Дело № 2-1561/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2018 года
Дзержинский районный суд г.Перми
в составе:
председательствующего судьи Бейман О.Е.
при секретаре Сергеевой А.В.,
с участием помощника Пермского транспортного прокурора Конюховой Е.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Пермский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, имеющий URL-адрес Адрес, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Прокуратурой в рамках мероприятий по осуществлению надзора за соблюдением законодательства об образовании путем мониторинга размещенной на сайтах телекоммуникационной сети «Интернет» информации с персонального телефона с возможностью выхода в сеть интернет, в здании железнодорожного вокзала станции ... расположенном по адресу: Адрес, выявлена страница сайта, на которой содержится информация о способах приобретения, изготовления поддельных документов и осуществляется их сбыт. Информация размещена в сети «Интернет» по адресу: Адрес На указанном сайте размещена информация об оказании услуг по продаже дипломов о высшем образовании высших учебных заведений, таких как ... путем сообщения, дипломы которых незаконно изготавливают, а также осуществляют их продажу. ... является аккредитованным учебным заведением, получившим лицензию на осуществление образовательной деятельности. Оказание услуг по изготовлению, продаже (сбыту дипломов о высшем образовании ненадлежащими организациями является незаконной, поэтому информация, размещенная в сети «Интерне» по адресу: Адрес является информацией, распространение которой на территории России запрещено. Полномочия по созданию, формирования и ведению единого реестра сведений отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» запрещенной информации нарушает интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ обратился в суд.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требованиях в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Пермскому краю в судебном заседании требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав прокурора, установив позицию заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд установил и пришел к следующему выводу.
Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка за соблюдением законодательства об образовании путем мониторинга размещенной на сайтах телекоммуникационной сети «Интернет» информации.
В ходе проведения проверки выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с доменным именем Адрес, запрещенной информации, а именно информации о продаже дипломов ...
Оценив в совокупности все представленные доказательства и пояснения представителя истца, суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч.1 ст.10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
На основании ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно с.1 ст.69 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закона) высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
В силу положений ст.21 Закона образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
В Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации (пп. 1 п.1 ст. 60 Закона).
Согласно п.7 ст.60 Закона документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
В соответствии с ч.4 ст. 60 Закона лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Согласно положениям пп. 17 ч.3 ст. 28 Закона приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении" относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.
... является обособленным структурным подразделением ... расположенным в г.Перми и осуществляющим постоянно часть его функций в г.Перми.
... является аккредитованным учебным заведением и имеет соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности от Дата №
Оказание услуг по изготовлению и сбыту документов об образовании является незаконным видом деятельности.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя.
Как установлено судом, на странице сайта с доменным именем Адрес отсутствует информация о его создателе.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений п. 10 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет».
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора (п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации, утвержденного Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 229).
Таким образом, учитывая изложенное, поскольку сведения о владельце сайта в материалах дела отсутствуют, информация, размещенная на странице http://diplomi-perm.com/vuzyi-v-permi/ является незаконной, оценив в совокупности представленные доказательства, пояснения представителя истца, представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя об ограничении доступа к информации и удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Заявление Пермского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице сайта, имеющей URL адрес Адрес запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети интернет, имеющей URL адрес Адрес в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья О.Е.Бейман