порядок, процедура взыскания налога не нарушены, сроки на обращение в суд, предусмотренные статьями 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации восстановлены.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что налоговым органом правомерно заявлены требования о взыскании налога и пени с налогоплательщика.
Довод административного ответчика, полагающего, что заявленные требования могу быть рассмотрены только в рамках дела о банкротстве, является несостоятельным, ввиду того, что обязанность по уплате указанной задолженности возникла после принятия решения Арбитражным судом Свердловской области от 23 июля 2014 года о признании Васильева А.А. несостоятельным (банкротом), в связи с чем задолженность является текущей, и административный спор подлежит рассмотрению в районном суде.
В связи с удовлетворением требований административного истца в силу статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2 967, 37 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области удовлетворить.
Взыскать с Васильева Алексея Алексеевича (ИНН №) в доход местного бюджета задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 84 404, 00 руб., недоимку по пени по земельному налогу за 2016 год в размере 7 841, 83 руб.
Взыскать с Васильева Алексея Алексеевича (ИНН №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 967, 37 руб.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Судья (подпись) М.А. Парамонова