Дело № 88а-8279/2021
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 июня 2021 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В.,
судей: Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Остряков Д.В. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 марта 2021 года по административному делу № 2а-4241/2020 по административному исковому заявлению Остряков Д.В. к Санкт-Петербургской избирательной комиссии о признании незаконным отказа в предоставлении видеозаписи.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения Острякова Д.В., его представителя Оленичева М.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Остряков Д.В. обратился в Октябрьский районный суд города Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Санкт-Петербургской избирательной комиссии в предоставлении видеозаписи, изложенный в письме от 20 июня 2020 года исх. №01-13/90-w. В качестве мер по восстановлению нарушенных прав административный истец просил обязать Санкт-Петербургскую избирательную комиссию предоставить административному истцу полную видеозапись с избирательных участков №252-288, №290-292, №294- 315, № 222 за период с 07 час. 00 мин. 8 сентября 2020 года до 09 час. 00 мин. 9 сентября 2020 года. В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что являлся избирателем и членом ТИК с правом решающего голоса по территории № 14 Санкт-Петербурга. 15 июня 2020 года обратился в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с требованием предоставить видеозаписи наблюдения в помещениях для голосования участковых избирательных комиссий, указанных выше. Однако в выдаче видеозаписей было отказано. Остряков Д.В. полагал, что решение вопроса об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений находится за пределами компетенции административного ответчика, а также что в обоснование отказа административный ответчик сослался на нормативный правовой акт, противоречащий правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, чем необоснованно нарушено его право на доступ к информации.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 марта 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Остряков Д.В. является членом территориальной избирательной комиссии №14 Санкт-Петербурга с правом решающего голоса на период с 5 мая 2016 года по 5 мая 2021 года. В рамках единого дня голосования 8 сентября 2019 года он осуществлял свои полномочия, в том числе обеспечивал систему работы онлайн-наблюдения за выборами губернатора Санкт-Петербурга и депутатов представительных органов местного самоуправления Санкт-Петербурга.
15 июня 2020 года Остряков Д.В., как избиратель и член ТИК с правом решающего голоса, обратился в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с заявлением, в котором просил предоставить доступ к видеозаписям видеонаблюдения в помещениях для голосования участковых избирательных комиссий №14 с избирательных участков №252-288, №290- 292, №294-315, № 222 за период с 07 час. 00 мин. 8 сентября 2020 года до 09 час. 00 мин. 9 сентября 2020 года, выдав ему соответствующие видеоданные либо предоставив возможность копирования на собственный носитель (л.д. 9).
В ответе от 20 июня 2020 года№ исх. №01-13/90-w Санкт- Петербургская избирательная комиссия разъяснила Острякову Д.В. установленный решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года № 131-4 (с изменениями от 10 октября 2019 года) порядок получения запрашиваемой им информации. Сообщено, что поданная заявка удовлетворению не подлежит, поскольку в нарушение пунктов 6.5 и 6.7. Порядка применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга 8 сентября 2019 года (далее - Порядок) в заявке отсутствуют указания на нарушения избирательных прав административного истца, как члена территориальной избирательной комиссии №14, как избирателя в заявленный в заявке период. Отсутствует информация о подачи жалоб в соответствующие избирательные комиссии, административных исковых заявлений в суд (лл.д.11-12).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку поданная административным истцом в избирательную комиссию 15 июня 2020 года заявка не соответствовала требованиям, установленным пункта 6.7 Порядка применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга 8 сентября 2019 года, то отказ в предоставлении запрашиваемых видеоданных является обоснованным и правомерным, оспариваемый отказ принят компетентным органом.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда признала данный вывод суда первой инстанции основанным на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Порядка применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга 8 сентября 2019 года, утвержденного Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года № 131-4, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдумов (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, осуществляется открыто и гласно.
В соответствии со статьей 20 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в систему избирательных комиссий входят: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
Таким образом, Санкт-Петербургская избирательная комиссия является вышестоящей по отношению к избирательной комиссии по территории.
Пунктом 1 статьи 23 этого же Закона установлено, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 этой же правовой нормы, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, среди прочего:
- обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции (подпункт «в»);
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям (подпункт «ж»);
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации (подпункт «м»).
Статьей 21 Устава Санкт-Петербурга, принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 года, предусмотрено, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия формируется для подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга и осуществления иных полномочий, возложенных на нее федеральными законами, законами Санкт-Петербурга (пункт 1).
Полномочия, порядок деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии устанавливаются федеральными законами, законами Санкт-Петербурга (пункт 5 статьи 21 Устава Санкт-Петербурга).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 8 декабря 2006 года № «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» Санкт-Петербургская избирательная комиссия (далее - Комиссия) является государственным органом Санкт-Петербурга, действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга устанавливает компетенцию, полномочия, порядок формирования и порядок деятельности Санкт- Петербургской избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (далее - депутаты муниципальных советов), выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге.
Согласно части 1 статьи 18 названного Закона Санкт-Петербурга Комиссия принимает правовые акты по вопросам, отнесенным к ее ведению федеральным законодательством, законодательством Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года № 587-95 «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:
- осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);
- обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);
- осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью нижестоящих комиссий (подпункт 17);
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям (подпункт 19);
- издает инструкции, разъяснения и иные документы по вопросам единообразного применения законов Санкт-Петербурга о выборах и референдумах (подпункт 24);
- решает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга и референдума Санкт-Петербурга (подпункт 25);
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга (подпункт 37).
Таким образом, вопреки доводам административного истца, к компетенции Санкт-Петербургской избирательной комиссии относится установление порядка применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, в том числе в сети Интернет, а также хранения произведенных видеозаписей из помещений для голосования при проведении выборов на территории Санкт-Петербурга, в том числе выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга относится к вопросам подготовки и проведения выборов главы субъекта Российской Федерации.
Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года № 131-4 об утверждении Порядка опубликовано в Вестнике Санкт- Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года, что согласуется с пунктом 5 статьи 18 Законом Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года № 587-95 «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии».
Санкт-Петербургской избирательной комиссией 18 июня 2019 года принято решение № 102-8, пунктом 1 которого решено применить средства видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей в помещениях для голосования избирательных участков Санкт-Петербурга, помещениях территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге при проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга 8 сентября 2019 года.
Этим же решением поручено территориальным избирательным комиссиям в Санкт-Петербурге организовать подготовку и применение средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования избирательных участков Санкт-Петербурга, помещениях территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге (пункт 2).
13 августа 2019 года Санкт-Петербургской избирательной комиссией принято решение № 131-4, которым утвержден Порядок.
В указанное решение внесены изменения на основании решения Санкт- Петербургской избирательной комиссии от 10 октября 2019 года № 154-3.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 июля 2018 года № 168/1386-7 утвержден согласованный с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам (пункт 1) (далее - Порядок применения средств видеонаблюдения от 18 июля 2018 года).
Разделом 6 Порядка применения средств видеонаблюдения от 18 июля 2018 года предусмотрено, что доступ к видеозаписям, полученным в ходе видеонаблюдения в помещении для голосования, помещении ТИК, имеют все избиратели и иные участники избирательного процесса, обратившиеся в соответствующую избирательную комиссию, в суд с жалобой, заявлением (административным исковым заявлением) в связи с нарушением избирательных прав граждан (пункт 6.5).
Согласно утвержденному Санкт-Петербургской избирательной комиссией пункту 6.7 Порядка, установлены требования, предъявляемые к заявкам на доступ к видеозаписям, полученным в ходе видеонаблюдения в помещении для голосования, помещении ТИК, которые направляются в СПбИК, в частности, в заявке указываются:
- фамилия, имя, отчество заявителя, а если заявка направлена от имени политической партии, - наименование политической партии, фамилия, имя, отчество должностного лица политической партии;
- статус в избирательном процессе (избиратель, наблюдатель, член избирательной комиссии с правом решающего или совещательного голоса и т.д.);
- контактный телефон;
- наименование и номер избирательного округа;
- номер избирательного участка, наименование ТИК, видеозаписи с которых запрашивается видеонаблюдение, с указанием наименования субъекта Российской Федерации;
- адрес электронной почты, на который будет направлена адресная ссылка для доступа к видеозаписи;
- конкретное время начала и завершения требуемого события на видеозаписи;
указание на нарушение, допущенное, по мнению заявителя, в указанное время в помещении для голосования, помещении ТИК;
- дата и подпись заявителя.
Пунктом 6.8 Порядка применения средств видеонаблюдения от 18 июля 2018 года установлено, что ИКСРФ рассматривает заявку в течение трех дней со дня получения. При соблюдении требований, установленных пунктом 6.7 Порядка, ИКСРФ направляет подавшему заявку лицу, указанному в пункт 6.5 Порядка, соответствующую адресную ссылку на видеозапись.
В случае если поступившая от лица, указанного в пункте 6.5 Порядка, заявка не соответствует требованиям, установленным пунктом 6.7 Порядка, ИКСРФ сообщает об этом лицу, подавшему заявку, с указанием на то, в чем имеется несоответствие.
Аналогичные положения пункты 6.7 и 6.5 Порядка, утвержденного решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 3 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2020 года и кассационным определением Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Телишевской Н.Е., Остряков Д.В., Воробьева В.В. о признании не действующим в части пунктов 6.5, 6.7, 6.8 Порядка применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга 8 сентября 2019 года, утвержденного решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года №131-4 «Об утверждении порядка применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга 8 сентября 2019 года (с изменениями, внесенными решением Санкт- Петербургской избирательной комиссии от 10 октября 2019 года №154-3)».
Таким образом, указанный нормативный правовой акт является действующим и подлежал применению судом.
В заявлении от 15 июня 2020 года Остряков Д.В. указал, что получение видеозаписей необходимо для осуществления административным истцом дополнительной проверки соблюдения избирательного законодательства.
На основании изложенного, учитывая приведенные выше нормативные положения в совокупности с доказательствами, представленными в материалах дела, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда о том, что поданная административным истцом заявка не соответствовала требованиям, установленным п. 6.7 Порядка применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга 8 сентября 2019 года.
Довод административного истца о том, что суд пришел к ошибочному мнению о том, что административный ответчик обладал полномочиями по ограничению его доступа к информации, не может быть принят во внимание судебной коллегии и положен в основу отмены решения суда, как основанный на неверном толковании выше приведенных положений действующего законодательства.
Доводы административного истца со ссылкой на положения Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку основаны на неверном толковании положений указанного закона.
Целью видеонаблюдения, а также трансляции хода избирательного процесса в данном случае является выявление, установление и фиксация нарушений избирательных прав участников избирательного процесса.
Онлайн видеофиксация и сохранение информации о проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга не является информацией, отражающей деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления (участковых избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий), в том числе документированной, и созданной в пределах их полномочий этим публичными органами. Указанная видеофиксация хода проведения выборов является отражением избирательного процесса, в котором могут быть запечатлены и такие его субъекты, как граждане (избиратели), а не отражением деятельности комиссий, организующих выборы, что не является тождественным.
Ссылки административного истца о неверном указании в мотивировочной части решении суда периода запрашиваемой информации, указанного административным истцом в заявке от 15 июня 2020 года, не могут быть приняты во внимание и положены в основу отмены решения суда, поскольку расцениваются судебной коллегией как описка, которая может быть исправлена в соответствии с частью 2 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Допущенные судом первой инстанции описки при изготовлении мотивировочной части решения по существу не влияют на обоснованность и законность судебного решения, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Доводы о том, что действующий Порядок, утвержденный решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года, не распространяется на членов избирательной комиссии, наделенных правом контроля хода избирательной кампании, не может быть принят во внимание и положен в основу отмены решения суда, поскольку основан на неверном толковании вышеприведенных положений действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд дал надлежащую оценку всем
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 марта 2021 года по административному исковому заявлению Остряков Д.В. к Санкт-Петербургской избирательной комиссии о признании незаконным отказа в предоставлении видеозаписи, оставить без изменения, кассационную жалобу Остряков Д.В. - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 марта 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 15 июня 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: