Решение по делу № 33-810/2023 от 06.03.2023

Судья Тихонова О.А. Дело № 2-10481/2022

№ 33-810/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,

судей Голубь Е.С., Лукиных Л.П.,

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 30 марта 2023 г. гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» о возложении обязанности

по апелляционной жалобе публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» на решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г.

Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения представителей сторон, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском, измененным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» (далее – ПАО «КГК») о возложении обязанности.

В обоснование требований с учетом их изменения (т. 1 л.д. 85-91) указал, что согласно постановлению Администрации <адрес> от <...> «Об утверждении схемы теплоснабжения <адрес>» структурное подразделение ПАО «КГК» Курганская ТЭЦ является основным источником тепловой энергии <адрес>. Проверкой установлено, что ПАО «КГК» не представлены в Уральское ФИО1 сведения и документы, необходимые для регистрации и внесения в государственный реестр опасных производственных объектов, на подлежащий учету магистральный трубопровод сетевой воды (с параметрами теплоносителя от источника ТЭЦ-2 согласно сведениям в государственный реестр ОПО: рабочая температура 150 °С (согласно проектной документации ТЭЦ-2 рабочая температура теплоносителя составляет 130 °С), рабочее давление 1,2 МПа), предназначенный для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения <адрес>, проложенный надземным и подземным способами прокладки со стыковкой к существующим магистральным тепловым сетям 2Ду1000 протяженностью 5,45 км и 2Ду800 протяженностью 0,09 км <адрес>, ТП. Местоположение: <адрес>, от выводов Курганской ТЭЦ-2, вдоль <адрес> до <адрес> (МТ-7). Кадастровый .

Указанный трубопровод принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации Курганская <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности <адрес> от <...>). ПАО «КГК» владеет и пользуется указанным объектом на основании договора аренды от <...>.

Данный магистральный трубопровод является неотъемлемой частью (продолжением) трубопроводов от источника тепловой энергии (от водогрейных котлов и подогревателей сетевой воды, используемых в границах ТЭЦ-2 <адрес>, предназначенных для производства тепловой энергии в виде горячей воды - теплоносителя), предназначенных для транспортирования теплоносителя потребителям централизованной системы теплоснабжения <адрес>, которые зарегистрированы в территориальном органе ФИО1 и государственном реестре опасных производственных объектов в границах ОПО peг. № A55-03996-0001 «Площадка главного корпуса ТЭЦ», III класс опасности и ОПО peг. № А55-039996-0002 «Сеть газопотребления ТЭЦ», эксплуатируемых ООО «Курганская ТЭЦ-2».

Просил суд обязать ПАО «КГК» представить в Уральское ФИО1 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения и документы, предусмотренные п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом ФИО1 от <...> , заявление и документы, предусмотренные п. 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом ФИО1 от <...> , необходимые для регистрации и внесения в государственный реестр опасных производственных объектов на магистральный сетевой трубопровод тепловой сети централизованной системы теплоснабжения <адрес> по адресу: <адрес>, от выводов Курганской
ТЭЦ-2, вдоль <адрес> до <адрес> (МТ-7), оформить паспорт на указанный выше трубопровод.

В судебном заседании ФИО1 прокуратуры <адрес>
ФИО5 на исковых требованиях настаивала.

В судебном заседании ФИО1 ответчика ПАО «КГК» по доверенности ФИО6 против удовлетворения требований возражал.

В судебном заседании ФИО1 третьего лица Администрации <адрес> по доверенности ФИО7 исковые требования поддержала.

В судебном заседании ФИО1 третьего лица ФИО1 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ФИО1) по доверенности ФИО8 исковые требования поддержала.

Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. На ПАО «КГК» возложена обязанность предоставить в Уральское ФИО1 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения и документы, предусмотренные п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом ФИО1 от <...> , заявление и документы, предусмотренные п.п. 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом ФИО1 от <...> , необходимые для регистрации и внесения в государственный реестр опасных производственных объектов на магистральный сетевой трубопровод тепловой сети централизованной системы теплоснабжения <адрес>: <адрес>, от выводов Курганской ТЭЦ-2, вдоль
<адрес> до <адрес> (МТ-7), оформить паспорт на указанный выше трубопровод.

Не согласившись с данным решением, ПАО «КГК» принесло на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указывает, что указанный трубопровод, присоединенный к выводам Курганской ТЭЦ-2, не имеет признаков опасного производственного объекта, следовательно, в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Отмечает, что внесенные в проектную документацию изменения указывают, что сетевая вода после бойлеров паровой турбины и подогревателей сетевой воды на Курганской ТЭЦ-2 подается с температурой 115°С и давлением 13 кгс/см2. Данное обстоятельство указывает на невозможность выхода с Курганской ТЭЦ-2 сетевой воды более 115°С. ООО «Курганская ТЭЦ» проведена работа по настройке ивводу в эксплуатацию узла автоматического регулирования температуры прямой сетевой воды, расположенного на участке внутристанционного трубопровода, наличие которого изначально при строительстве станции было предусмотрено проектом, прошедшим государственную экспертизу. Узел автоматического регулирования температуры прямой сетевой воды позволяет защитить от превышения температуры прямой сетевой воды к потребителю свыше 115°С, т.к. при достижении температуры 110°С автоматически увеличивается расход подмеса холодной воды, что позволяет снизить температуру сетевой воды до нормативной. Поскольку на трубопроводе от источника тепловой энергии Курганской ТЭЦ-2 установлен и введен в эксплуатацию терморегулятор, который позволяет защитить от превышения температуры прямой сетевой воды к потребителю свыше 115°С, то, как следует из пункта 10.7 СП 124.13330.2012 «СНИП 41-02-2003 «Тепловые сети», рабочее давление и температура теплоносителя после терморегулятора должны приниматься с параметрами теплоносителя, предусмотренными для этих установок, т.е. должны приниматься для всего трубопровода не выше 115°С, что свидетельствует о том, что температура сетевой воды на всех участках трубопроводов, принадлежащих ООО «Курганская ТЭЦ» и ПАО «КГК» и расположенных после терморегулятора, не превышает 115°С.

Обращает внимание, что несмотря на указание в схеме теплоснабжения <адрес> на закольцовку системы теплоснабжения, фактически потоки теплоносителя в ней разделены.

Также указывает, что п. 35 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехзнадзора от <...> , предусмотрено, что только по результатам проведенных экспертиз возможно определить, соответствует ли магистральный трубопровод требованиям промышленной безопасности, а при несоответствии – составить план мероприятий для устранения выявленных недостатков и приведения объекта в надлежащее состояние, предусмотренное ФНП, либо запретить трубопровод к эксплуатации (п.35 ФНП 420).

Поскольку экспертиза промышленной безопасности проводится при непосредственном контакте эксперта с техническим устройством (трубопроводом тепловых сетей), включающим применение методов разрушающего контроля, требующего вырезки в стенках трубопроводов, приступить к ее выполнению возможно только в межотопительный период, т.е. при положительных температурах окружающего воздуха и отсутствии теплоносителя в системе теплоснабжения.

Отмечает, что только результаты технического диагностирования и экспертизы промышленной безопасности трубопроводов будут являться основанием для формирования перечня работ для устранения выявленных недостатков и приведения объектов в надлежащее состояние, предусмотренное Правилами промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденными Приказом ФИО1 от <...> . Учитывая изложенное, приступить к реализации мероприятий возможно не ранее начала межотопительного периода 2023 г.

Полагает, что решения суда первой инстанции не отвечает принципам исполнимости, поскольку не может быть исполнено незамедлительно.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор <адрес> и третье лицо ФИО1 просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 ответчика по доверенности ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержал.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 истца прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры <адрес> ФИО9, а также ФИО1 третьего лица ФИО1 по доверенности ФИО8 с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, поддержали ранее представленные возражения.

ФИО1 дополнительно пояснила, что магистральный трубопровод – это один опасный производственный объект, который строился на протяжении десятилетий отдельными участками, которые регистрировались как объекты собственности, отсюда и идет рассматриваемая часть данного трубопровода, а температура и давление принимаются одинаковые для всего магистрального трубопровода и определяются на источнике теплоснабжения, в данном случае на Курганской ТЭЦ-2. Подающий трубопровод в настоящее время стоит в государственном реестре опасных производственных объектов и непосредственно переходит в спорный участок магистрального трубопровода. Температура там свыше 115 градусов Цельсия. Она определена проектными значениями станции, которые указаны в проектной документации станции и зарегистрированы в государственном реестре.

Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, сведений об уважительных причинах неявки не представили.

Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.

Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобыи возражений относительно жалобы (в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой <адрес> по информации Уральского ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности в деятельности ПАО «КГК».

В ходе проверки установлено, что ПАО «КГК» не представлены в Уральское ФИО1 сведения и документы, необходимые для регистрации и внесения в государственный реестр опасных производственных объектов на подлежащий учету магистральный трубопровод сетевой воды (с параметрами теплоносителя от источника ТЭЦ-2 согласно сведениям в государственный реестр ОПО: рабочая температура 150 °С (согласно проектной документации ТЭЦ-2 рабочая температура теплоносителя составляет 130 °С), рабочее давление 1,2 МПа, предназначенный для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения <адрес>, проложенный надземным и подземным способами прокладки со стыковкой к существующим магистральным тепловым сетям 2Ду1000 протяженностью 5,45 км и 2Ду800 протяженностью 0,09 км (<адрес>, ТП. Местоположение: <адрес>, от выводов Курганской ТЭЦ-2, вдоль <адрес> до <адрес> (МТ-7). Кадастровый .

Указанный объект принадлежит на праве собственности субъекту РФ <адрес> (свидетельство государственной регистрации права собственности серии <адрес> от <...>, запись регистрации ), передано на праве оперативного ФИО1 государственному казенному учреждению «Кургангазсеть» (свидетельство государственной регистрации права оперативного ФИО1 серии <адрес> от <...>, запись регистрации ) и на праве аренды – ПАО «КГК».

Так, на основании договора аренды от <...>, а также дополнительных соглашений к нему от <...>, <...> ПАО «КГК» владеет и пользуется сооружением - магистральные трубопроводы тепловой сети в <адрес> со стыковкой к существующим магистральным тепловым сетям 2Ду1000 протяженностью 5,45 км и 2Ду800 протяженностью 0,09 км и магистральная теплотрасса 2Д630 мм <адрес> в <адрес> протяженностью 1864,5 п.м, назначение: теплоснабжение. Протяженность 7302 м, местоположение <адрес>, ТП.

Частями 1, 2 ст. 2 Федерального закона от <...> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. «б» п. 2 Приложения Закона о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

Постановлением Правительства РФ от <...> «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствий с п. 5 которых для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект. В случае если регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации, указанные сведения представляются на бумажном носителе.

Требования промышленной безопасности к объектам, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, установлены федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденными Приказом ФИО1 от <...> «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» (далее – ФНП ).

Согласно подп. «б» п. 2 ФНП настоящие Правила направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, травматизма на опасных производственных объектах (далее – ОПО) при использовании перечисленного в пункте 3 ФНП оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) (0,7 килограмм-силы на сантиметр квадратный (кгс/см2) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C).

Пунктом 222 ФНП предусмотрено, что не позднее 10 рабочих дней после даты принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в п. 223 ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган ФИО1 или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, а также в ГК «Росатом» в случае, указанном в п. «о» п. 3 ФНП, информацию согласно п. 224 ФНП для осуществления учета оборудования под давлением, при этом: информация о стационарном оборудовании направляется по месту нахождения ОПО, в составе которого оно установлено и эксплуатируется, в соответствующий территориальный орган ФИО1 или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в отношении поднадзорного ему ОПО (1). Транспортируемые сосуды (цистерны) (за исключением подлежащих учету в ином федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности) учитываются в органах ФИО1 по месту нахождения площадки (при наличии) эксплуатирующей организации, на которой производятся работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию, стоянка (хранение) указанного оборудования под давлением или по месту нахождения (государственной регистрации) эксплуатирующей организации (2). Котлы передвижных (транспортабельных) котельных установок (за исключением подлежащих учету в ином федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области промышленной безопасности) подлежат учету в органах ФИО1 по месту нахождения (государственной регистрации) эксплуатирующей организации. Информацию о фактическом адресе эксплуатации котлов передвижных (транспортабельных) котельных установок, в том числе уведомление о смене адреса их эксплуатации эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган ФИО1, в котором они подлежат учету (учтены), а также в адрес территориального органа ФИО1 на территории которого планируется их эксплуатация (3).

В силу подп. «в» п. 224 ФНП для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган ФИО1 или иной федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО: краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе: наименование или обозначение оборудования, год изготовления, организация-изготовитель, заводской номер (по системе нумерации изготовителя); основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов; сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования и/или сроке безопасной эксплуатации (при наличии), указанном в выводах заключения экспертизы.

Приказом ФИО1 от <...> «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, согласно п. 13 которых при регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (далее – свидетельство о регистрации) в соответствии с формой, приведенной в приложении к названному приказу.

Согласно п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра:

1) сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, заполненные на основании анализа документов, приведенных в п. 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные: а) наименование и место нахождения опасного производственного объекта; б) признаки опасности опасного производственного объекта; в) класс опасности опасного производственного объекта; г) классификация опасного производственного объекта; д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта; е) полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей организации; ж) реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа; з) наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта; и) краткая характеристика опасности опасного производственного объекта; к) наименование опасного вещества, его вид в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе (при наличии), заводские номера и (или) инвентарные номера (при наличии) технических устройств; л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений); м) числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформляются в виде документа отдельно для каждого опасного производственного объекта. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформленные на бумажном носителе, подписанные руководителем эксплуатирующей организации либо уполномоченным ФИО1 эксплуатирующей организации и заверенные печатью (при наличии), представляются в регистрирующий орган в двух экземплярах. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, представленные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представляются в регистрирующий орган в одном экземпляре;

2) копии документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). В случае, если соответствующие права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений. На опасных производственных объектах, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных абз. 1 и 2 подп. 2 п. 14 Требований, эксплуатирующая организация вправе предоставить в регистрирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого опасного производственного объекта на его эксплуатацию;

3) документы, которые содержат обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

4) копии текстовой части подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы, утверждения и (или) регистрации данной экспертизы в органах исполнительной власти). В случае если проектная документация опасного производственного объекта, разработанная до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от <...> «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, , ст. 744; 2020, , ст. 2916), не содержит подраздела «Технологические решения», заявителем представляются документы, содержащие сведения об объекте капитального строительства, в объеме, установленном для подраздела «Технологические решения» Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <...> .

Пунктами 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом ФИО1 от <...> , предусмотрены перечень документов, необходимых для регистрации и внесения сведений в государственный реестр опасных производственных объектов.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон применительно к установленным обстоятельствам дела, а именно положения ст. 2 Закона о промышленной безопасности, а также с учетом подп. «б» п. 2 Приложения к названному Закону, п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...> , подп. «б» п. 2, п. 222, подп. «в» п. 224 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденными приказом ФИО1 от <...>, (ФНП ), п. 13-14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом ФИО1 от <...> , п. 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом ФИО1 от <...> , пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, так как установил, что у ответчика отсутствует оформленный в соответствии с требованиями паспорт трубопровода, с заявлением о постановке трубопровода на учет ответчик в Уральское ФИО1 не обращался, указанные нарушения деятельности ПАО «КГК» могут привести к чрезвычайной ситуации техногенного характера, нанесению вреда жизни и здоровью граждан.

Судебная коллегия соглашается с обжалуемымрешением и не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, принимая во внимание следующее.

Вопреки доводам апеллянта, материалы дела свидетельствуют о том, что эксплуатируемый на основании договора аренды с <...> ПАО «КГК» магистральный трубопровод обладает признаками опасности - избыточным давлением (более 0,07 мегапаскаля) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия (подп. «б» п. 2 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности).

В соответствии с подп. 1 п. 5 Приложения 2 к Закону о промышленной безопасности, для опасных производственных объектов, указанных в п. 2 Приложения 1 к данному Закону, устанавливается III класс опасности.

Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию (п. 12 ч.1 ст. 12 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от <...> №99-ФЗ).

Как следует из возражений на апелляционную жалобу ФИО1, ПАО «КГК» не вносило изменений в проектную документацию ТЭЦ-2, а пыталось организовать техническое перевооружение с целью понижения проектного параметра теплоносителя со 130°С до 115°С. Однако заключениями экспертизы промышленной безопасности установлено, что признаки опасности при этом не устранены, объект может работать и на пониженных параметрах.

По сообщению ФИО1 ООО «Курганская ТЭЦ» до настоящего времени не ввело в эксплуатацию автоматический узел смешивания сетевой воды; <...>, <...>, <...> ООО «Курганская ТЭЦ» направляло в Уральское ФИО1 заявления об исключении из ОПО «Площадка главного корпуса» подающего трубопровода сетевой воды и трижды получало отказ в связи с отсутствием для этого оснований. После <...> ООО «Курганская ТЭЦ» не обращалось в Уральское ФИО1 с заявлениями об исключении подающего трубопровода сетевой воды из ОПО. Узел смешивания сетевой воды на ТЭЦ-2 не введён в эксплуатацию. В составе ОПО «Площадка главного корпуса» ООО «Курганская ТЭЦ» до настоящего времени зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов подающий трубопровод сетевой воды с температурой свыше 115°С (150-70°С). Данный подающий трубопровод за ограждением ТЭЦ-2 непосредственно переходит в эксплуатируемый ПАО «КГК» спорный магистральный трубопровод.

Также судебная коллегия отмечает, что согласно объяснениям в суде апелляционной инстанции ФИО1, магистральный трубопровод – это один опасный производственный объект, который строился на протяжении многих лет отдельными участками, которые регистрировались как объекты собственности, отсюда и идет рассматриваемая часть данного трубопровода, однако температура и давление принимаются одинаковые для всего трубопровода и определяются на источнике теплоснабжения, в данном случае на Курганской ТЭЦ-2. Подающий трубопровод в настоящее время стоит в государственном реестре опасных производственных объектов и непосредственно переходит в спорный участок магистрального трубопровода, температура там свыше 115 градусов Цельсия, она определена проектными значениями станции.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что магистральный трубопровод – это единый объект, права на который в силу специфики его возведения были зарегистрированы отдельными участками.

По части данных участков ФИО1 в адрес ПАО «КГК» выносились предписания о постановке на учет и регистрации магистрального трубопровода, оспоренные в арбитражном суде.

Законность данных предписаний подтверждается вступившими в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> по делу
№ А60-36690/2020, решением Арбитражного суда <адрес> по делу № А60-36741/2020.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным принять во внимание обстоятельства, установленные судебными актами арбитражных судов.

В частности, ПАО «КГК» отказано в удовлетворении требования о признании незаконным предписания Уральского ФИО1 о постановке на учёт двух участков магистрального трубопровода сетевой воды на основании их паспортов и регистрации трубопроводов в государственном реестре в качестве опасных производственных объектов.

Решением Арбитражного суда <адрес> от <...> по делу № А60-36741/2020 установлено, что ООО «Курганская ТЭЦ» обращалось <...>, <...>, <...> в ФИО1 с заявлением об исключении из состава ОПО участка трубопровода сетевой воды после узла смешения сетевой воды, но <...>, <...>, <...> ФИО1 выдало уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги и возврате документов в связи с тем, что утрата признаков опасности отсутствует. В составе ОПО «Площадка главного корпуса» общества «Курганская ТЭЦ» до настоящего времени зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов подающий трубопровод сетевой воды с температурой свыше 115°С (150-70°С). Автоматический узел смешивания сетевой воды до настоящего времени не введён обществом «Курганская ТЭЦ» в эксплуатацию».

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от <...> (дело № А60-36741/2020) установлено, что ООО «Курганская ТЭЦ» пыталось организовать техническое перевооружение ТЭЦ-2 для понижения температуры теплоносителя в сетевом трубопроводе. Однако заключением экспертизы промышленной безопасности от <...> установлено, что данными изменениями признаки опасности объекта не устранены.

Аналогичная оценка доводам ПАО «КГК» об утрате трубопроводом признаков опасности в связи с вводом в эксплуатацию ООО «Курганская ТЭЦ» на ТЭЦ-2 автоматического узла смешивания сетевой воды дана постановлением Арбитражного суда <адрес> от <...>, а также решением Арбитражного суда <адрес> от <...>, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от <...>, постановлением Арбитражного суда <адрес> от <...>, вынесенными по делу № А60-36690/2020, а также решением Арбитражного суда <адрес> от <...>, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от <...>, постановлением Арбитражного суда <адрес> от <...>, вынесенными по делу № А60-36741/2020.

Принимая во внимание изложенное, возражения ответчика о том, что спорный магистральный трубопровод не обладает признаками опасного производственного объекта, опровергнуты исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами и обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда, повторяют доводы возражений ответчика в судебном заседании суда первой инстанции и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и принесенных на нее возражений.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» – без удовлетворения.

Судья-председательствующий         

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 апреля 2023 г.

Судья Тихонова О.А. Дело № 2-10481/2022

№ 33-810/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,

судей Голубь Е.С., Лукиных Л.П.,

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 30 марта 2023 г. гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» о возложении обязанности

по апелляционной жалобе публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» на решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г.

Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения представителей сторон, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском, измененным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» (далее – ПАО «КГК») о возложении обязанности.

В обоснование требований с учетом их изменения (т. 1 л.д. 85-91) указал, что согласно постановлению Администрации <адрес> от <...> «Об утверждении схемы теплоснабжения <адрес>» структурное подразделение ПАО «КГК» Курганская ТЭЦ является основным источником тепловой энергии <адрес>. Проверкой установлено, что ПАО «КГК» не представлены в Уральское ФИО1 сведения и документы, необходимые для регистрации и внесения в государственный реестр опасных производственных объектов, на подлежащий учету магистральный трубопровод сетевой воды (с параметрами теплоносителя от источника ТЭЦ-2 согласно сведениям в государственный реестр ОПО: рабочая температура 150 °С (согласно проектной документации ТЭЦ-2 рабочая температура теплоносителя составляет 130 °С), рабочее давление 1,2 МПа), предназначенный для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения <адрес>, проложенный надземным и подземным способами прокладки со стыковкой к существующим магистральным тепловым сетям 2Ду1000 протяженностью 5,45 км и 2Ду800 протяженностью 0,09 км <адрес>, ТП. Местоположение: <адрес>, от выводов Курганской ТЭЦ-2, вдоль <адрес> до <адрес> (МТ-7). Кадастровый .

Указанный трубопровод принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации Курганская <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности <адрес> от <...>). ПАО «КГК» владеет и пользуется указанным объектом на основании договора аренды от <...>.

Данный магистральный трубопровод является неотъемлемой частью (продолжением) трубопроводов от источника тепловой энергии (от водогрейных котлов и подогревателей сетевой воды, используемых в границах ТЭЦ-2 <адрес>, предназначенных для производства тепловой энергии в виде горячей воды - теплоносителя), предназначенных для транспортирования теплоносителя потребителям централизованной системы теплоснабжения <адрес>, которые зарегистрированы в территориальном органе ФИО1 и государственном реестре опасных производственных объектов в границах ОПО peг. № A55-03996-0001 «Площадка главного корпуса ТЭЦ», III класс опасности и ОПО peг. № А55-039996-0002 «Сеть газопотребления ТЭЦ», эксплуатируемых ООО «Курганская ТЭЦ-2».

Просил суд обязать ПАО «КГК» представить в Уральское ФИО1 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения и документы, предусмотренные п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом ФИО1 от <...> , заявление и документы, предусмотренные п. 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом ФИО1 от <...> , необходимые для регистрации и внесения в государственный реестр опасных производственных объектов на магистральный сетевой трубопровод тепловой сети централизованной системы теплоснабжения <адрес> по адресу: <адрес>, от выводов Курганской
ТЭЦ-2, вдоль <адрес> до <адрес> (МТ-7), оформить паспорт на указанный выше трубопровод.

В судебном заседании ФИО1 прокуратуры <адрес>
ФИО5 на исковых требованиях настаивала.

В судебном заседании ФИО1 ответчика ПАО «КГК» по доверенности ФИО6 против удовлетворения требований возражал.

В судебном заседании ФИО1 третьего лица Администрации <адрес> по доверенности ФИО7 исковые требования поддержала.

В судебном заседании ФИО1 третьего лица ФИО1 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ФИО1) по доверенности ФИО8 исковые требования поддержала.

Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. На ПАО «КГК» возложена обязанность предоставить в Уральское ФИО1 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения и документы, предусмотренные п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом ФИО1 от <...> , заявление и документы, предусмотренные п.п. 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом ФИО1 от <...> , необходимые для регистрации и внесения в государственный реестр опасных производственных объектов на магистральный сетевой трубопровод тепловой сети централизованной системы теплоснабжения <адрес>: <адрес>, от выводов Курганской ТЭЦ-2, вдоль
<адрес> до <адрес> (МТ-7), оформить паспорт на указанный выше трубопровод.

Не согласившись с данным решением, ПАО «КГК» принесло на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указывает, что указанный трубопровод, присоединенный к выводам Курганской ТЭЦ-2, не имеет признаков опасного производственного объекта, следовательно, в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Отмечает, что внесенные в проектную документацию изменения указывают, что сетевая вода после бойлеров паровой турбины и подогревателей сетевой воды на Курганской ТЭЦ-2 подается с температурой 115°С и давлением 13 кгс/см2. Данное обстоятельство указывает на невозможность выхода с Курганской ТЭЦ-2 сетевой воды более 115°С. ООО «Курганская ТЭЦ» проведена работа по настройке ивводу в эксплуатацию узла автоматического регулирования температуры прямой сетевой воды, расположенного на участке внутристанционного трубопровода, наличие которого изначально при строительстве станции было предусмотрено проектом, прошедшим государственную экспертизу. Узел автоматического регулирования температуры прямой сетевой воды позволяет защитить от превышения температуры прямой сетевой воды к потребителю свыше 115°С, т.к. при достижении температуры 110°С автоматически увеличивается расход подмеса холодной воды, что позволяет снизить температуру сетевой воды до нормативной. Поскольку на трубопроводе от источника тепловой энергии Курганской ТЭЦ-2 установлен и введен в эксплуатацию терморегулятор, который позволяет защитить от превышения температуры прямой сетевой воды к потребителю свыше 115°С, то, как следует из пункта 10.7 СП 124.13330.2012 «СНИП 41-02-2003 «Тепловые сети», рабочее давление и температура теплоносителя после терморегулятора должны приниматься с параметрами теплоносителя, предусмотренными для этих установок, т.е. должны приниматься для всего трубопровода не выше 115°С, что свидетельствует о том, что температура сетевой воды на всех участках трубопроводов, принадлежащих ООО «Курганская ТЭЦ» и ПАО «КГК» и расположенных после терморегулятора, не превышает 115°С.

Обращает внимание, что несмотря на указание в схеме теплоснабжения <адрес> на закольцовку системы теплоснабжения, фактически потоки теплоносителя в ней разделены.

Также указывает, что п. 35 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехзнадзора от <...> , предусмотрено, что только по результатам проведенных экспертиз возможно определить, соответствует ли магистральный трубопровод требованиям промышленной безопасности, а при несоответствии – составить план мероприятий для устранения выявленных недостатков и приведения объекта в надлежащее состояние, предусмотренное ФНП, либо запретить трубопровод к эксплуатации (п.35 ФНП 420).

Поскольку экспертиза промышленной безопасности проводится при непосредственном контакте эксперта с техническим устройством (трубопроводом тепловых сетей), включающим применение методов разрушающего контроля, требующего вырезки в стенках трубопроводов, приступить к ее выполнению возможно только в межотопительный период, т.е. при положительных температурах окружающего воздуха и отсутствии теплоносителя в системе теплоснабжения.

Отмечает, что только результаты технического диагностирования и экспертизы промышленной безопасности трубопроводов будут являться основанием для формирования перечня работ для устранения выявленных недостатков и приведения объектов в надлежащее состояние, предусмотренное Правилами промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденными Приказом ФИО1 от <...> . Учитывая изложенное, приступить к реализации мероприятий возможно не ранее начала межотопительного периода 2023 г.

Полагает, что решения суда первой инстанции не отвечает принципам исполнимости, поскольку не может быть исполнено незамедлительно.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор <адрес> и третье лицо ФИО1 просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 ответчика по доверенности ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержал.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 истца прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры <адрес> ФИО9, а также ФИО1 третьего лица ФИО1 по доверенности ФИО8 с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, поддержали ранее представленные возражения.

ФИО1 дополнительно пояснила, что магистральный трубопровод – это один опасный производственный объект, который строился на протяжении десятилетий отдельными участками, которые регистрировались как объекты собственности, отсюда и идет рассматриваемая часть данного трубопровода, а температура и давление принимаются одинаковые для всего магистрального трубопровода и определяются на источнике теплоснабжения, в данном случае на Курганской ТЭЦ-2. Подающий трубопровод в настоящее время стоит в государственном реестре опасных производственных объектов и непосредственно переходит в спорный участок магистрального трубопровода. Температура там свыше 115 градусов Цельсия. Она определена проектными значениями станции, которые указаны в проектной документации станции и зарегистрированы в государственном реестре.

Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, сведений об уважительных причинах неявки не представили.

Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.

Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобыи возражений относительно жалобы (в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой <адрес> по информации Уральского ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности в деятельности ПАО «КГК».

В ходе проверки установлено, что ПАО «КГК» не представлены в Уральское ФИО1 сведения и документы, необходимые для регистрации и внесения в государственный реестр опасных производственных объектов на подлежащий учету магистральный трубопровод сетевой воды (с параметрами теплоносителя от источника ТЭЦ-2 согласно сведениям в государственный реестр ОПО: рабочая температура 150 °С (согласно проектной документации ТЭЦ-2 рабочая температура теплоносителя составляет 130 °С), рабочее давление 1,2 МПа, предназначенный для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения <адрес>, проложенный надземным и подземным способами прокладки со стыковкой к существующим магистральным тепловым сетям 2Ду1000 протяженностью 5,45 км и 2Ду800 протяженностью 0,09 км (<адрес>, ТП. Местоположение: <адрес>, от выводов Курганской ТЭЦ-2, вдоль <адрес> до <адрес> (МТ-7). Кадастровый .

Указанный объект принадлежит на праве собственности субъекту РФ <адрес> (свидетельство государственной регистрации права собственности серии <адрес> от <...>, запись регистрации ), передано на праве оперативного ФИО1 государственному казенному учреждению «Кургангазсеть» (свидетельство государственной регистрации права оперативного ФИО1 серии <адрес> от <...>, запись регистрации ) и на праве аренды – ПАО «КГК».

Так, на основании договора аренды от <...>, а также дополнительных соглашений к нему от <...>, <...> ПАО «КГК» владеет и пользуется сооружением - магистральные трубопроводы тепловой сети в <адрес> со стыковкой к существующим магистральным тепловым сетям 2Ду1000 протяженностью 5,45 км и 2Ду800 протяженностью 0,09 км и магистральная теплотрасса 2Д630 мм <адрес> в <адрес> протяженностью 1864,5 п.м, назначение: теплоснабжение. Протяженность 7302 м, местоположение <адрес>, ТП.

Частями 1, 2 ст. 2 Федерального закона от <...> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. «б» п. 2 Приложения Закона о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

Постановлением Правительства РФ от <...> «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствий с п. 5 которых для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект. В случае если регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации, указанные сведения представляются на бумажном носителе.

Требования промышленной безопасности к объектам, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, установлены федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденными Приказом ФИО1 от <...> «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» (далее – ФНП ).

Согласно подп. «б» п. 2 ФНП настоящие Правила направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, травматизма на опасных производственных объектах (далее – ОПО) при использовании перечисленного в пункте 3 ФНП оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) (0,7 килограмм-силы на сантиметр квадратный (кгс/см2) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C).

Пунктом 222 ФНП предусмотрено, что не позднее 10 рабочих дней после даты принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в п. 223 ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган ФИО1 или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, а также в ГК «Росатом» в случае, указанном в п. «о» п. 3 ФНП, информацию согласно п. 224 ФНП для осуществления учета оборудования под давлением, при этом: информация о стационарном оборудовании направляется по месту нахождения ОПО, в составе которого оно установлено и эксплуатируется, в соответствующий территориальный орган ФИО1 или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в отношении поднадзорного ему ОПО (1). Транспортируемые сосуды (цистерны) (за исключением подлежащих учету в ином федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности) учитываются в органах ФИО1 по месту нахождения площадки (при наличии) эксплуатирующей организации, на которой производятся работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию, стоянка (хранение) указанного оборудования под давлением или по месту нахождения (государственной регистрации) эксплуатирующей организации (2). Котлы передвижных (транспортабельных) котельных установок (за исключением подлежащих учету в ином федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области промышленной безопасности) подлежат учету в органах ФИО1 по месту нахождения (государственной регистрации) эксплуатирующей организации. Информацию о фактическом адресе эксплуатации котлов передвижных (транспортабельных) котельных установок, в том числе уведомление о смене адреса их эксплуатации эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган ФИО1, в котором они подлежат учету (учтены), а также в адрес территориального органа ФИО1 на территории которого планируется их эксплуатация (3).

В силу подп. «в» п. 224 ФНП для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган ФИО1 или иной федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО: краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе: наименование или обозначение оборудования, год изготовления, организация-изготовитель, заводской номер (по системе нумерации изготовителя); основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов; сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования и/или сроке безопасной эксплуатации (при наличии), указанном в выводах заключения экспертизы.

Приказом ФИО1 от <...> «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, согласно п. 13 которых при регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (далее – свидетельство о регистрации) в соответствии с формой, приведенной в приложении к названному приказу.

Согласно п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра:

1) сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, заполненные на основании анализа документов, приведенных в п. 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные: а) наименование и место нахождения опасного производственного объекта; б) признаки опасности опасного производственного объекта; в) класс опасности опасного производственного объекта; г) классификация опасного производственного объекта; д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта; е) полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей организации; ж) реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа; з) наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта; и) краткая характеристика опасности опасного производственного объекта; к) наименование опасного вещества, его вид в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе (при наличии), заводские номера и (или) инвентарные номера (при наличии) технических устройств; л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений); м) числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформляются в виде документа отдельно для каждого опасного производственного объекта. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформленные на бумажном носителе, подписанные руководителем эксплуатирующей организации либо уполномоченным ФИО1 эксплуатирующей организации и заверенные печатью (при наличии), представляются в регистрирующий орган в двух экземплярах. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, представленные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представляются в регистрирующий орган в одном экземпляре;

2) копии документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). В случае, если соответствующие права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений. На опасных производственных объектах, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных абз. 1 и 2 подп. 2 п. 14 Требований, эксплуатирующая организация вправе предоставить в регистрирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого опасного производственного объекта на его эксплуатацию;

3) документы, которые содержат обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

4) копии текстовой части подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы, утверждения и (или) регистрации данной экспертизы в органах исполнительной власти). В случае если проектная документация опасного производственного объекта, разработанная до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от <...> «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, , ст. 744; 2020, , ст. 2916), не содержит подраздела «Технологические решения», заявителем представляются документы, содержащие сведения об объекте капитального строительства, в объеме, установленном для подраздела «Технологические решения» Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <...> .

Пунктами 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом ФИО1 от <...> , предусмотрены перечень документов, необходимых для регистрации и внесения сведений в государственный реестр опасных производственных объектов.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон применительно к установленным обстоятельствам дела, а именно положения ст. 2 Закона о промышленной безопасности, а также с учетом подп. «б» п. 2 Приложения к названному Закону, п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...> , подп. «б» п. 2, п. 222, подп. «в» п. 224 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденными приказом ФИО1 от <...>, (ФНП ), п. 13-14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом ФИО1 от <...> , п. 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом ФИО1 от <...> , пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, так как установил, что у ответчика отсутствует оформленный в соответствии с требованиями паспорт трубопровода, с заявлением о постановке трубопровода на учет ответчик в Уральское ФИО1 не обращался, указанные нарушения деятельности ПАО «КГК» могут привести к чрезвычайной ситуации техногенного характера, нанесению вреда жизни и здоровью граждан.

Судебная коллегия соглашается с обжалуемымрешением и не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, принимая во внимание следующее.

Вопреки доводам апеллянта, материалы дела свидетельствуют о том, что эксплуатируемый на основании договора аренды с <...> ПАО «КГК» магистральный трубопровод обладает признаками опасности - избыточным давлением (более 0,07 мегапаскаля) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия (подп. «б» п. 2 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности).

В соответствии с подп. 1 п. 5 Приложения 2 к Закону о промышленной безопасности, для опасных производственных объектов, указанных в п. 2 Приложения 1 к данному Закону, устанавливается III класс опасности.

Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию (п. 12 ч.1 ст. 12 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от <...> №99-ФЗ).

Как следует из возражений на апелляционную жалобу ФИО1, ПАО «КГК» не вносило изменений в проектную документацию ТЭЦ-2, а пыталось организовать техническое перевооружение с целью понижения проектного параметра теплоносителя со 130°С до 115°С. Однако заключениями экспертизы промышленной безопасности установлено, что признаки опасности при этом не устранены, объект может работать и на пониженных параметрах.

По сообщению ФИО1 ООО «Курганская ТЭЦ» до настоящего времени не ввело в эксплуатацию автоматический узел смешивания сетевой воды; <...>, <...>, <...> ООО «Курганская ТЭЦ» направляло в Уральское ФИО1 заявления об исключении из ОПО «Площадка главного корпуса» подающего трубопровода сетевой воды и трижды получало отказ в связи с отсутствием для этого оснований. После <...> ООО «Курганская ТЭЦ» не обращалось в Уральское ФИО1 с заявлениями об исключении подающего трубопровода сетевой воды из ОПО. Узел смешивания сетевой воды на ТЭЦ-2 не введён в эксплуатацию. В составе ОПО «Площадка главного корпуса» ООО «Курганская ТЭЦ» до настоящего времени зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов подающий трубопровод сетевой воды с температурой свыше 115°С (150-70°С). Данный подающий трубопровод за ограждением ТЭЦ-2 непосредственно переходит в эксплуатируемый ПАО «КГК» спорный магистральный трубопровод.

Также судебная коллегия отмечает, что согласно объяснениям в суде апелляционной инстанции ФИО1, магистральный трубопровод – это один опасный производственный объект, который строился на протяжении многих лет отдельными участками, которые регистрировались как объекты собственности, отсюда и идет рассматриваемая часть данного трубопровода, однако температура и давление принимаются одинаковые для всего трубопровода и определяются на источнике теплоснабжения, в данном случае на Курганской ТЭЦ-2. Подающий трубопровод в настоящее время стоит в государственном реестре опасных производственных объектов и непосредственно переходит в спорный участок магистрального трубопровода, температура там свыше 115 градусов Цельсия, она определена проектными значениями станции.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что магистральный трубопровод – это единый объект, права на который в силу специфики его возведения были зарегистрированы отдельными участками.

По части данных участков ФИО1 в адрес ПАО «КГК» выносились предписания о постановке на учет и регистрации магистрального трубопровода, оспоренные в арбитражном суде.

Законность данных предписаний подтверждается вступившими в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> по делу
№ А60-36690/2020, решением Арбитражного суда <адрес> по делу № А60-36741/2020.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным принять во внимание обстоятельства, установленные судебными актами арбитражных судов.

В частности, ПАО «КГК» отказано в удовлетворении требования о признании незаконным предписания Уральского ФИО1 о постановке на учёт двух участков магистрального трубопровода сетевой воды на основании их паспортов и регистрации трубопроводов в государственном реестре в качестве опасных производственных объектов.

Решением Арбитражного суда <адрес> от <...> по делу № А60-36741/2020 установлено, что ООО «Курганская ТЭЦ» обращалось <...>, <...>, <...> в ФИО1 с заявлением об исключении из состава ОПО участка трубопровода сетевой воды после узла смешения сетевой воды, но <...>, <...>, <...> ФИО1 выдало уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги и возврате документов в связи с тем, что утрата признаков опасности отсутствует. В составе ОПО «Площадка главного корпуса» общества «Курганская ТЭЦ» до настоящего времени зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов подающий трубопровод сетевой воды с температурой свыше 115°С (150-70°С). Автоматический узел смешивания сетевой воды до настоящего времени не введён обществом «Курганская ТЭЦ» в эксплуатацию».

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от <...> (дело № А60-36741/2020) установлено, что ООО «Курганская ТЭЦ» пыталось организовать техническое перевооружение ТЭЦ-2 для понижения температуры теплоносителя в сетевом трубопроводе. Однако заключением экспертизы промышленной безопасности от <...> установлено, что данными изменениями признаки опасности объекта не устранены.

Аналогичная оценка доводам ПАО «КГК» об утрате трубопроводом признаков опасности в связи с вводом в эксплуатацию ООО «Курганская ТЭЦ» на ТЭЦ-2 автоматического узла смешивания сетевой воды дана постановлением Арбитражного суда <адрес> от <...>, а также решением Арбитражного суда <адрес> от <...>, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от <...>, постановлением Арбитражного суда <адрес> от <...>, вынесенными по делу № А60-36690/2020, а также решением Арбитражного суда <адрес> от <...>, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от <...>, постановлением Арбитражного суда <адрес> от <...>, вынесенными по делу № А60-36741/2020.

Принимая во внимание изложенное, возражения ответчика о том, что спорный магистральный трубопровод не обладает признаками опасного производственного объекта, опровергнуты исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами и обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда, повторяют доводы возражений ответчика в судебном заседании суда первой инстанции и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и принесенных на нее возражений.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» – без удовлетворения.

Судья-председательствующий         

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 апреля 2023 г.

33-810/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора города Кургана в интересах н/о круг лиц
Ответчики
ПАО КУРГАНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ
Другие
Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
АДМИНИСТРАЦИЯ Г КУРГАНА
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
06.03.2023Передача дела судье
30.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2023Передано в экспедицию
30.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее