Дело № 2а-125/2021
УИД-05RS0047-01-2020-004804-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2021г. г. Хасавюрт
Хасавюртовский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Дибирасулаева А.Ж.,
при секретаре судебного заседания Айдамировой Х.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «сельсовет Ботаюртовский» Хасавюртовского района РД о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям об устранении нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Истец Управление Роспотребнадзора по РД обратилось в суд с административному иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «сельсовет Ботаюртовский» Хасавюртовского района о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям об устранении нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что Управлением Роспотребнадзора по РД по во исполнение поручения Роспотребнадзора от 31.03.2020г. №02/5565-2020-27 «О представлении информации по вопросам соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами», проведена инвентаризация, совместно с органами местной власти, объектов размещения отходов животноводства, в т.ч. сибиреязвенные скотомогильники и скотомогильники (биотермические ямы). В ходе проведения санитарно-гигиенического обследования было установлено, что на территории МО «сельсовет Ботаюртовский» Хасавюртовского района имеется скотомогильник. Скотомогильник расположен на низменном участке местности, удален от села на 1000 м, Скотомогильник представляет собой бетонированную шахту размером 3 м на 6 м, глубиной 4 м. однослойное перекрытие, крышка металлическая размером 60 см. на 60 см. Траншея длина 6 м. ширина 4 м. глубина 1 м. Площадь скотомогильника 700 кв.м., подъездные пути неблагоустроенные. Ограждение металлопрофиль, ворота отсутствуют. Без указания «скотомогильник». Захоронение биологических отходов осуществляется постоянно. Владельцем данного объекта является администрация сельского поселения. Пользуются данным скотомогильником владельцы личных подсобных хозяйств. Скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям. Требования к подобным сооружениям - скотомогильникам (биотермическим ямам) закреплены в ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от 04.12.1995 г. Данный нормативно-правовой акт относится к ветеринарному законодательству РФ, которое регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Требования к устройству и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям) закреплены в пунктах 5 и 6 вышеуказанных Правил, которыми, в частности, предусмотрено, что территория скотомогильника огораживается глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 -1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост (п. 5.9 Правил). Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки (п. 5.9 Правил). Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути (п. 5.10 Правил). Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с указанными Правилами возлагается на местную администрацию (п. 6.10 Правил). Строительство и содержание скотомогильников (биотермических ям) имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений, как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям. Просит признать незаконным бездействия администрации МО «сельсовет Ботаюртовский» Хасавюртовского района РД, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований к устройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильников. В целях недопущения дальнейшего нарушения требований законодательства, обязать МО «сельсовет Ботаюртовский» Хасавюртовский район РД в течение одного календарного месяца с момента вступления Решения суда в законную силу обеспечить проведение следующих мероприятий: территорию скотомогильника (биотермической ямы) оградить забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Для устройства биотермической ямы в центре участка выкопать яму размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выложить водонепроницаемым материалом, вывести выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. Дно ямы залить бетоном. Стены ямы оштукатурить бетонным раствором. Сделать двухслойное перекрытие ямы, между слоями заложить утеплитель. В центре перекрытия оставить отверстие размером 30x30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы вывести вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м сделать навес. Установить указатель «Скотомогильник».
В судебное заседание представитель административного истца - Управления Роспотребнадзора по РД не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, его явка не признана судом обязательной.
Представитель административного ответчика – администрации МО «сельсовет Ботаюртовский» Хасавюртовского района РД в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, в силу ч. 6 ст. 226, а также ч. 1, 2 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не представивших.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8, ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление ; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9 ст. 226 КАС РФ).
Как установлено судом, в 2020 году Управлением Роспотребнадзора по РД во исполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами), проведена инвентаризация объектов размещения отходов животноводства, в том числе сибиреязвенные скотомогильники и скотомогильники (биометрические ямы) на территории МО «сельсовет Ботаюртовский».
Согласно акту ветеринарно-санитарного обследования скотомогильника от 15.10.2020 года на территории МО ««сельсовет Ботаюртовский» находится скотомогильник с нарушениями требований «Ветеринарно-санитарных правил, сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В силу ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст.5 и 6 ФЗ РФ от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.2 ст.2 ФЗ РФ от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Распределение названных полномочий и обязательств между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации применительно к исследуемым правоотношениям произведено в подп.49 п.2 ст.26.3 ФЗ РФ от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления вышеуказанных полномочий, в соответствии с подп. П п.2 ст.26.11 ФЗ РФ от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Суд учитывает, что п.6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469), предусматривающий, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника в соответствии с данными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, относится только к эксплуатации скотомогильников (согласно наименованию раздела), но не к установлению вещных прав на них. Более того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 13.06.2006 года № КАС06-193, признано недействующим содержащееся в п.6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 года N13-7-2/469) указание на то, что скотомогильники, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности.
Из приведенных выше положений законодательства и решений судебных органов следует, что муниципальному образованию не может вменяться в обязанность владение местами захоронения биологических отходов, расположенных на его территории (п.8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 года).
Возможности нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования ФЗ РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрено.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 ФЗ РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления вышеупомянутых государственных полномочий муниципалитету также не передавались.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
В соответствии ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Управления Роспотребнадзора по РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «сельсовет Ботаюртовский» Хасавюртовского района РД о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям об устранении нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хасавюртовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 12.01.2021 года.
Председательствующий /подпись/ А.Ж. Дибирасулаев