Медвежьегорский районный суд Республики Карелия, 186352, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 7а
РЕШЕНИЕ
дело № 12-154/2022
УИД 10RS0011-01-2022-012928-57
07 декабря 2022 года г. Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Ерохова Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павковой А.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу Подоляка Е.В. на постановление заместителя руководителя Североморского межрегионального управления Россельхознадзора от 15 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Североморского межрегионального управления Россельхознадзора от 15 июля 2022 года Подоляк Е.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Должностным лицом установлено, что в нарушение п. 2 ст. 7, подп. 3 п. 2 ст. 13, абзацев 1, 2, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ и абзацев 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» Подоляк Е.В., являясь собственником земельных участков,
- 04.10.2021 с 16 часов 40 минут до 16 часов 55 минут на земельном участке сельскохозяйственного назначения с к.н. <данные изъяты> не выполнил требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. На земельном участке присутствует зарастание сорными растениями и древесно-кустарниковой растительностью на всей площади;
- 04.10.2021 с 15 часов 40 минут до 16 часов 00 минут на земельном участке сельскохозяйственного назначения с к.н. <данные изъяты> не выполнил требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. На земельном участке присутствует зарастание сорными растениями и древесно-кустарниковой растительностью на всей площади;
- 04.10.2021 с 15 часов 40 минут до 16 часов 00 минут на земельном участке сельскохозяйственного назначения с к.н. <данные изъяты> не выполнил требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. На земельном участке присутствует зарастание сорными растениями и древесно-кустарниковой растительностью на всей площади;
- 04.10.2021 с 15 часов 40 минут до 16 часов 00 минут на земельном участке сельскохозяйственного назначения с к.н. <данные изъяты> не выполнил требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. На земельном участке присутствует зарастание сорными растениями и древесно-кустарниковой растительностью на всей площади;
- 04.10.2021 с 14 часов 00 минут до 14 часов 35 минут на земельном участке сельскохозяйственного назначения с к.н. <данные изъяты> не выполнил требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. На земельном участке присутствует зарастание сорными растениями и древесно-кустарниковой растительностью на всей площади.
С постановлением не согласен Подоляк Е.В. В жалобе ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в нарушение процессуальных требований должностное лицо Россельхознадзора не проверило полноту представленных материалов, которая не могла быть восполнена при рассмотрении дела, не выяснило обстоятельства дела, вина не доказана, нарушены сроки привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании Подоляк Е.В. и его защитник Сергеев А.Н. доводы жалобы поддержали, дополнив, что земельные участки расположены в зоне охраны объекта всемирного наследия «Ансамбль Кижского погоста», режим использования указанных земель запрещает ведение хозяйственной деятельности, не связанной с сохранением объектов культурного наследия. Протоколы об административных правонарушениях составлены неуполномоченным должностным лицом. Акты осмотра земельных участков являются недопустимым доказательством, поскольку составлены лицом, не имеющим полномочий на проведение проверок, местоположение границ земельных участков надлежаще не устанавливалось.
Государственный инспектор отдела земельного надзора Североморского межрегионального Управления Россельхознадзора Коппалина В.С., составившая в отношении привлекаемого Подоляка Е.В. протоколы об административных правонарушениях, и представитель административного органа Акатьева Л.А. в судебном заседании доводы заявителя жалобы и его защитника полагали несостоятельными, просили оставить обжалуемое постановление без изменения.
Заслушав участников процесса, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РФ являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Факт административного правонарушения и вина Подоляка Е.В. в его совершении в достаточной степени подтверждаются совокупностью следующих доказательств:
- выписками из ЕГРН от 28.08.2021 о принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> на праве собственности Подоляку Е.В., отнесении указанных земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения и виде разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования;
- заданиями от 24.08.2021 о проведении выездных обследований указанных земельных участков, выданных начальником отдела земельного надзора Североморского межрегионального Управления Россельхознадзора государственному инспектору отдела земельного надзора Коппалиной В.С.;
- актами от 31.08.2021 и фототаблицами к актам выездного обследования указанных земельных участков, зафиксировавших отсутствие хозяйственной деятельности на принадлежащих Подоляку Е.В. земельных участках, зарастание земельных участков сорными растениями, поименованными в Отраслевом классификаторе сорных растений, утв. в 2018 году Министерством сельского хозяйства РФ;
- протоколами осмотра от 04.10.2021 земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности Подоляку Е.В. Акты составлены на основании ст. 76 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации и в соответствии с решением заместителя Руководителя Североморского межрегионального управления Россельхознадзора от 09.09.2021 о проведении внеплановой выездной проверки. Проверка проведена и протоколы осмотра составлены уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором отдела земельного надзора Качановым А.О.;
- показаниями государственного инспектора отдела земельного надзора Качанова А.О., допрошенного судом в качестве свидетеля, и подтвердившего в судебном заседании выявленные в ходе осмотра земельных участков допущенные Подоляком Е.В. нарушения требований к охране земель;
- протоколами об административных правонарушениях, составленными 16.06.2022 в отношении Подоляка Е.В., в которых изложены событие административного правонарушения. Протоколы об административном правонарушении составлены должностным лицом, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Исследованные письменные материалы дела позволили должностному лицу административного органа прийти к обоснованному выводу о том, что собственником земельных участков не приняты зависящие от него меры по защите земель от зарастания сорной растительностью, не исполнены возложенные законом обязанности по охране земель.
Поскольку Подоляк Е.В., как собственник земельных участков, допустил зарастание земельных участков сорной растительностью, уклонившись от их обработки, не выполнил мероприятия по защите земель сельскохозяйственного назначения, действия привлекаемого правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о незначительном периоде обладания земельными участками не влекут освобождение от обязанности по охране земель сельхозназначения, учитывая при этом, что в соответствии с ч. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Право собственности Подоляка Е.В. не земельные участки зарегистрировано 13.05.2020, соответственно, в силу требований ст. 210 Гражданского кодекса РФ, Подоляк Е.В. как собственник земельных участков обязан соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Доводы защитника о запрете ведения на земельных участках сельскохозяйственной деятельности в связи с расположением земельных участков в зоне охраны объекта культурного наследия являются несостоятельными, опровергаются сведениями ЕГРН об отнесении земельных участках к категории земель сельскохозяйственного назначения, видах разрешенного использования. Нахождение земельных участков в охранной зоне «Ансамбль Кижского погоста» не свидетельствует в безусловном порядке о невозможности соблюдения положений статей 13, 42 Земельного кодекса РФ.
Ссылки привлекаемого и его защитника на недоказанность видов сорных растений и площади зарастания являются несостоятельными, опровергаются материалами дела. Земельный кодекс РФ в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (подп. 8 п. 1 ст. 1, подп. 3 п. 2 ст. 13 и ст. 42). Из анализа норм ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ вытекает, что нарушением законодательства является сам факт зарастания сельскохозяйственных угодий, вне зависимости от площади, локализации зарастания, вида сорной и древесно-кустарниковой растительности, рельефа местности.
Утверждения Подоляка Е.В. и его защитника о нарушении порядка проведения проверки, неустановлении границ исследуемых земельных участков, неиспользовании сертифицированных технических средств основаны на неверном толковании правовых норм. Полномочия должностных лиц органов государственного земельного надзора определены статьей 71 Земельного кодекса РФ. В судебном заседании нашел подтверждение факт правомерности действий государственного инспектора отдела земельного надзора Качанова А.О. по проведению выездной внеплановой проверки в отношении земельных участков с к.н. <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Государственным инспектором проведено визуальное обследование принадлежащих Подоляку Е.В. указанных земельных участков в присутствии собственника, о проведении проверки Подоляк Е.В. был надлежаще извещен и явился в назначенное время и место, что подтверждается помимо письменных материалов и объяснений участников процесса просмотренными в судебном заседании видеозаписями, производившимися самим Подоляком Е.В.
Совершенное Подоляком Е.В. правонарушение посягает на общественные отношения в области рационального землепользования и направлено на предотвращение экономического ущерба постоянным землепользователям и землевладельцам и экологического ущерба землям как компоненту окружающей среды.
Административное наказание назначено с учетом конкретных обстоятельств дела, соразмерно характеру и последствиям совершенного правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, согласуется с предупредительными целями административного наказания, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Постановление вопреки доводам жалобы вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления и решения, не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Североморского межрегионального управления Россельхознадзора от 15 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Подоляка Е.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Л.А. Ерохова