РЕШЕНИЕ
09 января 2024 года .......
Судья Городецкого городского суда ....... Сергеева М.В.,
с участием лица привлеченного к административной ответственности, Морозова С.Ю., защитника Морозова С.Ю.- Ряхина М.В., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ст. инспектора отдела надзорных мероприятий в области ГО защиты населения и территории ЧС- государственный инспектор ....... по пожарному надзору Тухватуллина А.Р.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе должностного лица инженера по ГО и ЧС филиала ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – «Русгидро» - Нижегородская ГЭС» Морозова С. Ю. на постановление мирового судьи судебного участка * Городецкого судебного района ....... от *** о привлечении к административной ответственности по ст. 20.7 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка * Городецкого судебного района ....... от *** должностное лицо инженер по ГО и ЧС филиала ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – «Русгидро» - Нижегородская ГЭС» Морозов С.Ю. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка * Городецкого судебного района ....... от ***, должностное лицо Морозов С.Ю. признан виновным в том, что, на момент окончания проведения *** в 11 часов 00 минут плановой выездной проверки в отношении филиала публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – «Русгидро» - Нижегородская ГЭС», расположенного по адресу: ......., инженер по ГО и ЧС Морозов С.Ю. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка * Городецкого судебного района ....... от ***, должностное лицо инженер по ГО и ЧС филиала ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – «Русгидро» - Нижегородская ГЭС» Морозов С.Ю. обратился с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, мотивируя тем, что судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что административным органом в протоколе не указано, какие именно обязательные мероприятия отсутствуют в плане. При этом, указные в качестве обоснования нарушения ссылки на абзац третий п.11 Положения о гражданской обороне в РФ и абзац 3 подпункта 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях содержат лишь требования о необходимости разработки плана осуществления комплексной маскировки. Вместе с тем, указанные нормативно – правовые акты не содержат конкретный перечень обязательных мероприятий, которые должны быть включены в план комплексной маскировки. Таким образом, из приведенного описания правонарушения невозможно установить, какие именно виды маскировки не были предусмотрены планом, что конкретно не было сделано должностным лицом и каким нормативным документом предусмотрено обязательное наличие данной информации. Соответственно, в протоколе не указано надлежащим образом событие правонарушения и его объективная сторона. Также указано, что представленный в материалы дела акт выездной проверки от *** *-П/АВП содержит указание на выявленный должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ....... и подлежащими устранению контролируемым лицом обязательных требований, в том числе по разработке планов комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения, а именно: план комплексной маскировки не предусматривает мероприятий в соответствии с СП 264.1325800.2016 абзац третий пункта 11 Положения о гражданской обороне в РФ. Срок устранения нарушений ***. Также заявитель по жалобе считает, что в соответствии с п.1.2 СП 264.1325800.2016 Свод правил. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП ***-84, положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государтсвенной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планировке территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил. Свод правил введен в действие с ***. При этом, не учтено, что строительство объекта капитального строительства ГЭС было завершено и введено в промышленную эксплуатацию ***, что подтверждается Постановлением Совета Министров от *** *, то есть до введения свода правил. С момента введения свода правил капитальных реконструкций названного выше объекта не производилось. Таким образом, разработанный план комплексной маскировки Нижегородской ГЭС не должен в обязательном порядке предусматривать мероприятия, предусмотренные указанным выше сводом правил, поскольку в данном случае на вышеуказанный объект не распространяются требования, установленные сводом правил. Кроме того, свод правил не содержит конкретный перечень обязательных мероприятий, которые должны быть включены в план комплексной маскировки, в связи с чем, организация вправе самостоятельно определить круг мероприятий, подлежащих включению в план комплексной маскировки, исходя из существующей обстановки и предъявляемых требований в области гражданской обороны. Также, по мнению заявителя в протоколе не указано какие конкретно положения свода правил были нарушены при разработке действующего плана комплексной маскировки филиала, поскольку в соответствии с СП 264.1325800.2016 предусмотрена только световая маскировка.
При указанных обстоятельствах должностное лицо считает, что в его действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ (объективная сторона, вина).
В судебном заседании Морозов С.Ю., доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Защитник Ряхин М.В. позицию Морозова С.Ю. поддержал, дополнил, что нормативные акты, которые приводятся в обоснование правонарушения, то что нужно разработать план, и указанный план был разработан. Но при проведении проверки должностное лицо посчитало, что этих мероприятий недостаточно. Не указано как в будущем устранить данные нарушения. По мнению контролирующего органа, план должен предусматривать другие мероприятия, но он их не называет. Нормативный акт не указывает, какие должны быть включены мероприятия в план комплексной маскировки объекта. Предприятие разработало правила комплексной маскировки. В то же время СП 264.1325800.2016 разработан для организаций, которые в соответствии с текущими современными решениями могут запланировать те или иные мероприятия. Станция была введена в эксплуатацию в 1962 году, на тот момент этого Свода правил не существовало, и он не может применятся в отношении предприятий запланированных и введенных до введения в действие данного Свода правил. Кроме того, данные мероприятия могут осуществляться не только заблаговременно, но и при переходе гражданской обороны с мирного на военное время. Эти мероприятия могут быть доработаны и в период, когда они будут необходимы. Сам протокол был составлен с нарушением. Не оспаривают все целиком постановление, а только пункт 4 протокола. Должностное лицо не может нести ответственность за то, что он в действительности не нарушал.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ст. инспектор отдела надзорных мероприятий в области ГО защиты населения и территории ЧС- государственный инспектор ....... по пожарному надзору Тухватуллин А.Р. суду пояснил, что согласно п.4.2.1.1, 4.2.1.2., 4.*** должностной инструкции Морозова С.Ю. инженер ГОЧС обязан осуществлять сбор, обобщение и анализ информации, необходимой для подготовки к ведению и ведения гражданской обороны; на основании проведенного анализа разрабатывать планирующие документы по гражданской обороне, в т.ч. участвовать в планировании мероприятий по световой и иным видам маскировки. В ходе плановой выездной проверки установлено, что Морозов С.Ю. имеет соответствующую квалификацию и подготовку, прошел обучение по программе, предусмотренной для должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны. Представленные в материалах дела приказ от *** № НЖГЭС/929451 «Об организации маскировки» и план комплексной маскировки от *** разработаны Морозовым С.Ю. и утверждены директором филиала ПАО «РусГидро»- «Нижегородская ГЭС». Таким образом, материалам дела подтверждается, что Морозов С.Ю. имел соответствующую подготовку и полномочия для исполнения обязанности по организации комплексной маскировки объекта.
При проведении плановой выездной проверки установлено, что согласно плану гражданской обороны Филиала, его территория является вероятной целью при использовании современных средств поражения.
В соответствии с пунктами 1, 14, 14,12 Положения об организации и ведении гражданской обороны (утв. Приказом Филиала от *** № НЖГЭС/92-400) Филиал в целях решения задачи по световой и другим видам маскировки разрабатывает план осуществления комплексной маскировки.
Пунктом 1 Положения об организации световой маскировки и других видов маскировки в Филиале (утв. Приказом Филиала от *** № НЖГЭС/95-421, далее- Положение о маскировке) определено, что оно разработано в т.ч. в соответствии с СП 264.1325800.2016 «Свод правил. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП ***-84».
Пунктами 1.3, 1.7 Положения о маскировке, установлено, что другие виды маскировки включают в себя: скрытие, имитацию, демонстрационные действия, разработку плана комплексной маскировки объектов Филиала. При этом, материалы, представленные при проведении проверки, а также приложенные к жалобам, свидетельствуют о том, что фактически в Филиале предусмотрена только световая маскировка. Более того, при проведении проверки представлен раздел проектной документации «Разработка проектной документации комплексного проекта реконструкции Нижегородской ГЭС с интеграцией запущенных проектов в общий проект реконструкции» (раздел 12, подраздел 5, том 12.5, 1894-ГОЧС5), разработанный в 2016 году (сведения о дате получения положительного заключения государственной экспертизы не представлены). Указанная проектная документация разработана с учетом СП 165. 1325800.2014 «Свод правил. Инженерно- технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП ***-90».
В соответствии с положениями пункта 10.2 СП 165. 1325800.2014 «Свод правил. Инженерно- технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП ***-90» комплексная маскировка организаций проводится на территориях организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время, прилегающих к ним территориях, а также на территориях организаций, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, и предусматривает весь комплекс маскировочных мероприятий, обеспечивающих снижение демаскирующих параметров объектов и прилегающих ориентирных указателей территорий (в оптическим, радиолокационном, тепловом (инфракрасном) спектрах, снижение параметров упругих колебаний и гравитации объектов, а также мероприятий по ввозу или вывозу людей, оборудования и материалов). Филиал, а также расположенные на его территории объекты, полностью подпадают под перечисленные критерии.
Совокупный анализ требований нормативных правовых актов в области гражданской обороны, а также документов, представленных при проведении проверки, показывает, что для объекта Филиала ПАО «РусГидро»- «Нижегородская ГЭС» требуется применение комплексной маскировки.
Комплексный перечень мероприятий определяется в зависимости от типа организации, технологического процесса, оборудования, оценке демаскирующих свойств объекта, сведений о возможностях самонаведения средств поражении о идентификации параметров излучений объектов, о видах систем целеуказания современных средств поражения вероятного противника на конечной траектории их движения к типовым объектам (целям поражения), исходя из типов применяемых средств доставки и поражения цели, а также удаленности объекта от границы Российской Федерации. Таким образом, определение окончательного набора способов, инженерно- технических приемов и технологий, осуществляется при проектировании комплексной маскировки на основании анализа проведенных данных. В связи с отсутствием проекта и (или) анализа данных (при проведении контрольных (надзорных) мероприятий не предоставлялись), отсутствуют правовые основания для указания закрытого перечня невыполненных пунктов 264.1325800.2016.
Фактически должностным лицом разработала только световая маскировка, других мероприятий план комплексной маскировки не предусматривает.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, заслушав участников процесса, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ составляют действия (бездействие), связанные с невыполнением мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Согласно статье 1 Федерального закона от *** N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены в Положении N 804.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также данным положением.
В пункте 3 Положения N 804 предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
На основании пункта 11 Постановления Правительства РФ от *** N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" органами повседневного управления единой системы являются: на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
В соответствии с пунктом 3 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от *** N 804, организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат: объекты гражданской обороны, запасы материально технических; продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
На основании пункта 11 Положения N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 19 Положения N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:
заблаговременное определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
На основании пункта 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от *** N 687 (далее - Положение N 687) организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
По световой и другим видам маскировки:
определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 1007, объектом федерального государственного надзора является деятельность, действия контролируемых лиц, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны.
Предметом федерального государственного надзора является соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 вышеназванного Положения).
В соответствии с частью 3 статьи 13.1 Федерального закона "О гражданской обороне" организация и осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны регулируются Федеральным законом *** N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
МЧС России определено в качестве федерального органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны (пункт 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 1007.
Из материалов дела следует, что ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» является объектом, расположенным на территории ....... для которого требуется применение комплексной маскировки.
В период с *** по *** должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ....... проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС», расположенного по адресу: ......., в рамках осуществления государственного надзора за реализацией полномочий в области гражданской обороны.
По результатам данной проверки выявлены нарушения требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона от *** N 28-ФЗ, невыполнение инженером по ГО и ЧС филиала ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» Морозовым С.Ю., следующих требований и мероприятий в области гражданской обороны:
- состав и численность сил и средств НФГО организации не достаточен для выполнения мероприятий по гражданской обороне (в соответствии с планом ГО для выполнения мероприятий по ГО требуется 234 человека и 96 единиц техники, фактически создано 3 НФГО общей численностью 12 человек, обеспечение техникой не предусмотрено; информация об отсутствии необходимости разработки плана ГО организации, основанная на решении комиссии (протокол совместного совещания комиссии по планированию и разработке мероприятий по повышению устойчивости функционирования филиала ПАО «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ Филиала) об определении численности наибольшей работающей смены организации, не может быть принята во внимание, так как решение данных вопросов не входит в полномочия комиссии (Положение утверждено приказом филиала ПАО «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» от *** *п (приложением *)), кроме того, решение принято без участия руководителя гражданской обороны организации, что противоречит п. 10 Положения об организации ведении гражданской обороны в филиале ПАО «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» от *** № НЖГЭС/92-400 (далее - Положение о ГО НЖГЭС). При этом, само решение (п. 2) об отсутствии необходимости разработки плана ГО, противоречит п. 6 Положения о ГО НЖГЭС. (абзац второй пункта 1 статьи 9 Федерального закона от *** № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон *- ФЗ); абзац четвертый пункта 5, абзац 2 пункта 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от *** * (далее - Положения о гражданской обороне в Российской Федерации); абзац второй пункта 5, абзац первый пункта 6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от *** * (далее - Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях); приказ МЧС России от *** *ДСП (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ***, регистрационный *) (далее - приказ *ДСП; Пункт: 5, абзац шестой Положения о гражданской обороне в Российской Федерации);
- в организации отсутствуют документы, подтверждающие создание и подготовку сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов (в плане гражданской учитываются безвозвратные потери, в связи с чем должны создаваться специализированные нештатные формирования по гражданской обороне, отсутствует договор с ритуальными организациями, вместе с этим, захоронению трупов в военное время нецелесообразно возложено на нештатное аварийно-спасательное формирование, на которое совместно наложено выполнение АСДНР); информация об отсутствии необходимости разработки плана ГО организации, основанная на решении комиссии (протокол совместного совещания комиссии по планированию и разработке мероприятий по повышению устойчивости функционирования филиала ПАО «Русгидро» - «Нижегородская ГЭС» и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ Филиала) об определении численности наибольшей работающей смены организации, не может быть принята во внимание, так как решение данных вопросов не входит в полномочия комиссии (Положение утверждено приказом филиала ПАО «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» от *** *п (приложением *)), кроме того, решение принято без участия руководителя гражданской обороны организации, что противоречит п. 10 Положения об организации ведении гражданской обороны в филиале ПАО «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» от *** № НЖГЭС/92-400 (далее - Положение о ГО НЖГЭС). При этом, само решение (п. 2) об отсутствии необходимости разработки плана ГО, противоречит п. 6 Положения о ГО НЖГЭС. (абзац третий пункта 19 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; Подпункт 16.12, абзац второй Приказ федерального органа исполнительной власти 687 от 11/14/2008 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (Организацией созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями (для организаций, продолжающих работу в военное время);
- контролируемым лицом в целях гражданской обороны не накоплены запасы: - материально- технических средств (включая специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование (сведения о наличии договора на выполнение данных работ не могут рассматриваться в качестве выполнения мероприятия, т.к. не представлены для ознакомления договоры, отсутствуют сведения о наличии у организации категории по гражданской обороне, продолжении работы в военной время, сведения о бронировании ее работников, наличия и достаточности имущества). (абзац третий пункта 4, абзац первый пункта 5, подпункт «в» пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации 379 от 04/27/2000 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (далее - положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов) абзац шестой пункта 10, абзац четвертый пункта 11, абзац третий пункта 12, абзац третий пункта 13, абзац второй пункта 14, абзац второй пункта 16, абзац второй пункта 17, абзацы третий, четвертый, пятый, шестой пункта 18, абзац седьмой пункта 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 7, абзац пятый подпункта 16.4, абзац четвертый подпункта 16.5, абзац четвертый подпункта 16.6, абзац пятый подпункта 16.8, абзац четвертый подпункта 16.9, абзацы третий, четвертый, пятый, шестой подпункта 16.11, абзац пятый подпункта 16.13, абзац второй подпункта 16.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункт 1.6, абзац пятый подпункта 3.4.4, абзац первый подпункта 6.3.2 приказа МЧС России от *** * (ред. от ***) «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (Зарегистрировано в Минюсте России *** *) (далее - правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); пункты 4, 5, абзац четвертый пункта 9, пункт 13, приложение * к приказу МЧС России от *** * (ред. от ***) «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» (Зарегистрировано в Минюсте России *** *) (далее - типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне); пункт 2 абзац третий пункта 4, пункт 6, абзацы второй, третий пункта 10, пункты 15, 16, приложение * к приказу МЧС России от *** 999 (ред. от ***) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (Зарегистрировано в Минюсте России *** N 7383) (далее - порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований); Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями» (утв. МЧС России *** *) (далее - методические рекомендации от *** *); Пункт: 3, абзац первый Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов);
- планом комплексной маскировки предусмотрены мероприятия только по световой маскировке (при этом другие виды маскировки не предусмотрены). (абзац третий пункта 11 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; абзац 3 подпункта 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях).
Вышеуказанные нарушения отражены в Акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля органа государственной власти (местного самоуправления) *-П/АВП от ***.
Согласно п. 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.*** должностной инструкции инженера ГО и ЧС, утвержденной *** директором Филиала ПАО «РусГИдро- Нижегородская ГЭС», Морозов С.Ю. обязан осуществлять сбор, обобщение и анализ информации, необходимой для подготовки к ведению и ведения гражданской обороны; на основании проведенного анализа разрабатывать планирующие документы по гражданской обороне, в том числе, участвовать в планировании мероприятий по световой и иным видам маскировки.
Также установлено, что Морозов С.Ю. имеет соответствующую квалификацию и подготовку, прошел обучение по программе, предусмотренной для должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Приказ от *** № НЖГЭС/92-451 «Об организации маскировки» и план комплексной маскировки от *** разработаны Морозовым С.Ю. и утверждены директором Филиала ПАО «РусГидро»- «Нижегородская ГЭС». Таким образом, инженер по гражданской обороне и чрезвычайной ситуации 2-й категории ПАО «РусГидро»- «Нижегородская ГЭС» Морозов С.Ю. являлся должностным лицом, ответственным за исполнение обязанности по организации комплексной маскировки объекта.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения инженера по гражданской обороне и чрезвычайной ситуации 2-й категории ПАО «РусГидро»- «Нижегородская ГЭС» Морозов С.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Установленные по делу обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе судебного заседания письменными доказательствами, а именно, протоколом * от *** об административном правонарушении; актом проверки *-П/АВП от ***; решением Главного управления МЧС России по ....... о проведении плановой выездной проверки органа государственной власти от *** *-П/АВП; актом выездной проверки от *** *-П/АВП; приказом о приеме на работу на должность начальника отдела- начальника штаба ГО и ЧС Морозова С.Ю. */к от ***; приказом о переводе Морозова С.Ю. на должность инженера по ГО и ЧС 2 категории */к от ***; должностной инструкцией, утвержденной ***, инженера по ГО и ЧС 2 категории и изменениями в должностную инструкцию от ***, от ***, с которыми Морозов С.Ю. был ознакомлен; положением об организации и ведении гражданской обороны в филиале ПАО «РусГидро»- «Нижегородская ГЭС» от 30.05.2017г; планом основных мероприятий в области гражданской обороны, и иными материалами дела в их совокупности.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инженер по ГО и ЧС филиал ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания» - «Русгидро» - «Нижегородская ГЭС» Морозов С.Ю., будучи должностным лицом, осуществляющим в данной организации планированием и проведением мероприятий гражданской обороны, в том числе мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования Филиала в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанными нормами КоАП РФ, поскольку не обеспечил соблюдение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Таким образом, совершенное должностным лицом Морозовым С.Ю. деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение представленных материалов свидетельствует о том, что мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и виновности должностного лица в его совершении.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения судебного обжалуемого акта не является.
Доводы жалобы о том, что строительство ГЭС было завершено и введено в промышленную эксплуатацию ***, до введения свода правил СП 264.1325800.2016 и в данном случае на вышеуказанный объект не должны распространяться требования, установленные сводом правил, судом отклоняются, поскольку требования установленные Федеральным законом от *** № 28-ФЗ «О гражданской обороне», должны выполняться безусловно на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с пунктами 2,4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от *** * (далее- Положение), мероприятия по гражданской обороне в организациях осуществляются заблаговременно на основании положения о ведении гражданской обороны, утверждаемого руководителем организации.
В соответствии с пунктом 11 Положения и пункта 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных организациях и организациях (утв. Приказом МЧС России от *** *) организации в целях решения задач в области гражданской обороны по световой и другим видам маскировки разрабатывают планы осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения. При этом, названные нормативные правовые акты не привязывают требования к зданиям, строениям, сооружениям (в том числе к времени их проектирования и строительства), территориям, а определяют порядок действий организаций при подготовке и ведении гражданской обороны.
Кроме того, в ходе проверки представлена проектная документация «Разработка проектной документации комплексного проекта реконструкции Нижегородской ГЭС с интеграцией запущенных проектов в общий проект реконструкции» (раздел 12, подраздел 5, том 12.5, 1894-ГОЧС5), разработанная в 2016 году. Однако, сведения о дате получения положительного заключения государственной экспертизы не представлены в ходе проверки и в судебном заседании.
Доводы жалобы о том, что из содержания п.4 акта проверки невозможно установить, в чем конкретно выразилось вменяемое нарушение и чем оно подтверждается, судом также отклоняются, поскольку на основании пункта 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от *** N 687 (далее - Положение N 687) организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: По световой и другим видам маскировки: определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке; проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Кроме того, представленные при проведении проверки Положения об организации световой маскировки и других видов маскировки в Филиале (утв. Приказом Филиала от *** № НЖГЭС/95-421,) и проектная документация «Разработка проектной документации комплексного проекта реконструкции Нижегородской ГЭС с интеграцией запущенных проектов в общий проект реконструкции» (раздел 12, подраздел 5, том 12.5, 1894-ГОЧС5), разработанный в 2016 году, разработаны с учетом СП 264.1325800.2016 «Свод правил. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП ***-84» и СП 165.1325800.2014 «Свод правил. Инженерно- технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП ***-90», в которых предусмотрен весь комплекс маскировочных мероприятий.
При этом следует учесть, что мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
Доводы должностного лица Морозова С.Ю. об отсутствии в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, непосредственно исследованными судом, которые в совокупности свидетельствуют о том, что должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области гражданской обороны.
Вопреки доводам жалобы, наличие в тексте судебного акта ссылки на пп.3 п.4 Постановления Правительства РФ от *** * Приказ МЧС России от *** N 687 (ред. от ***) "Об утверждении Положения о гражданской обороне», не привело к принятию незаконного решения и не может служить безусловным основанием для отмены постановления, принятого с соблюдением всех требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Основания для изменения вида или размера назначенного наказания, применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка * Городецкого судебного района ....... от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ в отношении должностного лица инженера по ГО и ЧС филиала ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» Морозова С. Ю. оставить без изменения, жалобу Морозова С.Ю.- без удовлетворения.
Судья Городецкого городского суда М.В. Сергеева