Дело №а-173/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года <адрес>
Судья Хунзахского районного суда Республики Дагестан Магомедова А.К., рассмотрев административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц (поданного в порядке ст. 39 КАС РФ) к Администрации МР «<адрес>» РД и муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Гоцатлинская ДЮСШ им. Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» о признании незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Гоцатлинская ДЮСШ им. Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» по не оборудованию системой видеонаблюдения зданий и сооружений учреждения дополнительного образования,
установил:
прокурор <адрес> Республики Дагестан обратился в суд, с вышеуказанным административным иском указывая на то, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнения законодательства о физической культуре и спорте в части соблюдения антитеррористической защищенности физкультурно-спортивными и образовательными организациями, реализующими в области физической культуры и спорта района.
По результатам, которой установлено, что в деятельности МБУ ДО «Гоцатлинская ДЮСШ им. Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» имеются существенные нарушения названного законодательства.
Разбирательство настоящего административного иска проведено единолично судьей без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 2 ст. 140 КАС РФ).
Изучив доводы административного искового заявления и иные материалы дела, нахожу следующее.
В соответствии с пунктами 1, 3,7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009
«Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от
ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что для комплексной безопасности и
антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся
следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в
них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала
передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной
охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к Своду правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дополнительные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Подобные требования указаны и в письмах Минобрнауки России «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» от ДД.ММ.ГГГГ № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № ЮС-343/09 и № ЮС-350/09.
Согласно п. 23 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией и системой освещения.
Следовательно, наличие в местах массового пребывания людей, в том числе и в образовательных организациях, помещений для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и иных лиц, находящихся на территории образовательных организаций.
В ходе проверки установлено, что в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Гоцатлинская ДЮСШ им. Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» мероприятия, направленные пресечение преступлений террористической направленности и на надлежащее обеспечение безопасности условий жизни и здоровья обучающихся и работников, не ведутся. Так, в нарушение требований законодательства в здании «Гоцатлинская ДЮСШ им. Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» отсутствует система видеонаблюдения.
Одной из целей в противодействии терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, выявление террористической деятельности и минимизации ее последствий. Организации независимо от форм собственности, должностные лица должны предпринимать все необходимые меры по противодействию терроризму.
Вышеуказанные нарушения не способствуют соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму, основных принципов о приоритете мер профилактики терроризма, защите прав и свобод человека и гражданина. В результате чего цели, задачи и принципы законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму не достигаются, создается угроза безопасности неопределенного круга лиц, не обеспечивается защищенность зданий и сооружений учреждения дополнительного образования.
В соответствии с положениями п. 11 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, - относится в компетенции органов местного самоуправления района.
Для устранения указанных нарушений требуются финансовые ресурсы образовательному учреждению, выделение которых регламентируется требованиями бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 данного Федерального закона в целях
решения вопросов местного значения органы местного самоуправления
муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию
муниципальных учреждений. е
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях.
При таких обстоятельствах неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья.
В силу ч. 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Данное административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц: педагогов, учащихся, родителей учащихся и других лиц, которые могут находится на территории данного образовательного учреждения - а также в защиту интересов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ч.2 ст. 220 КАС РФ прокуратурой района жалобы в порядке подчиненности по данному вопросу не подавались.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного в порядке ст.39 КАС РФ административного иска прокурора, поскольку обращение прокурора в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В этой связи бездействие Администрации МР «<адрес>» РД и МБУ ДО «Гоцатлинская ДЮСШ им. Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» необходимо признать не соответствующим закону.
Руководствуясь ст.ст.175-189 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора <адрес> РД к Администрации МР «<адрес>» РД и муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Гоцатлинская ДЮСШ им. Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» о признании незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Гоцатлинская ДЮСШ им. Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» по не оборудованию системой видеонаблюдения зданий и сооружений учреждения дополнительного образования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения «Гоцатлинская ДЮСШ им. Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» (ОГРН 1200500005397) по не оборудованию системой видеонаблюдения зданий и сооружений учреждения дополнительного образования.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Гоцатлинская ДЮСШ им Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ установить вокруг зданий и сооружений учреждения дополнительного образования видеонаблюдение.
Обязать администрацию МР «<адрес>» (ОГРН 1020501840787) в случае недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного учреждения «Гоцатлинская ДЮСШ им Тимура Гайдалова» МР «<адрес>» выделить в срок до ДД.ММ.ГГГГ денежные средства, необходимые для оборудования зданий и сооружений указанной организации системой видеонаблюдения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Хунзахский районный суд Республики Дагестан в течение пятнадцати дней со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.К. Магомедова