Судья Саая В.О. Дело № 2-479/2022 (33-43/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 8 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Ховалыга Ш.А.,
судей Таргына А.О., Хертек С.Б.,
при секретаре Ооржак Н.О.,
с участием прокурора Чадамба Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по иску Тулуша А.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на возмещение вреда, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Тулуш А.А. обратился в суд с вышеназванным иском к Министерству финансов Российской Федерации. В обоснование иска указал на то, что приговором мирового судьи судебного участка ** Республики Тыва от 8 мая 2020 года он осужден по ч. 1 ст. 119, ч. 2 ст. 115, ч. 2, 5 ст. 69 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С 10 января 2020 года по 14 мая 2020 года, то есть в течение 5 месяцев и 4 дней содержался под стражей в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ, в этот период неоднократно доставлялся для судебных заседаний в изолятор временного содержания ** РТ. При транспортировке (этапировании) допущены нарушения его прав: расстояние между ФКУ СИЗО-№ г. Кызыла и ИВС ** и до суда в ** составляет около 300 км., время пути составляет более 6 часов; при этом его помещали в железный ящик автофургона марки «**» размером около 0,50 кв.м., в высоту 1 м., со слабым освещением и без вентиляции, в котором находиться возможно только в сидячем положении; дорога по этому маршруту в плохом состоянии, вследствие чего он ударялся головой и конечностями об стенки железного ящика, появлялись ссадины и синяки, болела голова; в пути его никогда не кормили и не выводили в туалет, не предоставляли возможности помыться, не давали воду; в ИВС и ФКУ СИЗО-№ г. Кызыла истцу не выдавали путейный рацион питания (сухой паек) на период суток этапа. Площадь камер ИВС, в которых содержался истец, на одного заключенного составляла менее 2 кв.м., что фактически лишало его личного пространства; камеры не проветривались, в них постоянно стоял табачный запах; в камере № ИВС отсутствовала форточка, в зимнее время было невыносимо холодно; камеры не соответствовали санитарным условиям, туалеты были огорожены стенкой метровой высоты, не были оборудованы сливными бочками, вследствие чего в камере, площадью 4-6 кв.м., постоянно стоял неприятный запах; отсутствовали условия быта, то есть не было холодильников, оборудования для хранения пищи, электроприборов для кипячения воды; кипяченную воду администрация ИВС предоставляла 1 раз в день и то не всегда; горячей воды и душа не было, в связи с чем во время этапирования не имел возможности помыться; постельное белье не выдавалось; постельные принадлежности были в неудовлетворительном состоянии; выдаваемая еда была очень плохого качества. Он страдает ** и чтобы не усугублять состояние своего здоровья, он практически голодал. Истец подвергался риску заражения, так как в камере содержались заключенные зараженные туберкулезом, гепатитом, которые также пользовались всеми бытовыми условиями в камере; у него ухудшилось зрение из-за плохого освещения; оконные рамы в камерах очень маленькие и на окнах имелись железные решетки, что подвергало их опасности в случае пожара или задымления. Отсутствовали квалифицированные врачи и специальное медицинское оборудование, медикаменты давали неэффективные, вследствие чего имеющиеся у него заболевания обострились. Ненадлежащие условия транспортировки и содержания в ИВС ** причинили ему нравственные и физические страдания. Просил признать за ним право на возмещение вреда, причиненного ему и его здоровью, взыскать с ответчика компенсацию в размере 900 000 руб.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – МВД РФ) и Федеральная служба исполнения наказаний (далее по тексту – ФСИН).
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 марта 2022 года в удовлетворении иска отказано.
Истец Тулуш А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение по мотиву его незаконности.
На основании п. 4 ч. 4 и ч. 5 ст. 330 ГПК РФ 11 октября 2022 года с вынесением определения судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции; к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены Министерство внутренних дел по Республике Тыва, Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва; определены действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Тулуш А.А. свой иск поддержал.
Представитель ответчика ФСИН и третьего лица УФСИН по РТ Ларина Ю.В., представитель ответчика МВД РФ и третьего лица МВД по РТ Бавуу Ж.Н., представитель третьего лица ФКУ Следственный изолятор № УФСИН по РТ Кажендуев О.А. просили отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что законом предусмотренные права истца не нарушены.
Прокурор Чадамба Д.О. дала заключение о том, что права истца не нарушены, в удовлетворении иска следует отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации к числу гарантированных Конституцией прав граждан отнесено право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту – Закон о содержании под стражей).
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4 названного выше закона).
В силу ст. ст. 7 Закона о содержании под стражей местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Статьей 15 Закона о содержании под стражей предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу п. 9 ст. 17 вышеназванного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (п. 11); пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка (п. 12).
Подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ст. 17.1 Закона о содержании под стражей).
Согласно п. 6 ст. 227.1 КАС РФ, если в административном исковом заявлении содержится требование о возмещении вреда, причиненного нарушением условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении имуществу и (или) здоровью административного истца, суд принимает решение о переходе к рассмотрению этого требования по правилам гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 16.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно ст. 22 Закона о содержании под стражей, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 23 Закона о содержании под стражей, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин) (ч.ч. 1-3).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием (ч. 4).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона (ч. 5).
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о содержании под стражей, оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения (ст. 28 Закона о содержании под стражей).
Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными ст. 33 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 32 Закона о содержании под стражей).
Как следует из положений ст. 33 Закона о содержании под стражей, размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости; курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих; при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований, в том числе отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Порядок организации конвоирований осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования определен Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 1996 года № 199дсп/369 дсп.
Требования к безопасности транспортных средств перед выпуском их в обращение предприятием-изготовителем, требования к узлам и агрегатам установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», принятым решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (далее по тексту – ТР ТС 018/2011).
В силу п. 8 ТР ТС 018/2011 документами, удостоверяющими соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, является одобрение типа транспортного средства (далее по тексту – ОТТС).
Согласно п. 6 ТР ТС 018/2011, ОТТС – это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего Технического регламента; под типом транспортного средства (шасси, компонента) понимаются транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.
Проверка выполнения требований к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) проводится в форме одобрения типа.
Требования к специальным автомобилям для конвоирования установлены Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», ГОСТ 35546-2015 «Автомобильные транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей. Технические требования и методы испытаний» (дата введения – 1 апреля 2017 года).
Размещение специального контингента по камерам специального автомобиля и в конвойных помещениях судов осуществляется согласно требованиям обеспечения изоляции в соответствии со ст. ст. 32 - 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. п. 218 и 244 Наставлений № 140дсп с соблюдением требований их внутренней изоляции, указанных в распоряжениях судей, заявках следователей, лиц, производящих дознание, отдельных справках в личных делах конвоируемых или определенных при постановке задачи на конвоирование командиром подразделения.
Весь специальный транспорт для перевозки спецконтингента, используемый в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, проходит процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации. По результатам испытаний выдаются одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта.
С 1 апреля 2017 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июня 2016 года № 539-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации был введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 33546-2015, которым предусмотрена внутренняя высота спецкузова от 160 до 170 см, минимальные размеры одиночной камеры для спецконтингента - 50х60 см.
Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей. При этом камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.
Как следует из ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе: вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 (ст. ст. 1064 - 1101) и ст. 151.
Как следует из ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2).
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В п. 12 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено о том, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (ст. ст. 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ). Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом (п.п. 19 и 37 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 33).
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 8 мая 2020 года приговором мирового судьи судебного участка ** Республики Тыва в отношении Тулуша А.А. постановлен обвинительный приговор по ч. 1 ст. 119, п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ.
Для рассмотрения уголовного дела истец этапировался из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва и содержался в изоляторе временного содержания в ** Республики Тыва.
Согласно ответу ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва от 02.03.2022 г., прием лиц, задержанных и заключенных под стражу, осуществляется согласно гл. 2 Приказа Минюста России от 14.10.2005 г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»; этапирование задержанных и заключенных под стражу лиц по маршруту из г. Кызыла в **) осуществляется в соответствии с п. 161 приказа Минюста России от 14.10.2005 г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»; подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам; в случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком; при этом согласно п. 2 приложения № 6 приказа Минюста России от 17.09.2018 г. № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время», при нахождении в пути следования свыше 6 часов время округляется до полных суток. При этом непрерывное питание на настоящее время не должно превышать трех суток. Тулуш А.А. этапировался по маршруту СИЗО-№ г. Кызыла – МО МВД «**» 4 раза за 2020 год: убыл в МО МВД «**» 17.02.2020 г., прибыл в СИЗО-№ 20.02.2020 г.; убыл 02.03.2020 г. - прибыл 06.03.2020 г.; убыл 09.03.2020 г. - прибыл 13.03.2020 г.; убыл 16.03.2020 г. - прибыл 20.03.2020 г. Расстояние от СИЗО-№ до ИВС «**» – 229 км., время пути следования 4 часа, следовательно, лица, этапируемые по данному пути следования, сухим пайком не обеспечиваются; вследствие чего Тулушу А.А. при этапировании по маршруту СИЗО-№ г. Кызыла – МО МВД «**» сухой паек не выдавался.
Как следует из ответа, предоставленного МО МВД РФ «**» 22.02.2022 г., порядок приема и правил содержания в ИВС МО МВД России «**» задержанных и заключенных под стражу лиц регламентируется Приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (далее по тексту – Правила внутреннего распорядка).
Согласно сведениям ИВС МО МВД России «**», Тулуш А.А., ДД.ММ.ГГГГр., был водворен в ИВС МО МВД России «**» 17.02.2020 г., за время содержания в ИВС жалоб, заявлений, нарушений с его стороны не было; этапирован из ФКУ СИ3О-№ УФСИН России по Республике Тыва в ИВС МО МВД России «**» 4 раза: 17.02.2020 г., 02.03.2020 г., 09.03.2020 г., 16.03.2020 г., при первичном осмотре телесных повреждений у Тулуша А.А. не выявлено, жалоб и претензий не имел, что следует из отметки дежурного ИВС с соответствующей подписью в журнале первичного осмотра при поступлении в ИВС МО МВД России «**»; указанное также подтверждается копией журнала первичного осмотра при МО МВД России «**». Во время содержания в ИВС Тулуш А.А. за медицинской помощью не обращался, при водворении в ИВС и убытии жалоб не заявлял, о чем свидетельствуют сведения в журналах осмотра лиц (подозреваемых, обвиняемых), содержащихся в ИВС МО МВД России «**». Тулушу А.А. выдавались постельные принадлежности, согласно п. 43 Правил внутреннего распорядка, о чем свидетельствуют сведения, приведенные в журнале выдачи постельных принадлежностей. Питание обеспечивалось, согласно распорядку дня (завтрак, обед, ужин), о чем имеются отметки в журнале выдачи пищи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС МО МВД России «**». Питание спецконтингента осуществляется на основании контракта, заключенного между МВД по Республике Тыва и с ГорПО «**»; данным контрактом предусмотрено соблюдение требований законодательства о количестве нормы суточного питания, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.08.2005 № 125, разработанным на основании Постановления Правительства от 11.04.2005 г. № 205; при этом учитываются нормы суточного питания, дополнительно регламент МВД РФ от 19.10.2012 № 966. В камерах ИВС МО МВД России «**» отсутствуют системы подачи горячей воды, таким образом, в соответствии с п. 48 Правил внутреннего распорядка при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды (температурой не более +50 градусов Цельсия) кипяченная вода для питья выдавалась ежедневно с учетом потребности содержащихся в ИВС МО МВД России «**». В силу Правил внутреннего распорядка при ежедневном обходе камер ИВС МО МВД России «**» администрация ИВС принимает от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы, как в письменном виде, так и в устном виде, от осужденного Тулуша А.А. жалоб и заявлений не поступало. В ИВС МО МВД России «**» имеется 5 камер для содержания лиц; в одной камере имеется 6 койко-мест, общее количество койко-мест – 30; Тулуш А.А. содержался с 17.02.2020 г. по 18.02.2020 г. во № камере с другими 5 задержанными, рассчитанной на содержание 6 человек; с 02.03.2020 г. по 03.03.2020 г. - в № камере с другими 5 задержанными, рассчитанной на содержание 6 человек; с 09.03.2020 г. по 10.03.2020 г. - во № камере с другими 3 задержанными, рассчитанной на содержание 6 человек; с 16.03.2020 г. по 17.03.2020 г. - во № камере с другими 5 задержанными, рассчитанной на содержание 6 человек, о чем имеются сведения в журнале учета лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «**». Согласно положениям п. п. 17, 18 Правил внутреннего распорядка, размещение больных производится по указанию медицинского работника ИВС, при этом лица, в отношении которых имеются подозрения на наличие инфекционных заболеваний, размещаются в камерах, выделяемых под карантин. Срок карантина определяется по медицинским показаниям. Больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении размещаются отдельно от других подозреваемых и обвиняемых. Содержавшиеся в камерах ИВС вместе с Тулушом А.А. лица инфекционными заболеваниями не болели. Камеры ИВС МО МВД России «**» оборудованы индивидуальными кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, вытяжной вентиляцией, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, согласно положениям п. 45 Правил внутреннего распорядка. Согласно п. 47 Правил, не реже одного раза в неделю предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Помывка в душе спецконтингента из ФКУ СИЗО№ УФСИН России по Республике Тыва не производилась, поскольку эти лица в ИВС содержались менее чем 1-2 дня и обратно этапировались в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва. Согласно журналу ежедневных прогулок, за период содержания Тулуша А.А. прогулки продолжительностью 1 час не осуществлялись по устным просьбам спецконтингента из-за низких температур на улице.
Из содержания амбулаторной карты следует, что в период с 17 февраля 2020 года по 20 марта 2020 года истец за медицинской помощью не обращался.
Согласно ответу Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва от 22.03.2022 г. на запрос суда, в период с 2019 по 2020 год на автомобильной дороге федерального значения ** с км 803 - км 1026 (223 км) (**) с 2017 г. по 2021 г. приведено в нормативное состояние 60 км. дороги. В 2019 г. приведено в нормативное состояние 38 км автомобильной дороги **: ремонт участка дороги км 885+000 - км 902+000; капитальный ремонт участка дороги км 913+000 - км 929+000, капитальный ремонт участка дороги км 1016+000 - км 1026+000; капитальный ремонт участка дороги км 975+000 - км 992+000 (км в 2019 г. выполнено); устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге ** (км 803+500 - км 804+640). В 2020 г. приведено в нормативное состояние 22 км автомобильной дороги **: капитальный ремонт участка дороги км 975+975 - км 992+000 (10 км в 2020 г.); ремонт участка дороги км 885+000 - км 902+000 (12 км в 2020 г.); капитальный ремонт моста через реку ** на км 963+995; капитальный ремонт моста через реку ** на км 965+902.
Из рапорта начальника конвоя ** взвода ОРОКПО МВД по Республике Тыва от 17.02.2020 г. следует, что 17.02.2020 г. был осуществлен внеплановый выезд в ИВС МО МВД РФ «**» и «**» на спецавтомашине типа «**» на базе **, г/н №, выезд из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва в 12 часов 25 минут, прибыли в ИВС МО МВД РФ «**» и сдали 11 подозреваемых и обвиняемых (ПиО), выехали в 14 часов 25 минут, в ИВС МО МВД РФ «**» прибыли в 15 часов 55 минут, сдали 16 ПиО, в частности, Тулуша А.А.
Согласно рапорту начальника конвоя ** взвода ОРОКПО МВД по Республике Тыва от 20.02.2020 г., 18 февраля 2020 года был осуществлен плановый выезд в ** районный суд Республики Тыва и ИВС МО МВД РФ «**» на спецавтомашине типа «**» на базе **, г/н №. 18.02.2020 г. этапировано 10 ПиО. 19 февраля 2020 года из ** районного суда Республики Тыва в 19 часов 15 минут конвоированы 2 ПиО, прибыли в ИВС «**» в 20 часов 15 минут; из ИВС «**» выехали в 22 часа 10 минут с 5 ПиО, в том числе с Тулушом А.А., по пути в ИВС МО МВД РФ «**» приняли 2 ПиО, прибыли в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва в 01 час 10 минут.
Из рапорта начальника конвоя ** взвода ОРОКПО МВД по Республике Тыва от 03.03.2020 г. следует, что со 2 по 3 марта 2020 года осуществлен плановый выезд в ИВС МО МВД РФ «**» и «**» на спецавтомашине типа «**» на базе **, г/н №, выезд из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва в 11 часов 45 минут с 19 ПиО, прибыли в ИВС МО МВД РФ «**» и сдали 4 ПиО, выехали в 13 часов 35 минут, в ИВС МО МВД РФ «**» прибыли в 15 часов 05 минут, сдали 15 ПиО, в частности, Тулуша А.А.
Согласно рапорту начальника конвоя ** взвода ОРОКПО МВД по Республике Тыва от 06.03.2020 г., 5 марта 2020 года осуществлен плановый выезд в ИВС МО МВД РФ «**» и «**» на спецавтомашине типа «**» на базе **, г/н №, выезд из ФКУ СИЗО-** УФСИН России по Республике Тыва в 11 часов 25 минут с 2 ПиО, прибыли в ИВС МО МВД РФ «**» в 15 часов 05 минут. 6 марта 2020 года из ИВС «**» выехали в 14 часов 20 минут с 10 ПиО, в том числе с Тулушом А.А., по пути в ИВС МО МВД РФ «**» приняли 3 ПиО, прибыли в ФКУ СИЗО-** УФСИН России по Республике Тыва в 17 час 40 минут.
Как следует из рапорта начальника конвоя ** взвода ОРОКПО МВД по Республике Тыва от 10.03.2020 г., со 9 по 10 марта 2020 года осуществлен плановый выезд в ИВС МО МВД РФ «**» и «**» на спецавтомашине типа «**» на базе **, г/н №, выезд из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва в 13 часов 15 минут с 18 ПиО, прибыли в ИВС МО МВД РФ «**» и сдали 4 ПиО и выехали в 15 часов 00 минут, в ИВС МО МВД РФ «**» прибыли в 16 часов 50 минут, сдали 14 ПиО, в частности, Тулуша А.А.
Согласно рапорту начальника конвоя ** взвода ОРОКПО МВД по Республике Тыва от 13.03.2020 г., 12 марта 2020 года осуществлен плановый выезд в ИВС МО МВД РФ «**» и «**» на спецавтомашине типа «**» на базе **, г/н №, выезд из ФКУ СИЗО-** УФСИН России по Республике Тыва в 10 часов 50 минут с 7 ПиО, прибыли в ИВС МО МВД РФ «**» в 13 часов 45 минут; 13 марта 2020 года из ИВС «**» выехали в 17 часов 55 минут с 16 ПиО, в том числе с Тулушом А.А., по пути в ИВС МО МВД РФ «**» приняли 8 ПиО, прибыли в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва в 21 час 45 минут.
Из рапорта начальника конвоя ** взвода ОРОКПО МВД по Республике Тыва от 17.03.2020 г. следует, что со 16 по 17 марта 2020 года осуществлен плановый выезд в ИВС МО МВД РФ «**» и «**» на спецавтомашине типа «**» на базе **, г/н №, выезд из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва в 11 часов 45 минут с 17 ПиО, прибыли в ИВС МО МВД РФ «**» и сдали 5 ПиО, в ИВС МО МВД РФ «**» прибыли в 15 часов 10 минут, сдали 12 ПиО, в частности, Тулуша А.А.
Как следует из рапорта начальника конвоя ** взвода ОРОКПО МВД по Республике Тыва от 20.03.2020 г., 19 марта 2020 года осуществлен плановый выезд в ИВС МО МВД РФ «**» и «**» на спецавтомашине типа «**» на базе **, г/н №, выезд из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва в 11 часов 25 минут с 3 ПиО, прибыли в ИВС МО МВД РФ «**» в 15 часов 10 минут. 20 марта 2020 года из ИВС «**» выехали в 12 часов 25 минут с 12 ПиО, в том числе с Тулушом А.А., по пути в ИВС МО МВД РФ «**» приняли 5 ПиО, прибыли в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Республике Тыва в 16 час 45 минут.
Согласно государственному контракту № на оказание услуг по организации питания арестованных и задержанных лиц, содержащихся в ИВС, от 10 января 2020 года, заключенному между МВД по РТ (Заказчик) и ** потребительским кооперативом (Исполнитель), последний обязался оказывать услуги по обеспечению трехразовым питанием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, задержанных за совершение административных правонарушений, находящихся в ИВС МО МВД России «**», с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. в соответствии с наименованием, количеством, техническими требованиями, определенными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время».
Как следует из государственного контракта № на оказание платных медицинских услуг от 28.02.2020 г., заключенного между МВД по РТ (Заказчик) и ГБУЗ РТ «** межкожуунный медицинский центр» (Исполнитель), исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать платные медицинские услуги в ИВС МО МВД России «**», а заказчик обязуется ежемесячно оплачивать оказанные услуги на основании актов выполненных работ. Условия оказания услуг: представитель Исполнителя – фельдшер ежедневно, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней с 9 января 2020 года по 31 декабря 2020 года с 10 часов 00 минут по 11 часов 00 минут проводит медицинский осмотр ПиО, содержащихся в ИВС, в специально выделенном помещении Заказчика.
Согласно ответу МВД по РТ от 27.12.2022 г. на запрос суда, специальный автомобиль ** с государственным регистрационным знаком № рус, предназначенный для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений оборудован: одной одиночной камерой размером 60 см в ширину, 55 см в глубину и 164 см в высоту; двумя общими камерами размером 315 см в ширину, 120 см в глубину и 164 см в высоту, вместимостью до 15 человек каждая в соответствии с правилами стандартизации ПР 78.01.0024-2016. Спецавтомашина типа «**» ** с государственным регистрационным знаком № рус, предназначенная для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, оборудован: тремя одиночными камерами размерами 60 см в ширину, 55 см в глубину и 164 см в высоту; одной общей камерой размером 70 см в ширину, 195 см в глубину и 164 см в высоту, вместимостью до 4 человек каждая в соответствии с правилами стандартизации ПР 78.01.0024-2016. Освещение камер для подозреваемых и обвиняемых в специальных автомобилях осуществлялось при помощи плафонов, защищенных металлическими колпаками с отверстиями. Для дополнительного освещения общих камер в помещении конвоя устанавливалась поворотная или переносная фара-искатель. Система искусственного освещения находилась в исправном состоянии. Вентиляция специальных автомобилей осуществлялась через окно во входной двери, аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения конвоя, вентиляционные лючки в камерах для подозреваемых и обвиняемых и с помощью системы принудительной приточно-вытяжной вентиляции. Обогрев специального автомобиля осуществляется дополнительным отоплением, работающим на принципе отбора тепла от системы охлаждения двигателя. В процессе эксплуатации осуществлялся контроль технического состояния специальных автомобилей, в том числе исправности систем отопления и принудительной приточно-вытяжной вентиляции (ежедневно перед убытием по маршрутам конвоирования и ежегодного путем комиссионного обследования). Использование специальных автомобилей для перевозки подозреваемых и обвиняемых с неисправными системами и агрегатами не допускалось. При эксплуатации специальных автомобилей и перевозке осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений превышение количества посадочных мест не допускалось. ИВС МО МВД России «**» располагается ** и в период содержания заявителя по своим техническим характеристикам в полной мере соответствовал требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; Тулуш А.А. содержался в камерах ИВС МО МВД России «**» площадью 18,4 м2, рассчитанной на 4 койко-мест, которые соответствуют стандартам свода правил СГ-500.1325800.2018. Согласно техническому паспорту здания ОВД **, площадь камеры № составляет 6,8 кв.м., камеры № площадью 18,4 кв.м. каждая. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950, все камеры вышеуказанного ИВС оборудованы индивидуальными спальными местами, столом и 2 скамейками, тумбами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, краном с водопроводной холодной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Камеры ИВС оборудованы системой централизованного отопления, искусственным и естественным освещением, принудительной приточной и вытяжной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии, санитарным узлом с соблюдением требований приватности. В период содержания в ИВС заявитель обеспечивался ежедневным трехразовым горячим питанием в соответствии с нормами питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, на мирное время».
Из паспорта специальных автомобилей **, **, ** следует, что в специальном автомобиле типа «**» ** марки ** всего мест для сиденья, включая место водителя, 12, из них: в помещении конвоя – 2, в одиночных камерах – 3, в общей камере – 4, в кабине водителя – 3; отопление - отопитель **; кондиционирование воздуха: крышная сплит-система (кондиционер); вентиляция: естественная через открытое окно, аварийно-вентиляционный люк в помещении для конвоя и дверь (на стоянках), вентиляционные клапаны на крыше в одиночных камерах; принудительная вентиляция: вытяжной вентилятор в общей камере и приточный в помещении конвоя.
Согласно правилам стандартизации оперативно-служебных автомобилей для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ПР 78.01.0024-2010 камеры для спецконтингента имеют следующие размеры: одиночная камера – ширина 500 мм, глубина 650 мм, общая камера – длина сидений должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место, глубина 650 мм или 1150 мм (с двумя рядами сидений)(5.4.4); отопление рабочего салона должно осуществляться дополнительным отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отопителем, работающим на дизельном топливе (п.5.8.1); вентиляция рабочего салона должна осуществляться через окно во входной двери, аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения конвоя, вентиляционные лючки в камерах для спецконтингента и туалетной кабине и системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции (п.5.9.1); вентиляционные лючки должны быть установлены в каждой камере вместимостью не более 3 человек и туалетной кабине: в одиночных камерах и туалетной кабине – по одному, в общих камерах – по два, внутри камер должны быть установлены вентиляционные решетки с ручными регуляторами забора воздуха со стороны камер (п.5.9.2); освещение в помещении конвоя должно осуществляться при помощи плафонов, в камерах и туалетной кабине – плафонами, защищенными решетками или колпаками с отверстиями (п. 5.10.3), для дополнительного освещения общих камер на передней стенке помещения конвоя должна устанавливаться поворотная или переносная фара-искатель (п.5.10.5).
Из технических условий специальных (оперативно-служебных) автомобилей **, **, утвержденных генеральным директором АО «**» 11 января 2018 года, следует, что в специальных автомобилях типа «**» **, ** всего мест для сиденья, включая место водителя, 33, из них: в помещении для конвоя – 3, в одиночной камере – 1, в общей камере по левому борту – 13, в общей камере по правому борту – 13, в кабине водителя – 3; отопление - отопитель воздушный независимый; кондиционирование воздуха - крышная сплит-система (кондиционер); вентиляция - естественная через открытое окно, аварийно-вентиляционный люк; вентиляционный клапан на крыше в одиночной камере; принудительная вентиляция - приточный вентилятор в помещении конвоя и по вытяжному вентилятору в общих камерах.
Исходя из приведенных выше п. 6 ст. 227.1 КАС РФ, норм ГК РФ, ГПК РФ, а также заявленного истцом требования о возмещении вреда, мотивированного тем, что нарушением условий перевозки и содержания под стражей причинен вред здоровью, настоящее дело подлежит рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
Из ст. 57 ГПК РФ следует, что участвующие в деле лица сами представляют доказательства; при этом в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, они заявляют суду ходатайство и суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Как указывалось выше, суд апелляционной инстанции, 11 октября 2022 года переходя к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, определил по делу обстоятельства, подлежащие доказыванию, распределив бремя их доказывания на стороны.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
Как следует из частей 1-3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая доказательства по делу по вышеуказанным правилам ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Тулуша А.А. конвоировали преимущественно на спецавтомашине типа «**» на базе **, предназначенной для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и который оборудован: одной одиночной камерой размером 60 см в ширину, 55 см в глубину и 164 см в высоту; двумя общими камерами размером 315 см в ширину, 120 см в глубину и 164 см в высоту, вместимостью до 15 человек каждая в соответствии с правилами стандартизации ПР 78.01.0024-2016; всего мест для сиденья, включая место водителя, 33, из них: в помещении для конвоя – 3, в одиночной камере – 1, в общей камере по левому борту – 13, в общей камере по правому борту – 13, в кабине водителя – 3; отопление - отопитель воздушный независимый; кондиционирование воздуха - крышная сплит-система (кондиционер); вентиляция - естественная через открытое окно, аварийно-вентиляционный люк; вентиляционный клапан на крыше в одиночной камере; принудительная вентиляция - приточный вентилятор в помещении конвоя и по вытяжному вентилятору в общих камерах.
Также конвоирование осуществлялось на спецавтомашине типа «**» на базе **, предназначенной для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и который оборудован: тремя одиночными камерами размерами 60 см в ширину, 55 см в глубину и 164 см в высоту; одной общей камерой размером 70 см в ширину, 195 см в глубину и 164 см в высоту, вместимостью до 4 человек каждая в соответствии с правилами стандартизации ПР 78.01.0024-2016; всего мест для сиденья, включая место водителя, 12, из них: в помещении конвоя – 2, в одиночных камерах – 3, в общей камере – 4, в кабине водителя – 3; отопление – отопитель **; кондиционирование воздуха: крышная сплит-система (кондиционер); вентиляция: естественная через открытое окно, аварийно-вентиляционный люк в помещении для конвоя и дверь (на стоянках), вентиляционные клапаны на крыше в одиночных камерах; принудительная вентиляция: вытяжной вентилятор в общей камере и приточный в помещении конвоя; освещение состояло из плафонов, защищенных металлической решеткой, для дополнительного освещения общих камер в помещении конвоя устанавливалась поворотная или переносная фара-искатель.
На вышеуказанные автомобили имелись одобрения типа транспортного средства, подтверждающее их соответствие техническим регламентам и требованиям Правил стандартизации, конструктивным изменениям и модификациям они не подвергались, система искусственного освещения находилась в исправном состоянии.
Факт оборудования камер спецавтотранспорта, находящегося в эксплуатации МВД, в соответствии с предъявляемыми заводом-изготовителем техническими стандартами Тулушом А.А. не оспаривался.
Таким образом, размеры пространства для размещения задержанных, а также условия освещения, вентиляции и отопления в специальных автомобилях, предназначенных для транспортировки ПиО, изготовленных в соответствии с требованиями МВД России, изложенными в ПР 78.01.0024-2010, и в которых перевозился Тулуш А.А., вопреки доводам истца, соответствовали российским и международным требованиям.
Конвоирование Тулуша А.А. из изоляторов в места назначения и обратно осуществлялось по установленным маршрутам конвоирования на технически исправном специализированном автотранспорте, с исправными системами искусственного освещения, вентиляции, отопления, без превышения лимита содержания обвиняемых в камерах – его права не нарушены.
В соответствии с п. 161 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 (действовавших на момент содержания истца в изоляторе), подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Аналогичные правила закреплены в п. 152 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950.
Пунктом 130 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН от 02 сентября 2016 года № 696, предусмотрено, что при конвоировании из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением уголовно-исполнительной системы, расположенным на маршруте конвоирования.
В силу п. 302 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых, обвиняемых, утв. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность по обеспечению подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в изоляторах, питанием возлагается на орган-отправитель.
Приказом Минюста России от 17 сентября 2018 года № 189 установлены рационы питания для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление горячей пищи невозможно, на мирное время; по данным рационам обеспечиваются осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, при их этапировании, конвоировании, а также на пути следования к месту постоянного проживания при их освобождении сроком свыше 6 часов, когда предоставление горячей пищи по соответствующим нормам питания не представляется возможным.
Как следует из материалов дела, Тулуш А.А. из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ этапировался в ИВС МО МВД России «**» и обратно: 17.02.2020 г.- 20.02.2020 г., 02.03.2020 г. – 06.03.2020 г., 09.03.2020 г. – 13.03.2020 г., 16.03.2020 г. – 20.03.2020 г. При этом в пути находился 17.02.2020 г. из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ до ИВС МО МВД России «**» – с 12 часов 25 минут до 15 часов 55 минут (3 часа 30 минут); 19.02.2020 г. из ИВС МО МВД России «**» до ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ – с 19 часов 15 минут до 01 час 10 минут (5 часов 55 минут); 02.03.2020 г. из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ до ИВС МО МВД России «**» – с 11 часов 45 минут до 15 часов 05 минут (3 часа 20 минут); 06.03.2020 г. из ИВС МО МВД России «**» до ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ – с 14 часов 20 минут до 17 час 40 минут (3 часа 20 минут); 09.03.2020 г. из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ до ИВС МО МВД России «**» – с 13 часов 15 минут до 16 часов 50 минут; 13.03.2020 г. из ИВС МО МВД России «**» до ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ – с 17 часов 55 минут до 21 час 45 минут (3 часа 50 минут); 16.03.2020 г. из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ до ИВС МО МВД России «**» – с 11 часов 45 минут до 15 часов 10 минут (3 часа 25 минут); 20.03.2020 г. из ИВС МО МВД России «**» до ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ – с 12 часов 25 минут до 16 час 45 минут (4 часа 20 минут); расстояние между этими учреждениями 229 км., среднее время пути следования – 4 часа; при этом Тулуш А.А. не доставлялся напрямую в суд в **, а в ИВС МО МВД России «**» (промежуточный пункт) обеспечивался питанием.
С учетом изложенного и поскольку в каждом случае время в пути при конвоировании Тулуша А.А. составляло менее 6 часов, следовательно, питанием (сухим пайком) он не должен был обеспечиваться.
Как указывалось выше, в суд, расположенный **, из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по РТ Тулуш А.А. доставлялся через ИВС МО МВД России «**», при этом расстояние между ** и ** составялет 77.7 км., время в пути - 1 час 4 мин.
Согласно п. 175 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденной приказом Минюста России и МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, при плановом, сквозном и особом конвоировании осужденные и лица, содержащиеся под стражей, питьевой водой обеспечиваются караулом по потребности.
Как следует из п. 246 вышеназванной Инструкции, при конвоировании по плановым автодорожным маршрутам через каждые 3-4 часа движения в зависимости от обстановки и категории конвоируемых, согласно задаче, поставленной на инструктаже, и решению начальника (старшего) конвоя, могут делаться остановки продолжительностью 10-15 минут для осмотра кузова специального автомобиля и отправления лицами конвоя (подозреваемыми и обвиняемыми) естественных надобностей. Пункты остановок предусматриваются планом охраны, как правило, в местах расположения соответствующих учреждений, а при их отсутствии на местности, позволяющей обеспечить надежную охрану конвоируемых лиц и их изоляцию от посторонних граждан.
Из материалов дела следует, что при конвоировании со стороны Тулуша А.А. вопрос об обеспечении питьевой водой не ставился; на ненадлежащие условия перевозки, в том числе по вопросу об отправлении естественных надобностей, обращений, жалоб при его конвоировании не поступало.
Также не нашли своего подтверждения и доводы истца относительно камер ИВС МО МВД России «**», где он содержался, а именно: по температурному режиму, вентиляции, санитарным условиям; обеспечению необходимым оборудованием, водой, едой, постельным бельем; качеству еды; возможности помыться, совместному содержанию с лицами, зараженными туберкулезом, гепатитом; освещению; пожарной безопасности; медицинскому обслуживанию, ухудшению и повреждению здоровья.
Истец в периоды содержания в ИВС ** Республики Тыва с заявлениями и жалобами на ненадлежащие условия содержания по вышеперечисленным вопросам не обращался.
Вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, в подтверждение приведенных выше доводов истцом каких-либо доказательств не представлено.
Наоборот, материалами дела, в частности, журналом учета лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, журналом первичного осмотра при поступлении в изолятор временного содержания, журналом учета ежедневных прогулок, журналом выдачи пищи, журналом выдачи постельных принадлежностей, справкой по журналу регистрации заявлений и жалоб, государственными контрактами по питанию и медицинскому обслуживанию, медицинской картой, письмами ответчиков, третьих лиц, подтвержденными доказательствами, опровергаются вышеперечисленные доводы истца, и подтверждаются то, что: при содержании в ИВС истцу Тулушу А.А. были созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставлялось ему индивидуальное спальное место, выдавались постельные принадлежности, он обеспечивался питанием надлежащего качества, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации; имелись средства радиовещания; оказание ему медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в камерах осуществлялись надлежащим образом; курящие по возможности помещались отдельно от некурящих; с истцом в одной камере лица, больные инфекционными заболеваниями, не содержались.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы истца о том, что он содержался в камерах ИВС, площадь которых на одного человека не соответствовала установленным нормативам.
Как указывалось выше, в силу ч. 5 ст. 23 Закона о содержании под стражей норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона.
Согласно сведениям, представленным самим МО МВД России «**» 22.02.2022 г. за исх. №, в ИВС МО МВД России «**» имеется 5 камер для содержания лиц; в каждой камере имеется 6 койко-мест, общее количество койко-мест – 30; Тулуш А.А. содержался с 17.02.2020 г. по 18.02.2020 г. во № камере с другими 5 задержанными, рассчитанной на содержание 6 человек; с 02.03.2020 г. по 03.03.2020 г. - в № камере с другими 5 задержанными, рассчитанной на содержание 6 человек; с 09.03.2020 г. по 10.03.2020 г. - во № камере с другими 3 задержанными, рассчитанной на содержание 6 человек; с 16.03.2020 г. по 17.03.2020 г. - во № камере с другими 5 задержанными, рассчитанной на содержание 6 человек.
Вышеприведенные данные подтверждаются сведениями из журнала учета лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «**», журнала учета ежедневных прогулок.
Согласно техническому паспорту здания МО МВД «**», представленному третьим лицом МВД по РТ, общая площадь каждой камеры ИВС не превышает 18,4 кв.м.
Документов об иной площади камер в данном ИВС, о реконструкции здания, увеличении площади камер, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Как указывалось выше, Тулуш А.А. с 17.02.2020 г. по 18.02.2020 г., с 02.03.2020 г. по 03.03.2020 г., с 16.03.2020 г. по 17.03.2020 г. в камерах ИВС содержался с другими 5 задержанными, то есть всего 6 человек.
Следовательно, в данном случае в силу ч. 5 ст. 23 Закона о содержании под стражей для 6 человек норма площади камеры должна была составлять не менее 24 кв.м. (6х4), однако, как было установлено и уже отмечено, площадь каждой камеры ИВС составляет не более 18,4 кв.м., то есть на одного человека из шести – 3,06 кв.м.
Таким образом, материалами дела подтверждено то, что вопреки требованиям ч. 5 ст. 23 Закона о содержании под стражей истец содержался в камерах ИВС МО МВД России «**» в период с 17.02.2020 г. по 18.02.2020 г., с 02.03.2020 г. по 03.03.2020 г., с 16.03.2020 г. по 17.03.2020 г. без соблюдения нормы санитарной площади на одного человека в размере 4 кв. м.
Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав истца на содержание в ИВС в надлежащих условиях, в связи с чем он испытывал нравственные страдания.
Таким образом, в силу закона право истца на возмещение морального вреда имеется.
С учетом приведенных выше норм права и обстоятельств дела компенсацию морального вреда следует взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации; в удовлетворении иска к другим ответчикам следует отказать.
Принимая во внимание фактические обстоятельства и характер допущенных нарушений в отношении истца, их продолжительность; условия, при которых истцу причинены нравственные страдания; тяжесть причиненных истцу нравственных страданий; индивидуальные особенности истца, в частности, его возраст, а также с учетом требований разумности и справедливости судебная коллегия определяет компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб. – такая сумма, по мнению суда апелляционной инстанции, соразмерна последствиям нарушения и должны компенсировать истцу перенесенные им нравственные страдания, устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:
«Иск Тулуша А.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на возмещение вреда, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать право Тулуша А.А. на возмещение вреда, взыскав с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Тулуша А.А. 15 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
В удовлетворении остальной части иска отказать».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи