дело №
50RS0№-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2020 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию,
у с т а н о в и л:
истец обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес>, просит суд:
-признать незаконным Решение ГУ - Управления ПФР № по <адрес> и <адрес> № от <дата>.
-обязать ГУ - УПФР № по <адрес> и <адрес> включить в мой специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы:
с 01.01.2011г. по <дата>, с 21.08.1996г. по 01.09.1996г., с 01.09.1999г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 31.08.2001г., с 24.11.2007г. по <дата>, с 10.01.2008г. по 22.01.2008г., с 12.05.2008г. по 31.05.2008г., с 03.12.2008г. по 22.12.2008г., с 11.05.2009г. по 30.05.2009г., с 30.10.2009г. по 23.11.2009г., с 23.03.2010г. по 16.04.2010г., с 03.09.2010г. по 27.09.2010г., с 02.02.2011г. по 26.02.2011г., с 01.10.2012г. по 25,10.2012г.,
-обязать ГУ - УПФР № по <адрес> и <адрес> назначить Д. с <дата> досрочную страховую пенсию по старости.
В обосновании заявленных требований указано, что <дата> истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Решением ГУ ПФР № по <адрес> и МО № от <дата> ей отказано в назначении страховой пенсии по старости, «т.к. не выработан требуемый специальный стаж 25 лет и не выполнены условия, предусмотренные ч.1.1 cт. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ». С вынесенным решением истец не согласна, считаю его незаконным. Из решения следует, что специальный стаж истца составляет 21 год 11 мес. 26 дней. Истец полагает, что при подсчете периодов работы, включенных в специальный стаж, необоснованно «утерян» 1 месяц 11 дней, это периоды: с <дата> по <дата> /31 день/ - учитель начальных классов МБОУ «СОШ №» <адрес>. При подсчете в стаж включен период с 28.09.2010г. - 31.12.2010г.,, исключен период с 02.02.2011г. по 26.02.2011г.. «т.к. предоставлялся учебный отпуск», а оспариваемый месяц с 01.01.2011г. - по <дата>/ просто отсутствует при подсчете; с <дата> - по <дата> /11 дней/ - учитель начальных классов Ивантеевской средней школы №. С 18.10.1993г. по 20.08.1996г. истец находилась в отпуске по уходу за ребенком. С 21.08.1996г. истец вышла на работу, 01.09.1996г. уволилась в порядке перевода в школу № /запись № трудовой книжки, справка из МБОУ «Гимназия №» от 14.02.2020г. №/. Истец считает, что не включение этих периодов является «ошибкой» и бесспорный специальный стаж составляет 22 года 1 месяц 6 дней. Также не включен в специальный стаж период с 01.09.1999г. по 31.10.1999г. - в должности педагога дополнительного образования и методиста в МОУ ДОД «Центр творчества детей и юношества...», с чем истец не согласна. Решение в данной части ответчик мотивирует тем, что «.. .. данные должности не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением СМ РСФСР № от 06.09.1991г.» Из определения Конституционного Суда за № от 15.07.2010г.: «В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от <дата> N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных названным Списком ». Среди должностей, перечисленных в списке, указаны: преподаватель, учитель, воспитатель-методист. Должности - педагог дополнительного образования, методист - это вид педагогической деятельности, тождественный по своему содержанию должности преподаватель, указанной в списке. Истец работала с 01.09.1999г. по 31.10.1999г. в школе гармоничного развития «Колокольчики» для детей 5-6 лет на базе Центра творчества детей и юношества. Из положения этой школы, утвержденного 10.09.1996г. следует, что занятия в школе ведутся на 2-х ступенчатой основе по следующим дисциплинам: развитие речи, математика, английский язык, музыкальное искусство, изобразительное искусство, художественный труд. Как преподаватель, так и методист, истец вела в этот период времени занятия с детьми 5-6 лет в кружке «АБВГ-Дейка», Чтение, получала плату за работу, как педагог дополнительного образования / приказы: №-К от 16.09.199г, №-К от 24.09.1999г., №-К от 22.10.1999г. и т.д./. Истец полагает, что этот период времени - 2 месяца - незаконно не засчитан и должен быть включен в ее специальный стаж. В обоснование исключения из ее стажа периода работы с <дата> по <дата> ответчик ссылается на то, что «учреждение не включено в список учреждений от <дата> №…, а также не выполнено условие п.12 Правил». В указанный период времени истец работала педагогом дополнительного образования в МОУ ДОД «Центр творчества и юношества». Истец полагает, что наименование учреждения тождественно наименованию в списке «центр дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества» /п.11, далее п. 15/. В наименовании учреждения, где работала истец с 01.11.1999г. по 31.08.2001г., отсутствует слово «развития». Приказом председателя Комитета по образованию от <дата> за №а-од «В целях приведения наименования.. . в соответствии с перечнем... Центр творчества детей и юношества переименован в Центр развития творчества детей и юношества». Пункт 2 данного приказа гласит «Считать Центр развития творчества детей и юношества правопреемником Центра творчества детей и юношества». Ссылки в решении на п.12 Правил, ответчик не конкретизирует о п.12 каких правил идет речь. Поскольку по данному периоду работы истца ответчик ссылается на постановление Правительства РФ № от 22.09.1999г., то вероятно должны упоминаться и правила исчисления сроков выслуги..., утвержденных также этим постановлением. Однако правила, утвержденные этим постановлением, не содержат п.12, как в начальной редакции, так и в редакции от 01.02.2001г. №. Пункт 12 есть в Правилах исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №. Применение этих правил к оспариваемому периоду полагаю неправильным, поскольку они утверждены, во-первых, после окончания оспариваемого периода - 31.08.2001г. и, во-вторых, отсылают к иному списку, который также утвержден постановлением № от 29.10.2002г. Более того, из самого решения ответчика со ссылкой на постановление Правительства РФ от 16.07.2014г. № следует, что для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999г. по 31.12.2001г. включительно применяется Список должностей и учреждений и Правила исчисления сроков выслуги..., утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №. Таким образом, истец считает, что период работы с 01.11,1999г. по 31.08.2001г. - 1 год 10 месяцев подлежит включению в ее специальный стаж. Также истец не согласна с исключением из специального стажа периодов учебных отпусков: с 24.11.2007г. по 30.11.2007г., с 10.01.2008г. по 22.01.2008г., с 12.05.2008г. по 31.05.2008г., с 03.12.2008г. по 22.12.2008г., с 11.05.2009г. по 30.05.2009г., с 30.10.2009г. по 23.11.2009г., с 23.03.2010г. по 16.04.2010г., 03.09.2010г. по 27.09.2010г., с 02.02.2011г. по 26.02.2011г., с 01.10.2012г. по 25.10.2012г. - 6 мес.20 дней. Учебные отпуска истца оплачивались, страховые взносы в ПФР работодатель перечислял, в связи с чем, истец считает, что периоды учебных отпусков - 6 месяцев 20 дней - должны быть включены в специальный стаж. Таким образом, она считает, что ее специальный стаж на <дата> составляет: 21год 11 мес. 26дней + 1 мес. 11 дней + 1 год 10 мес. + 2 мес. + 6мес.20дней = 24 года 7 месяцев 26 дней. За назначением пенсии истец обратилась заблаговременно. После обращения в ПФР <дата> ее последнее место работы и должность не изменились - заместитель директора школы, учитель начальных классов в МБОУ «СОШ №» <адрес>, все необходимые страховые взносы работодатель перечисляет. Истец считает, что ее специальный стаж - 25 лет выработан на <дата>, в связи с чем она имеет право на назначение пенсии с <дата>. Расчеты истца практически совпадают с данными ПФР, отраженными в документе «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица». Так в графе «основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости п.19 ч.1 ст.30» указано, что продолжительность ее стажа — 24г.9мес.19дн., выписка выдана по состоянию на <дата>.
Истец Д. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> по доверенности Д. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по обстоятельствам, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, полагает иск подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
<дата> истец Д. обратилась к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 п.1 ст.30 Закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и представила необходимые документы.
ГУ УПФ № по Москве и <адрес> <дата> за № приняло следующее решение: в назначении страховой пенсии по старости Д. 24.10.1973г.р., отказать, т.к. не выработан требуемый специальный стаж 25 лет и не выполнены условия, предусмотренные ч.1.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от <дата> "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент обращения в пенсионные органы, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от <дата> N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный Постановлением Правительства РФ от <дата> N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно, Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> N 463, предусматривалась должность воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1067, предусматривалась должность воспитателя в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа - детский сад, начальная школа - детский сад компенсирующего вида и в дошкольных образовательных учреждениях: детский сад, детский сад компенсирующего вида.
Действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> N 781, предусмотрена должность воспитателя в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида и в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается. В этом же Постановлении разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Разрешая требования истца об обязании ответчика включить в специальный стаж спорные периоды работы с 01.01.2011г. по <дата>, с 21.08.1996г. по 01.09.1996г., ( 1 мес. 11 дней) подлежат удовлетворению, поскольку как следует из пояснений представителя ответчика данные периоды подлежали включению с стаж истца, однако по какой-то причине выпали из подсчета стажа.
Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановление Правительства РФ от <дата> N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с <дата> засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на <дата> у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с <дата> по <дата> в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" также разъясняется, что периоды работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в числе которых директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего) в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с <дата>, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка в период с <дата> по <дата> (пункт 12 Правил). При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с <дата> по <дата> на основании ранее действовавших Постановлений Правительства Российской Федерации от <дата> N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от <дата> N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от <дата> N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с <дата> засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 781.
Как усматривается из материалов дела на <дата> у истицы не имеется стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, в том числе, и с учетом периода в должности руководителя кружка.
В связи с чем, при отсутствии данного условия (16 лет 8 месяцев педагогической деятельности) на <дата>,, период работы истицы с <дата> по 231.08.2001г. года не может быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом подлежит включению в специальный стаж период работы с 01.11.1999г. по 01.01.2001г. ( 1г. 2 мес)
Та же подлежат включению в специальный стаж истца периоды с 24.11.2007г. по <дата>, с 10.01.2008г. по 22.01.2008г., с 12.05.2008г. по 31.05.2008г., с 03.12.2008г. по 22.12.2008г., с 11.05.2009г. по 30.05.2009г., с 30.10.2009г. по 23.11.2009г., с 23.03.2010г. по 16.04.2010г., с 03.09.2010г. по 27.09.2010г., с 02.02.2011г. по 26.02.2011г., с 01.10.2012г. по 25,10.2012г.,
поскольку в данные периоды времени за истцом сохранялось рабочее место, ей производились начисление и выплата заработной платы, с которой подлежали уплате соответствующие отчисления, в том числе и на пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание, что на 14.02. 2020 с учетом включения в специальный стаж спорных периодов с учетом продолжительности периодов, включенных ответчиком в специальный стаж истца, не составляет необходимую продолжительность специального стажа, ( 25 лет), то основания для удовлетворения требований истца
Кроме того, в настоящее время действует переходный период для увеличения пенсионного возраста. В течение этого периода возраст, по достижении которого у лица возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста), определяется в соответствии с Приложением 6 к Закону N 400-ФЗ. Как следует из текста этого Приложения (таблицы), повышение пенсионного возраста началось с 2019 г. и ежегодно пенсионный возраст повышается на 12 месяцев. По сути, в переходный период возраст, по достижении которого у лица возникает право на страховую пенсию по старости, зависит от года достижения лицом прежнего пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 для женщин).
В данном случае право на назначение досрочной пенсии на день рассмотрения спора в суде у истца не возникло.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Д. к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Решение от <дата> № ответчика - ГУ-Управления ПФР № по <адрес> и <адрес> - об отказе в установлении пенсии Д. признать незаконным.
Обязать ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> включить в специальный трудовой стаж Д. периоды работы с 01.01.2011г. по <дата>, с 21.08.1996г. по 01.09.1996г., с 01.11.1999г. по 01.01.2001г., с 24.11.2007г. по <дата>, с 10.01.2008г. по 22.01.2008г., с 12.05.2008г. по 31.05.2008г., с 03.12.2008г. по 22.12.2008г., с 11.05.2009г. по 30.05.2009г., с 30.10.2009г. по 23.11.2009г., с 23.03.2010г. по 16.04.2010г., с 03.09.2010г. по 27.09.2010г., с 02.02.2011г. по 26.02.2011г., с 01.10.2012г. по 25,10.2012г.
В удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с <дата> отказать
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>
Судья: