Решение по делу № 2а-616/2019 от 20.12.2018

№ 2а-616/2019

64RS0047-01-2018-005004-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 г.                                      г.Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Долговой С.И.,

при секретаре судебного заседания Латфулиной Г.Ю.,

с участием представителя административного истца по доверенности Прокофьевой Т.Ю., представителя административного ответчика по доверенности Гамзатовой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Областная клиническая больница», заинтересованные лица управление по надзорной деятельности России в Октябрьском районе г. Саратова, управление по надзорной деятельности ГУ МЧС по Саратовской области, Министерство здравоохранения Саратовской области о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению обязанности,

установил:

заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Областная клиническая больница о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению обязанности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности установлены нарушения действующего законодательства в части соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в ГУЗ «Областная клиническая больница». Истец указывает, что по адресу: <адрес>: стены приемного отделения отделаны горючими материалами (композитные панели); стены и потолок в коридоре на 5-ом этаже операционного блока отделаны панелями с горючим наполнителем (пенопласт); система дистанционного управления насосами-повысителями внутреннего противопожарного водоснабжения находится в не рабочем состоянии; отсутствует водовод для заполнения пожарных резервуаров согласно проекта; не восстановлены пожарные резервуары для целей пожаротушения; отсутствует второй ввод воды во внутренний противопожарный водопровод; задвижка для пропуска противопожарного расхода воды на обводной линии не оборудована электроприводом, с открыванием автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики, открытие задвижки не сблокировано с пуском пожарных насосов при недостаточном давлении в водопроводной сети; в световых карманах, предназначенных для естественного освещения и выпуска дыма из коридоров блоков 1, 2, 3, 4 устроены перегородки для размещения кабинетов, при этом в данных коридорах отсутствует система дымоудаления; в помещениях подвального этажа устроены мастерские и склады негорючих материалов в горючей упаковке; кровлю на пристройках, примыкающих к зданиям в местах расположения оконных проемов выполнить из не горючего материала на длине от здания не менее 4 метров; в коридорах операционного блока установлены перегородки, нарушающие естественное освещение, при этом из данных коридоров не выполнено дымоудаление; здания гаражных боксов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; не выполнена взаимосвязь автоматической пожарной сигнализации с инженерными системами (управлением лифтами) (согласно протоколатехнических испытаний по проверке работоспособности пожарной сигнализации и систем оповещения выданного ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата>; световые оповещатели «Выход» не выполнена частота мигания 0,5-5 Гц (согласно протокола технических испытаний по проверке работоспособности пожарной сигнализации и систем оповещения выданного ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата>; расход воды внутреннего противопожарного водопровода не соответствует требованиям (согласно протокола испытаний внутреннего противопожарного водопровода выданного ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата>; здание по адресу: <адрес>: коридор цокольного этажа здания не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; в цокольном этаже здания перед лифтами не выполнены тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре; система дистанционного управления насосами-повысителями внутреннего противопожарного водоснабжения находится в нерабочем состоянии; не выполнена взаимосвязь автоматической пожарной сигнализации с инженерными системами (управлением лифтами) (согласно протокола технических испытаний по проверке работоспособности пожарной сигнализации и систем оповещения выданного ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата> Административный истец указывает, что допущенные нарушения требований пожарной безопасности влекут снижение уровня защищенности объекта, увеличение потенциального количества пострадавших от возгорания людей, создают препятствия для эффективного и оперативного осуществления мероприятий по ликвидации последствий возгорания. Административный истец считает, что усматривается бездействие административного ответчика в связи с непринятием мер по устранению выявленных нарушений.

В связи с чем, административный истец просит суд признать незаконным бездействие ГУЗ «Областная клиническая больница» в части не устранения нарушений требований пожарной безопасности; обязать ГУЗ «Областная клиническая больница» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности, указанные в акте проверки отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>.

В ходе рассмотрения дела административным истцом исковые требования были уточнены, согласно которым административный истец просил суд признать незаконным бездействие ГУЗ «Областная клиническая больница» в части не исполнения требований законодательства о пожарной опасности, а именно: здания по адресу: <адрес>, Смирновское ущелье, <адрес>: система дистанционного управления насосами-повысителями внутреннего противопожарного водоснабжения находится в не рабочем состоянии; отсутствует водовод для заполнения пожарных резервуаров согласно проекта; не восстановлены пожарные резервуары для целей пожаротушения; отсутствует второй ввод воды во внутренний противопожарный водопровод; задвижка для пропуска противопожарного расхода воды на обводной линии не оборудована электроприводом, с открыванием автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики, открытие задвижки не сблокировано с пуском пожарных насосов при недостаточном давлении в водопроводной сети; в световых карманах, предназначенных для естественного освещения и выпуска дыма из коридоров блоков 1, 2, 3, 4 устроены перегородки для размещения кабинетов, при этом в данных коридорах отсутствует система дымоудаления; в коридорах операционного блока установлены перегородки, нарушающие естественное освещение, при этом из данных коридоров не выполнено дымоудаление; не выполнена взаимосвязь автоматической пожарной сигнализации с инженерными системами (управлением лифтами); световые оповещатели «Выход» не обладают частотой мигания 0,5-5 Гц; Расход воды внутреннего противопожарного водопровода не соответствует требованиям; здание по адресу: <адрес>: коридор цокольного этажа здания не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; не выполнена взаимосвязь автоматической пожарной сигнализации с инженерными системами (управлением лифтами); просил обязать ГУЗ «Областная клиническая больница» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности.

Представитель административного истца по доверенности Прокофьева Т.Ю. административное исковое заявление и уточнения к нему поддержала, по основаниям изложенным в нем.

Представитель административного ответчика Гамзатова З.Н., в ходе судебного заседания просила отказать в удовлетворении иска, представив письменные возражения, а также просила применить срок исковой давности (т.1 л.д. 40-43, 204-207).

Представители заинтересованных лиц отдела надзорной деятельности и профилактической работы в <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, Главного управления МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Суд с учетом мнения участников судебного разбирательства и положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия представителей заинтересованных лиц.

Заслушав пояснения представителей административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в ГУЗ «Областная клиническая больница» <дата> (т. 1 л.д. 13-15).

В рамках проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

В здании по адресу: <адрес>, Смирновское ущелье, <адрес>: стены приемного отделения отделаны горючими материалами (композитные панели), в нарушение п.1 ч.2 ст.1, 4.1 ст. 6; ч. 1 ст. 89 Федерального закона от <дата> -Ф3 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.25* СНиП 21-01-97*, п. 4.3.2 СП 1.13130.2009;

-стены и потолок в коридоре на 5-ом этаже операционного блока отделаны панелями с горючим наполнителем (пенопласт), в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6; ч. 1 ст. 89 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.25* СНиП 21-01-97*, п. 4.3.2 СП 1.13130.2009;

-система дистанционного управления насосами-повысителями внутреннего противопожарного водоснабжения находится в не рабочем состоянии, в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч. 1 ст.6; ч. 3 ст. 86 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 55, 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; п.п. 12.21, 12.22 СНиП <дата>-85*, п. 4.2.7, 4.2.8 СП 10.13130.2009;

-отсутствует водовод для заполнения пожарных резервуаров согласно проекта, в нарушение п.1 4.2 ст.1, ч.1 ст.6; п. 3 ч. 2 ст. 68 Федерального закона от <дата> -Ф3 -Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9.28 СНиП <дата>-84*, п. 9.9 СП 8.13130.2009, проект;

-не восстановлены пожарные резервуары для целей пожаротушения, в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6; п. 3 ч. 2 ст. 68 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9.28 СНиП <дата>-84*, п. 4.1 СП 8.13130.2009;

-отсутствует второй ввод воды во внутренний противопожарный водопровод, в нарушениеп.1 4.2 ст.1, ч.1 ст.6; ч. 3 ст. 86 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9.1 СНиП <дата>-85*, п. 5.4.2 СП 30.13330.2012;

-задвижка для пропуска противопожарного расхода воды на обводной линии не оборудована электроприводом, с открыванием автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики. Открытие задвижки не сблокировано с пуском пожарных насосов при недостаточном давлении в водопроводной сети, в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6; ч. 3 ст. 86 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 11.7 СНиП <дата>-85*, п. 4.2.7 СП 10.13130.2009;

-в световых карманах, предназначенных для естественного освещения и выпуска дыма из коридоров блоков 1, 2, 3, 4 устроены перегородки для размещения кабинетов, при этом в данных коридорах отсутствует система дымоудаления, в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч. 1 ст.6; п. 1, 4 ч. 2 ст. 56 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.2 СНиП 41-01-2003, п. 7.2 СП 7.13130.2013;

-в помещениях подвального этажа устроены мастерские и склады негорючих материалов в горючей упаковке, в нарушение п.п. «а» п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;

-кровлю на пристройках, примыкающих к зданиям в местах расположения оконных проемов выполнить из не горючего материала на длине от здания не менее 4 метров, в нарушение п.1 ч.2    ст.1, ч.1 ст.6; Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.9 МДС 21-1.98 Предотвращение распространения пожара» Пособие к СНиП 21-01-97*;

-в коридорах операционного блока установлены перегородки, нарушающие естественное освещение, при этом из данных коридоров не выполнено дымоудаление, в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6; п. 1, 4 ч. 2 ст. 56 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.2 СНиП 41-01-2003, п. 7.2 СП 7.13130.2013;

-здания гаражных боксов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4 НПБ 110-03, прил. А СП 5.13130.2009;

-не выполнена взаимосвязь автоматической пожарной сигнализации с инженерными системами (управлением лифтами) (согласно протокола технических испытаний по проверке работоспособности пожарной сигнализации и систем оповещения выданного ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата>), в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.4.2, 6.4.5 НПБ 250-97, п. 4.1.9.1 ГОСТ 22011-95);

-световые оповещатели «Выход» не выполнена частота мигания 0,5-5 Гц (согласно протокола технических испытаний по проверке работоспособности пожарной сигнализации и систем оповещения выданного ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от 11.04.2016г.), в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.2 НПБ 77-98;

-расход воды внутреннего противопожарного водопровода не соответствует требованиям (согласно протокола испытаний внутреннего противопожарного водопровода выданного ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от 11.04.2016г.), в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6; ч. 1 ст.86 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, таблица 1 СНИП <дата>-85*, п. 4.1.1, таблица 1 СП 10.13130.2009.

В здание по адресу: <адрес>: коридор цокольного этажа здания не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6; п. 1, 4 ч. 2 ст. 56 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.2 СНиП 41-01-2003, п. 7.2 СП 7.13130.2013;

-в цокольном этаже здания перед лифтами не выполнены тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6; ч. 20 ст. 88 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 7.26* СНиП 21-01-97*;

-система дистанционного управления насосами-повысителями внутреннего противопожарного водоснабжения находится в нерабочем состоянии, в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6; ч. 3 ст. 86 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 55, 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; п.п. 12.21, 12.22 СНиП <дата>-85*, п. 4.2.7, 4.2.8 СП 10.13130.2009;

-не выполнена взаимосвязь автоматической пожарной сигнализации с инженерными системами (управлением лифтами) (согласно протокола технических испытаний по проверке работоспособности пожарной сигнализации и систем оповещения выданного ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата>), в нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч, 1 ст.6 Федерального закона от <дата> -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.4.2, 6.4.5 НПБ 250-97, п. 4.1.9.1 ГОСТ 22011-95.

Указанные обстоятельства также подтверждаются актом проверки от <дата> отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову ГУ МЧС по <адрес> (т. 1 л.д. 9-12), предписанием отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову ГУ МЧС по <адрес> от <дата> (т. 1 л.д. 29-33), так и пояснениями представителя административного ответчика, согласно которым, не отрицала наличие имеющиеся нарушений пожарной безопасности, и проведение работ по устранению нарушений не в полном объеме.

Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон), положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п. 1, 4 ч. 2 ст. 56 Закона система противодымной защиты должна предусматривать один или несколько из следующих способов защиты: 1) использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; 4) использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения.

Как следует из п. 3 ч. 2 ст.68 к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся противопожарные резервуары.

Согласно ч. 3 ст. 86 Закона, требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности

В соответствии с п. 55 Постановления Правительства РФ от <дата> «О противопожарном режиме» (вместе с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации) (далее – ППР в РФ «Постановление правительства РФ» от <дата> или Правила), Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Как следует из п. 61 указанных правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Согласно п. 9.1 «СНиП <дата>-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий» (далее по тексту - СНиП <дата>-85), системы внутренних водопроводов холодной воды следует принимать: тупиковыми, если допускается перерыв в подаче воды и при числе пожарных кранов до 12; кольцевыми или с закольцованными вводами при двух тупиковых трубопроводах с ответвлениями к потребителям от каждого из них для обеспечения непрерывной подачи воды. Кольцевые сети должны быть присоединены к наружной кольцевой сети не менее чем двумя вводами. Два и более ввода следует предусматривать для: зданий, в которых установлено более 12 пожарных кранов; жилых зданий с числом квартир более 400, клубов с эстрадой, кинотеатров с числом мест более 300; театров и клубов со сценой независимо от числа мест; зданий, оборудованных спринклерными и дренчерными системами при числе узлов управления более трех; бань при числе мест 200 и более; прачечных на 2 т и более белья в смену.

Как следует из п. 11.7 обводную линию у счетчиков холодной воды следует предусматривать, если: имеется один ввод водопровода в здание; счетчик воды не рассчитан на пропуск противопожарного расхода воды. На обводной линии следует устанавливать задвижку, опломбированную в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом. Обводную линию следует рассчитывать на максимальный (с учетом противопожарного) расход воды. Задвижка с электроприводом должна открываться автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики. Открытие задвижки должно быть сблокировано с пуском пожарных насосов при недостаточном давлении в водопроводной сети. Обводную линию у счетчика горячей воды предусматривать не следует.

Пунктами 12.21 и 12.22 регламентировано, что насосные установки для противопожарных целей следует проектировать с ручным или дистанционным управлением, а для зданий высотой свыше 50 м, домов культуры, конференц-залов, актовых залов и для зданий, оборудованных спринклерными и дренчерными установками, - с ручным, автоматическим и дистанционным управлением.

При дистанционном пуске пожарных насосных установок пусковые кнопки следует устанавливать в шкафах у пожарных кранов. При автоматическом и дистанционном включении пожарных насосов необходимо одновременно подать сигнал (световой и звуковой) в помещение пожарного поста или другое помещение с круглосуточным пребыванием обслуживающего персонала.

Согласно п. 4.1.1 «СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (далее по тексту СП 10.13130.2009), Для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с таблицей 1, а для производственных и складских зданий - в соответствии с таблицей 2. Расход воды на пожаротушение в зависимости от высоты компактной части струи и диаметра спрыска следует уточнять по таблице 3. При этом следует учитывать одновременное действие пожарных кранов и спринклерных или дренчерных установок.

Как следует из п. 4.2.7. СП 10.13130.2009, насосные установки для противопожарных целей следует проектировать с ручным или дистанционным управлением, а для зданий высотой свыше 50 м, домов культуры, конференц-залов, актовых залов и для зданий, оборудованных спринклерными и дренчерными установками, - с ручным, автоматическим и дистанционным управлением

Согласно п. 9.9 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п. п. 5.2 - 5.8 и 6.3.

Пунктом 8.2 «СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование» установлено, что Системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать: а) из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м. Высота здания (для эвакуации людей) определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных автомашин и нижней отметки открывающегося окна (проема) в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического); б) из коридоров (туннелей) подвальных и цокольных этажей без естественного освещения их световыми проемами в наружных ограждениях (далее - без естественного освещения) жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры из помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей (независимо от количества людей в этих помещениях); в) из коридоров длиной более 15 м без естественного освещения для производственных и складских зданий категорий А, Б, В1 - В2 с числом этажей два и более, а также для производственных зданий категории В3, общественных и многофункциональных зданий с числом этажей шесть и более; г) из общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками; д) из коридоров без естественного освещения жилых зданий, в которых расстояние от двери наиболее удаленной квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку или до выхода в тамбур, ведущий в воздушную зону незадымляемой лестничной клетки типа Н1, более 12 м; е) из атриумов зданий высотой более 28 м, а также из атриумов высотой более 15 м и пассажей с дверными проемами или балконами, выходящими в пространство атриумов и пассажей; ж) из лестничных клеток типа Л2 с открываемыми автоматически при пожаре фонарями зданий стационаров лечебных учреждений; з) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением через окна и фонари, не имеющие механизированных приводов для открывания фрамуг в окнах (на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг) и проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям А, Б, В1 - В3, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости; и) из каждого помещения без естественного освещения: общественного, предназначенного для массового пребывания людей; площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов; торговых залов; гардеробных площадью 200 м2 и более. Допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 м2: производственных категорий В1 - В3 или предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов.

Как следует из п. 9.9 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п. п. 5.2 - 5.8 и 6.3. Примечания: 1. Объем открытых искусственных пожарных водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м. 2. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин. 3. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ФИО5 <дата>.

Согласно п.п. 6.4.2 и 6.4.5 Норм пожарной безопасности «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования. НПБ 250-97», после принятия сигнала о пожаре система управления лифтом автоматически переходит в режим «пожарная опасность», при котором обеспечивается принудительное движение кабины на основной посадочный этаж. Во всех случаях после прибытия кабины на основной посадочный этаж двери кабины автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.

Пунктом 8.2 «НПБ 77-98. Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний», основные характеристики световых оповещателей. Сигнальные цвета световых оповещателей, предназначенных для обеспечения эвакуации и оповещения, должны соответствовать требованиям ГОСТ <дата>. Оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации при его освещенности в диапазоне значений от 1 до 500 лк. Мигающий световой оповещатель должен иметь частоту мигания в диапазоне от 0,5 до 5 Гц. Частота мигания должна быть установлена в ТУ на световые оповещатели конкретных типов. Размеры и содержание надписей на световых оповещателях устанавливают в ТУ на оповещатели конкретных типов.

Согласно п. 7.2 Приказ МЧС России от <дата> «Об утверждении свода правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать: а) из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м; б) из коридоров и пешеходных тоннелей подвальных и цокольных этажей жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры (тоннели) из помещений с постоянным пребыванием людей; в) из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в зданиях с числом этажей два и более: производственных и складских категорий А, Б, В; общественных и административно-бытовых; многофункциональных; г) из общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками; д) из атриумов и пассажей; е) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами (а для помещений высотного стеллажного хранения - вне зависимости от наличия постоянных рабочих мест), если эти помещения отнесены к категориям А, Б, В1, В2, В3 в зданиях I - IV степени огнестойкости, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости; ж) из каждого помещения на этажах, сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками, или из каждого помещения без естественного проветривания при пожаре: площадью 50 м2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более одного человека на 1 м2 площади помещения, не занятой оборудованием и предметами интерьера (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.); торговых залов магазинов; офисов; площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов, в том числе читальных залов и книгохранилищ библиотек, выставочных залов, фондохранилищ и реставрационных мастерских музеев и выставочных комплексов, архивов; гардеробных площадью 200 м2 и более; автодорожных, кабельных, коммутационных с маслопроводами и технологических тоннелей, встроенно-пристроенных и сообщающихся с подземными этажами зданий различного назначения; з) помещений хранения автомобилей закрытых надземных и подземных автостоянок, отдельно расположенных, встроенных или пристроенных к зданиям другого назначения (с парковкой как при участии, так и без участия водителей - с применением автоматизированных устройств), а также из изолированных рамп этих автостоянок. Допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 м2: производственных категорий В1, В2, В3, а также предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов. Для торговых залов и офисных помещений площадью не более 800 м2 при расстоянии от наиболее удаленной части помещения до ближайшего эвакуационного выхода не более 25 м удаление продуктов горения допускается предусматривать через примыкающие коридоры, холлы, рекреации, атриумы и пассажи.

Таким образом, не выполнение данных требований закона, влечет нарушение правил и требований пожарной безопасности.

Судом принято во внимание, что административным ответчиком частично исполнены первоначальные административные исковые требования, что подтверждено договорами, ведомости объемов работ, сметам, справкой о стоимости выполненных работ, актами выполненных работ, письмами, фотографиями, (т. 1 л.д. 44-47, 48-69, 70, 71-96, 97-99, 100-140, 141-144, 145, 146-152, 153, 154, 155-156, 157-161, 162, 163, 164, 165-167, 168-173, 174, 175-177, 178-185). Однако в настоящее время заявленные прокурором нарушения не устранены в полном объеме.

Доводы административного ответчика о том, что им выдано предписание о необходимости устранить нарушения до <дата>, не состоятельны.

Предписание, выданное административному ответчику, об устранении нарушений до <дата> было учтено судом, однако, предписание составлено <дата>, а прокуратурой проведена проверка <дата>.

Нарушение правил пожарной безопасности на объектах принадлежащих административному ответчику с большим скоплением людей имеют место быть в настоящее время, и не устранены в полном объеме, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований административного истца.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо.

Доказательств отсутствия бездействия и принятия мер по устранению вышеуказанных нарушений пожарной безопасности в полном объеме административным ответчиком суду не предоставлено, в связи с чем суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее исковое заявление.

В связи с этим суд считает необходимым обязать ГУЗ «Областная клиническая больница» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения норм пожарной безопасности.

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком заявлено о применении пропуска срока на обращение административного истца с заявленными требованиями, указав, что о нарушении норм пожарного законодательства прокурор узнал или должен был узнать еще в 2017 г., в связи с чем, трех месячный срок на предъявление требований истек.

    Согласно положения ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено в ходе судебного заседания представителем прокуратуры была проведена проверка соблюдения норм пожарной безопасности <дата> (т.1 л.д. 13-15). С административным исковым заявлением заместитель прокурора <адрес> обратился в суд <дата> (т.1 л.д.3), таким образом трехмесячный срок на обращения с иском в суд административным истцом не пропущен.

Доводы стороны административного ответчика о пропуске срока не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, доказательств пропуска срока стороной ответчика не представлено, в связи с чем у суда отсутствуют основания для применения последствия пропуска срока обращения за восстановлением нарушенного права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск заместителя прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Областная клиническая больница», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие государственного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница» по устранению нарушений пожарной безопасности.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие действия:

В здании по адресу: <адрес>, Смирновское ущелье, <адрес>:

-восстановить систему дистанционного управления насосами-повысителями внутреннего противопожарного водоснабжения; восстановить водовод для заполнения пожарных резервуаров согласно проекта; восстановить пожарные резервуары для целей пожаротушения; второй ввод воды во внутренний противопожарный водопровод: восстановить задвижку для пропуска противопожарного расхода воды на обводной линии оборудовать электроприводом, с открыванием автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики; открытие задвижки сблокировать с пуском пожарных насосов при недостаточном давлении в водопроводной сети; в световых карманах, предназначенных для естественного освещения и выпуска дыма из коридоров блоков 1, 2. 3, 4 установить систему дымоудаления; устранить в коридорах операционного блока перегородки, нарушающие естественное освещение и установить в данных коридорах оборудование по дымоудалению; выполнить взаимосвязь автоматической пожарной сигнализации с инженерными системами (управлением лифтами); установить световые оповещатели «Выход» обладающие частотой мигания 0,5-5 Гц; установить расход воды внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с противопожарными требованиям.

В здании по адресу: <адрес>:

- оборудовать коридор цокольного этажа здания системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; выполнить взаимосвязь автоматической пожарной сигнализации с инженерными системами (управлением лифтами).

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья                                            С.И.Долгова

2а-616/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г. Саратова
Ответчики
ГУЗ "Областная клиническая больница"
Другие
Министерство здравоохранения Саратовской области
ГУ МЧС России по Саратовской области
ОНДПР по г. Саратову УНДПР ГУ МЧС России по Саратовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее