Решение по делу № 2-3475/2015 от 23.03.2015

Дело № 2-3475/2015 Именем Российской Федерации Решение

ДД.ММ.ГГГГ                                                                             город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Черниенко Т.Е.,

при секретаре Свирщук Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Сахарова А. А. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Сахарова А.А. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ АРО ФСС РФ) об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В обоснование заявленных требований указал, что Сахаров А.А. является инвали<адрес> группы и включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В 2013 году он обратился в ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями. Путевка на санаторно-курортное лечение до настоящего времени не предоставлена. Не предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение ответчиком нарушено право истца на получение мер социальной поддержки в виде санаторно-курортного лечения. В связи с этим, прокурор просил обязать ГУ АРО ФСС РФ предоставить Сахарову А.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год в срок до 01.07.2015.

В судебном заседании помощник прокурора города Архангельска Савина М.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Истец Сахаров А.А., извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.

Представитель ответчика ГУ АРО ФСС РФ Панас Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что бюджетные средства, выделенные отделению Фонда не покрывают всех расходов по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение. Все обязательства, возложенные на отделение Фонда по распределению средств федерального бюджета, исполнены. Поступившее в отделение Фонда ДД.ММ.ГГГГ заявление Сахарова А.А. на обеспечение санаторно-курортным лечением зарегистрировано в установленные порядком сроки, поставлено на учет. Полагала, что требование о предоставлении путевки удовлетворению не подлежит, поскольку отделение Фонда сроков по предоставлению путевки не нарушало, в ее предоставлении не отказывало. Кроме того, срок действия справки, предоставленной Сахаровым А.А., истек, наличие медицинских показаний для предоставления путевки, не подтверждено, новой справки для получения путевки истцом представлено не было. В связи с этим, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУЗ Архангельской области «Холмогорская центральная районная больница», филиал ФКУ МСЭ по Архангельской области, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация- социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной помощи.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ (далее - Закон), реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение.

Согласно частям 1, 5, 7 ст. 11 вышеназванного Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Для инвалида индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В силу положений п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Как следует из материалов дела, Сахаров А. А., 1951 года рождения, является инвали<адрес> группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой ФКУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области филиал <данные изъяты>

В 2013 году Сахаров А.А. обратился в ГУ - Архангельское региональное отделение фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями, подтвержденными справкой лечебного учреждения.

Материалами дела установлено, что заявление на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Сахарова А.А. зарегистрировано в отделении Фонда 10.07.2013.

В соответствии с ч. 3 ст. 6.5 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного федерального закона, устанавливается Правительством РФ.

Согласно п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Часть 5 ст. 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ предусматривает, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 названного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу п. 3.3 и п. 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации статьи 6.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ № 328), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № 6189).

В соответствии с п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 256, срок действия справки на получение путевки составляет шесть месяцев.

В силу п. 3.7 и п. 3.8 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.

Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.

Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Содержание вышеуказанной нормы права свидетельствует о том, что Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, так как данная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд приходит к выводу о том, что ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив в федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что истек срок действия приложенной к заявлению истца медицинской справки, правового значения для рассмотрения спора не имеет, поскольку в течение периода действия справки обязанность обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение ответчиком исполнена не была. При этом при решении вопроса о предоставлении путевки истец должен будет предоставить медицинскую справку соответствующей формы.

Доказательств того, что на момент рассмотрения спора в суде Сахаров А.А. утратил право на обеспечение его такой мерой социальной поддержки, как санаторно-курортное лечение, ответчик суду не представил.

Доводы ответчика о том, что бюджетные средства, выделенные отделению Фонда не покрывают всех расходов по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение, не могут быть приняты судом, поскольку само по себе отсутствие достаточного финансирования расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление социальной гарантии в установленном законом порядке.

Между тем, из представленной в материалы дела справки для получения путевки Сахаровым А.А. видно, что графа «рекомендуемые сезоны лечения» не заполнена, в связи с этим оснований для установления срока предоставления путевки в срок до ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора <адрес> в интересах Сахарова А. А. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение подлежат удовлетворению.

По общему правилу обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина наступает по вступлению решения суда в законную силу, что соответствует принципу обязательности судебных постановлений, закрепленному в ст. 13 ГПК РФ.

Поскольку прокурор <адрес> Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов Сахарова А.А., следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ должен исчисляться в соответствии с подп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

В силу подп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.

Таким образом, с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах Сахарова А. А. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Сахарову А. А. путевку на санаторно-курортное лечение по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья                                                                                                            Т.Е. Черниенко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-3475/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сахаров А.А.
Сахаров А. А.
Прокурор Холмлогорского района
Ответчики
ГУ АРО ФСС РФ
Другие
филиал №26 ФКУ МСЭ по АО
ГБУЗ АО "Холмогорская ЦРБ"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
23.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2015Передача материалов судье
26.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2015Судебное заседание
05.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее