УИД: 51RS0001-01-2024-003493-60
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2024 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 сентября 2024 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Зиминой Ю.С.,
при секретаре Окатовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хвастунова А.П. к Комитету имущественных отношений города Мурманска, администрации города Мурманска о признании незаконным действия по изменению сроков расселения многоквартирного дома, возложении обязанности предоставить на условиях договора социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Хвастунов А.П. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска, администрации города Мурманска о признании незаконным действия по изменению сроков расселения многоквартирного дома, возложении обязанности предоставить на условиях договора социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указано, что Хвастунов А.П. в соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №-О, заключенного с администрацией г.Мурманска, является нанимателем комнаты общей площадью 25,9 кв.м, жилой - 20,3 кв.м, находящейся в четырехкомнатной квартире, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>
В указанной комнате истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме него в комнате зарегистрированы:
Хвастунова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ - жена;
Хвастунов П.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ - сын;
Хвастунов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ – сын.
С ДД.ММ.ГГГГ семья истца состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Многоквартирный <адрес>, согласно приложению № к долгосрочной целевой программе «Адресная программа по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов и многоквартирных домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства», на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением администрации г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ №, введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию наДД.ММ.ГГГГ имел 65% износа.
Постановлением администрации г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в подпрограмму «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на ДД.ММ.ГГГГ годы, согласно которой планируемый срок расселения дома ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку многоквартирный <адрес> имеет пониженную капитальность и не имеет все виды благоустройства, Хвастунов А.П.неоднократно обращался в администрацию г.Мурманска по вопросу расселения дома, а также предоставления его семье жильяпо договору социального найма.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ №, комитет имущественных отношений г.Мурманска (далее - Комитет) сообщил Хвастунову А.П., что при подходе срока расселения аварийного многоквартирного <адрес>, ему будет предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма и, в связи с отсутствием возможности немедленного расселения аварийного жилищного фонда, предложил подать заявление о предоставлении жилого помещения в маневренном фонде.
Кроме того, в письме от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет указал, что жилое помещение, соответствующие установленной решением Мурманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № норме предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма (14 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи), будет предоставлено истцу при подходе очереди.
В связи с этим, добросовестно полагая, что от его действий зависят сроки реализации программы расселения аварийного жилья в г.Мурманске, в ДД.ММ.ГГГГ Хвастунов А.П. дал согласие на вселение в жилое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес>, в котором проживает с семьей в настоящее время на основании приказа комитета от ДД.ММ.ГГГГ № и в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указывает, что конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, в которые собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Вместе с тем, в соответствии с муниципальной программой города Мурманска «Жилищная политика» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением администрации г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ №, планируемый срок расселения многоквартирного <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ произвольно перенесен на ДД.ММ.ГГГГ, что нарушает права и законные интересы истца и членов его семьи.
Постановлением Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП на расселение многоквартирных домов 13 и 15 по <адрес> из резервного фонда Правительства Мурманской области выделена субсидия в размере 50,9 млн. рублей, министру строительства Мурманской области поручено заключить соглашение с администрацией Мурманска, внести изменения в государственную программу и в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в Министерство финансов Мурманской области отчет о целевом использовании выделенных средств.
Учитывая изложенное, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию г.Мурманска, просил предоставитьему на условиях договора социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (14 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № администрация г.Мурманска, сообщила, что расселение многоквартирного <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года будет завершено в ДД.ММ.ГГГГ, указала, что Хвастунов А.П. является 4896-м в очереди на улучшение жилищных условий.
При этом, в нарушениетребований статьи 57 ЖК РФи части 2 статьи 3 Закона вопрос о предоставлении Хвастунову А.П. вне очередижилого благоустроенного помещения по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления решен не был, что нарушаетгарантированное частью 3 статьи 40 Конституции РФ право на предоставление жилья бесплатно из муниципального жилищного фонда.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит суд признать незаконными действия администрации г.Мурманска по изменению сроков расселения многоквартирного дома <адрес>; обязать комитет имущественных отношений г.Мурманска предоставить Хвастунову А.П. на условиях договора социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение по нормепредоставления площади жилого помещения по договору социального найма (14 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи) до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с комитета имущественных отношений г.Мурманска в пользу Хвастунова А.П. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Хвастунова А.А., Хвастунов Д.А., Хвастунов П.А.
Истец Хвастунов А.П. и его представитель Сушко А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в заявлении доводам.
Представитель ответчика администрации г.Мурманска в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в подпрограмму «Расселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ» на ДД.ММ.ГГГГ Муниципальной программы. В соответствии с Муниципальной программой расселение указанного дома было запланировано на ДД.ММ.ГГГГ. Указанное постановление не оспорено, протестов в адрес администрации г.Мурманска не поступало.
Представитель КИО г.Мурманска в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать. Пояснил, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Удовлетворить требования Хвастунова А.П. и предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение, ущемив права граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и ранее поставленных на учет на получение жилой площади, не имеется правовых оснований. В настоящее время работы по покупке жилья для истца ведутся.
Третьи лица Хвастунова А.А., Хвастунов Д.А., Хвастунов П.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Ранее заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В силу ст. ст. 49, 52, 57 ЖК РФ для возникновения права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении, которая, по общему правилу, подтверждается принятием граждан в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Положениями статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Так, частью 2 статьи 57 ЖК РФ, предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При наличии согласия в письменной форме граждан по решению органа местного самоуправления муниципального образования по месту их жительства жилое помещение может быть предоставлено в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования. (ч.3-5 ст.57 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 05.03.2009 N 376-О-П, согласуется со ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Законоположение, гарантирующее внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, направлено на обеспечение защиты интересов данной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы не относящихся к данной категории лиц.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 – 89 Жилищного кодекса РФ.
Статьей 86 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства принят Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ).
Указанный Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ст. 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьей 32, статьей 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что истец является нанимателем жилого помещения (комнаты общей площадью 25,9 кв.м, жилой площадью 20,3 кв.м, в четырехкомнатной квартире), расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный многоквартирный дом включен в подпрограмму «Расселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ» на ДД.ММ.ГГГГ Муниципальной программы.
С ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на ДД.ММ.ГГГГ годы и вступила в действие муниципальная программа города Мурманска «Жилищная политика» на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденная постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Муниципальная программа), в рамках которой расселение аварийных домов планируется в период с ДД.ММ.ГГГГ годы.
В соответствии с Муниципальной программой, расселение указанного дома было запланировано на ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в рамках заключенного соглашения администрацией города Мурманска с Министерством строительства Мурманской области о предоставлении из областного бюджета бюджету муниципального образования город Мурманск субсидии из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ (за счет средств резервного фонда Правительства Мурманской области) № выделены бюджетные ассигнования с целью расселения указанного аварийного дома в текущем году.
Согласно представленных в материалы дела сведений, истец и члены его семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время номер очереди - 4896.
Также судом установлено, что в связи с признанием многоквартирного дома <адрес> аварийным, на период выполнения мероприятий, указанных выше программ Хвастунову А.П. и членам его семьи предоставлено во временное пользование помещения маневренного фонда, расположенное по адресу: <адрес>
Не согласившись с изменением срока расселения дома, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Рассматривая требования истца, суд приходит к следующему.
Как указывалось выше, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства принят Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ст.1).
В соответствии со ст. 16 Закона №185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 16 Закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.
Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (п. 2.2. ст. 16 Закона № 185-ФЗ).
Так как спорный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых предоставлена финансовая поддержка в соответствии с Законом №185-ФЗ на переселение граждан в рамках областной долгосрочной целевой программы города Мурманска «Жилищная политика» на 2023-2028 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 14.11.2022 № 3532, подпрограммы «Расселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2017» на 2023-2028 годы, то порядок предоставления жилых помещений в целях расселения спорного дома регулируется п. 2 ст. 16 Закона № 185-ФЗ, согласно которому в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.
Таким образом, устанавливая очередность реализации мероприятий программы, исходя из года признания дома аварийным и подлежащим сносу, органы местного самоуправления не устанавливают очередность граждан одной категории, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, а реализуют нормативное предписание пункта 2 ст. 16 Закона №185-ФЗ.
Планируемый срок расселения многоквартирного дома <адрес> в соответствии с действующими региональной и муниципальной программами не истек.
При этом суд принимает во внимание, что истцу было предоставлено жилое помещение в маневренном жилом фонде.
С учетом того, что многоквартирный дом, где находится спорное помещение, включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, срок расселения согласно которой до настоящего времени не истек, истцу предоставлено жилое помещение маневренного фонда, соответственно органом местного самоуправления предприняты меры по предотвращению угрозы жизни и здоровью истцов. Правом на внеочередное предоставление жилого помещения истец не обладает.
Как следует из пояснений стороны ответчика, в целях учета положений Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2021 № 500, а также принимая во внимание тот факт, что горизонт планирования бюджета муниципального образования город Мурманск на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов превысит срок реализации действующих муниципальных программ, администрацией города Мурманска разработан новый Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Мурманска и издано распоряжение «Об утверждении перечня муниципальных программ города Мурманска на 2023-2028 годы», в связи с чем с 01.01.2023 прекращено действие муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы и вступила в действие муниципальная программа города Мурманска «Жилищная политика» на 2023-2028 годы, утвержденная постановлением администрации города Мурманска от 14.11.2022 № 3532 (далее - Муниципальная программа), в рамках которой расселение аварийных домов планируется в период с 2023 по 2028 годы. Указанная программа не противоречит нормам действующего законодательства, протестов в адрес Администрации г.Мурманска от контролирующих органов, при утверждении программы, не поступало. Кроме того, судом принимается во внимание, что в силу закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хвастунова А.П. к Комитету имущественных отношений города Мурманска, администрации города Мурманска о признании незаконным действия по изменению сроков расселения многоквартирного дома, возложении обязанности предоставить на условиях договора социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Ю.С. Зимина