Решение по делу № 2-366/2020 от 03.08.2020

                                                                                                           Дело № 2-366/2020

                                                                                    УИД: 28RS0006-01-2020-000702-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 сентября 2020 года                                                                п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Хиневича А.Г.,

при секретаре Пятакове А.В.,

с участием

истца - прокурора - помощника прокурора <адрес> ФИО3,

представителя ответчика ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» ФИО4, действующей на основании доверенности от 1 июля 2020 года №ДЭК-71-15/55Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бурейского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности обеспечить непрерывную поставку электроэнергии на повысительные станции: №1, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 57, № 2, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п. Новобурейский, ул. Пионерская, 2, а также на котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, с.Николаевка, ул. Юбилейная, 33; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 9; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Дивизионная на отопительный период 2020-2021 годов, обращении решения суда к немедленному исполнению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бурейского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей п.Новобурейский и с.Николаевка обратился в суд с исковыми требованиями к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» (далее - ПАО «ДЭК») о возложении обязанности на ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» обеспечить поставку электроэнергии на повысительные станции № 1 расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 57 и № 2, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п. Новобурейский, ул. Пионерская, 2, а также на котельные расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, с.Николаевка, ул. Юбилейная, 33; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 9; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Дивизионная на отопительный период 2020-2021 годов, и обращении решения суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных исковых требований суд пояснив, что прокуратурой Бурейского района была проведена проверка по факту отключения ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» электроэнергии на котельных МУП «Флагман», в ходе которой установлено, что на территории п.Новобурейский организацией в сфере теплоснабжения и водоотведения является МУП «Флагман», которому в хозяйственное ведение в соответствии с постановлением главы рабочего поселка от 30.04.2019 года № 144 переданы муниципальные тепловые сети, повысительные станции, а также три котельные.

Между МУП «Флагман» и ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) 06.12.2018 года заключен договор энергоснабжения № РАБУ1253, где в соответствии с п.1.1 данного договора Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (в дальнейшем сетевая организация), оказывать услуги по передаче электрической энергии мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Согласно уведомления ПАО «ДЭК» от 13.05.2020 № 395 по состоянию на 13.05.2020 года сумма неисполненных обязательств МУП «Флагман» составляет -13072,5 тыс. рублей.

В случае не оплаты задолженности МУП «Флагман» необходимо произвести самостоятельное частичное ограничение потребления электроэнергии путем отключения объектов по приложению № 1, в соответствии с которым отключению подлежат котельные, расположенные в с. Николаевка ул. Юбилейная 33, п. Новобурейский, ул. Советская 9, п. Новобурейский, ул. Дивизионная, повысительные станции № 1 и № 2.

С этого же времени, согласно уведомления, вводится полное ограничение потребления электрической энергии в отношении объектов, указанных в приложении № 1.

Считает, что со стороны ПАО «ДЭК» МУП «Флагман» не предоставлено возможности решить вопрос о самостоятельном частичном ограничении потребления электроэнергии.

Так же в уведомлении отсутствует указание на последствия невыполнения требования о введении самостоятельного частичного ограничения потребления электроэнергии п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года №442.

В рамках проверки так же было установлено, что в отношении повысительных станций № 1 и № 2 расположенных в п.Новобурейский Бурейского района, соответственно по ул. Советская 57 и ул. Пионерская, 2, а также на котельных, расположенных в с. Николаевка Бурейского района ул.Юбилейная 33, п. Новобурейский Бурейского района, ул. Советская 9, п.Новобурейский Бурейского района, ул. Дивизионная с 25.05.2020 года введено полное ограничение потребления электрической энергии.

Таким образом, считает, что ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» с 25.05.2020 года ввел полное ограничение потребления электрической энергии на котельных и повысительных станциях без обязательного введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии как установлено п.7 ст.38 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

На момент проверки 29.07.2020 года поставка электроэнергии на указанных объектах не возобновлена.

Считает, что в рамках подготовки к отопительному периоду 2020-2021 г.г. на котельных необходимо провести проверку работоспособности оборудования, гидравлические испытания котлов и тепловых сетей, произвести установку и настройку вспомогательного оборудования, а также выполнить иные ремонтные работы, которые возможно провести только при наличии электроэнергии на котельных.

Указал, что не поставка электроэнергии на котельные ставит под угрозу начало отопительного периода 2020-2021 годов и как следствие его срыв и может повлечь за собой такие негативные последствия как опасность для жизни и здоровья людей, к тяжелым экологическим последствиям.

Ограничение подачи электроэнергии исключает возможность обеспечение отоплением и горячей водой надлежащего качества граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, что создает неблагоприятные для них последствия.

Введенное ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» ограничение режима потребления электрической энергии в период подготовки к отопительному сезону препятствует проведению испытаний систем теплоснабжения, получения актов и паспортов готовности, что может повлечь негативные последствия для жителей и социальных учреждений п. Новобурейский и с. Николаевка.

Так же указал, что экономический спор между двумя организациями не должен нарушать законные права и интересы граждан.

    Просил возложить обязанность на гарантирующего поставщика электроэнергии ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» обеспечить поставку электроэнергии на повысительные станции: № 1, расположенную по ул.Советская, 57 п. Новобурейский Бурейского района и № 2, расположенной по ул. Пионерская, 2 п. Новобурейский Бурейского района, а также на котельные, расположенные в с. Николаевка Бурейского района по ул. Юбилейная 33, п.Новобурейский Бурейского района, ул. Советская 9, п. Новобурейский Бурейского района, ул. Дивизионная на отопительный сезон 2020-2021 годов, и обратить решение суда в данной части к немедленному исполнению.

В судебном заседании истец - прокурор ФИО3 заявленные исковые требования уточнила и поддержала, привела доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении. Просила суд возложить на Публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность обеспечить непрерывную поставку электроэнергии на повелительные станции: №1, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 57, № 2, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п. Новобурейский, ул. Пионерская, 2, а также на котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, с.Николаевка, ул. Юбилейная, 33; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 9; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Дивизионная на отопительный период 2020-2021 годов. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель ответчика ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» ФИО4 исковые требования не признала в полном объёме. Суду пояснила, что действия ПАО «ДЭК» по отключению электроэнергии соответствуют действующему законодательству.

В отношении указанных объектов между ПАО «ДЭК» и МУП «Флагман» заключен договор энергоснабжения № РАБУ1253 от 17.12.2018 года. Однако несмотря на согласованный сторонами порядок расчетов, МУП «Флагман» систематически нарушает условия по оплате фактически потребленной электроэнергии и ПАО «ДЭК» вынуждено принимать меры по снижению объема неоплачиваемого отпуска электроэнергии должнику посредством ограничения режима потребления электроэнергии.

Право гарантирующего поставщика на введение ограничений энергопотребления предусмотрено как законом (ст. 523, 546 ГК РФ, пункт 48 «Основных Положений функционирования розничных рынков», утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, абз. 2 пп. «б» «Правил полного и (или) частичного ограничения режим потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ о 04.05.2012 года № 442 (Далее - Правила ограничения)), так и условиями заключенного между сторонами договора энергоснабжения.

Законодатель не относит котельные и повысительные станции к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, следовательно, требования закона при ограничении электрической энергии данных объектов позволяют производить полное отключение электроснабжения котельных.

При этом указал, что следует иметь ввиду, что «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, в действующей редакции разрешают вводить не только частичное (п.5 Правил ограничения), но и полное ограничение электропотребления абсолютно любых объектов, в том числе и объектов, ограничение электропотребления которых может привести к негативным социальным, экономическим или экологическим последствиям, при этом, не ограничиваясь уровнем аварийной или технологической брони (п.6 Правил ограничения).

В связи с систематическим неисполнением обязательств по оплате электроэнергии в адрес МУП «Флагман» было направлено уведомление № 33-04-19/395 от 13.05.2020 года, в котором указывалась сумма задолженности, а также сообщалось, что в случае ее неоплаты в срок до 12-00 часов 25.05.2020 года потребителю необходимо будет произвести самостоятельное ограничение потребления электроэнергии, путем отключения указанных в уведомлении объектов. В противном случае, режим ограничения будет выполнен принудительно. В связи с чем считает, что вопреки доводам прокурора в уведомлении от 13.05.2020 года указывалось на последствия невыполнения требований о самостоятельном ограничении режима электропотребления в соответствии с пп. «и» п.8 (1) Правил ограничения.

Учитывая, сто МУП «Флагман» не исполнило требование ПАО «ДЭК» по самостоятельному ограничению поставки электрической энергии на котельные и повысительные станции, режим ограничения был введен принудительно - 02.06.2020 года в отношении повысительной станции № 1 по ул. Советская 57, 27.05.2020 года в отношении повысительной станции № 1 по ул. Пионерской 2 и котельных, расположенных в с. Николаевка ул. Юбилейная 33, п. Новобурейский по ул. Советская 9, ул. Дивизионная.

Считает, что доводы прокурора относительно нарушения установленного порядка ограничения, выразившегося во введении полного ограничения потребления электроэнергии без обязательного введения частичного ограничения, противоречат действующему законодательству. Учитывая отсутствие у МУП «Флагман» актов согласования технологической и (или) аварийной брони на объекты, в отношении которых было инициировано ограничение энергоснабжения, оснований для ведения в отношении них частичного режима ограничения (до уровня технологической брони) не имелось.

Уутверждения прокурора о нарушении ПАО «ДЭК» ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не заслуживают внимания, поскольку они противоречат ч.3 ст.423 ГК РФ, закрепляющей право ПАО «ДЭК» на получение исполнения по договору энергоснабжения.

Считает, что ограничение потребления электрической энергии должника является единственно возможным, адекватным, законодательно предусмотренным, а соответственно добросовестным способом защиты нарушенного права, направленным на предотвращение роста долга, фактическое погашение которого, в случае с таким злостным неплательщиком как МУП «Флагман», маловероятно.

На момент обращения прокурора в суд с иском и на момент рассмотрения дела отопительный сезон в Бурейском районе не начался, в связи с чем приведенные доводы о срыве отопительного периода 2020-2021 годов считает не обоснованными.

Не находит, подтверждение и доводы прокурора относительно невозможности выполнения мероприятий, связанных с проведением гидравлических испытаний котлов тепловых сетей. Проведение данных мероприятий определяется графиком теплоснабжающей организации, согласованным с ОМСУ и доведенным до сведения потребителей тепловой энергии. Следовательно, основополагающим доказательством обоснованности довода прокурора является именно график, который предоставлен не был. Так же со стороны МУП «Флагман» не поступило каких-либо заявлений о подачи электрической энергии, в связи с необходимостью проведения вышеуказанных мероприятий (вина за не проведение которых вменяется прокурором ПАО «ДЭК»). Требование о возложении обязанности обеспечить поставку электроэнергии, предполагает защиту прав на будущее, в связи с чем, по его мнению, незаконно.

Полагает, что заявленные требования и приведенные в их обоснование доводы, не подтверждены нормами права и доказательственной базой, противоречат положениям Правил ограничения, так как действиями ПАО «ДЭК» никак не были нарушены права граждан на получение услуги теплоснабжения. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

В соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» ФИО5, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего суд о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях на исковые требования суду пояснившего, исковые требования, предъявленные к гарантирующему поставщику - ПАО «ДЭК» считает необоснованными, а доводы, приведенные в исковом заявлении несостоятельными.

ПАО «ДЭК» не является «Исполнителем» коммунальных услуг для потребителей, с которыми у ресурсоснабжающих (коммунальных) организаций заключены договоры и поэтому, нарушить какое-либо право граждан на получение коммунальных услуг не может в силу Закона. По его мнению, права неопределенного круга лиц (потребителей) нарушаются со стороны ресурсоснабжающих (коммунальных) организаций. Ни ПАО «ДЭК», ни тем более сетевая организация, не являются исполнителем по договорам, заключенным между ресурсоснабжающими (коммунальными) организациями и потребителями и не могут отвечать за нарушения договорных обязательств со стороны ресурсоснабжающих (коммунальных) организаций. В связи с чем, считает доводы истца о наличии нарушений прав потребителей со стороны ПАО «ДЭК» несостоятельными. Риск нарушения прав потребителей создает именно ресурсоснабжающая организация и поэтому не понятно, почему ответчиком является ПАО «ДЭК».

Введенное ограничение соответствует Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442). Удовлетворение исковых требований нарушит баланс законности, так как истец, посредством исковых требований, пытается воздействовать на изначально добросовестный субъект сложившихся правоотношений - ПАО «ДЭК». Истцом совершенно не учитывается тот факт, что частичное ограничение режима потребления - вынужденная мера, поскольку Контрагент не исполнил свою обязанность по оплате за уже потреблённую электрическую энергию в течение длительного времени (неплатежи стали носить системный характер), и, ограничение - единственная модель поведения Гарантирующего поставщика, по основанию Закона.

Считает, что заявленными исковыми требованиями изначально недобросовестный субъект правоотношений, ставится в привилегированное положение, что само по себе не может носить законный характер и грубо нарушает основополагающие принцип гражданского права - принцип равенства сторон.

При удовлетворении требований истца, решение о запрете ограничения со всей очевидностью создаст условия, стимул и правовое основание для дальнейших неплатежей и, устоявшаяся на протяжении нескольких лет, практика, является доказательством вышеприведённому доводу, так как стимулирует очередные неплатежи с последующим очередным сезонным иском прокуратуры.

Считает не обоснованным исковые требования, предъявленные к гарантированному поставщику - ПАО «ДЭК», поскольку ПАО «ДЭК» не является «Исполнителем» коммунальных услуг для потребителей, поэтому нарушить какое-либо право граждан на получение коммунальных услуг, не может в силу Закона, так как согласно законодательству, ответственность за вред, причиненный потребителю-гражданину вследствие не предоставления коммунальных услуг, несет Исполнитель коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лица МКУ Администрации рп. Новобурейский, МУП «Флагман», «Амурэнергосбыт» - филиала ПАО «Дальневосточной энергетической компании», Министерства ЖКХ Амурской области, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщивших.

Заслушав объяснения истца - прокурора, представителя ответчика ПАО «ДЭК», изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают права и обязанности. В соответствии с эти гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, а также вследствие действий граждан и юридических лиц.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Статьей 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 10 ГК РФ предусмотрено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Постановлением главы рабочего поселка (пгт) Новобурейский № 336 от 06.12.2018 (л.д.28-29), актами приема-передачи имущества от 06.12.2018 года (л.д.30-31), Постановлением главы рабочего поселка (пгт) Новобурейский № 144 от 30.04.2019 (л.д.23-25), актами приема-передачи имущества № 1 и № 2 от 07.05.2019 (л.д.26-27), подтверждается и не оспаривается сторонами, что МКУ Администрация рп. Новобурейский, с 06.12.2018 года передала в хозяйственное ведение МУП «Флагман» объекты движимого и недвижимого имущества согласно приложений № 1, № 2, № 3, в том числе котельные расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, с. Николаевка, ул.Юбилейная, 33; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 9; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Дивизионная и с 07.05.2019 года передала из казны МО рп. Новобурейский Бурейского района в хозяйственное ведение МУП «Флагман» в том числе и повысительные станции №1 и № 2 рп. Новобурейский, являющиеся предметом рассмотрения по настоящему делу.

17 декабря 2018 года между Публичным Акционерным Обществом «Дальневосточная энергетическая компания» в лице начальника Райчихинского отделения филиала ПАО «ДЭК»-«Амурэнергосбыт» «гарантирующий поставщик» с одной стороны и МУП «Флагман» «потребитель» с другой стороны, заключен договор энергоснабжения № РАБУ1253 (л.д.58-66).

По условиям данного договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (в дальнейшем - сетевая организация), оказывать услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощности) и оказанные услуги (п.1.1 Договора, л.д.58). Настоящий договор вступает в силу с 00 часов 00 минут 17.12.2018 года и считается заключенным на неопределенный срок.

Повысительная станция № 1 расположенная по адресу ул. Советская, д. 57, пгт. Новобурейский, повысительная станция № 2 расположенная по адресу ул.Пионерская, д. 2 пгт. Новобурейский и котельные расположенные в с.Николаевка ул. Юбилейная, 33, в п.Новобурейский, ул. Советская, 9 и ул.Дивизионная включены в перечень актов об осуществлении технологического присоединения и (или) актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (Приложение № 1.1 к договору энергоснабжения №РАБУ1253 от 17.12.2018 года л.д.71-72).

Из уведомления Дальневосточной энергетической компании № 33-04-19/395 от 13.05.2020 года (л.д.83-84) адресованного директору МУП «Флагман» следует, что МУП «Флагман» ненадлежащим образом исполняет договор энергоснабжения № РАБУ 1253 от 17.12.2018 года в части оплаты электрической энергии. На 13.05.2020 года сумма задолженности составляет 13072554,57 рублей. В случае неоплаты задолженности, в срок до 12-00 часов 25.05.2020 года МУП «Флагман» необходимо произвести самостоятельное частичное ограничение потребления электроэнергии путем отключения объектов согласно приложения № 1 к данному уведомлению: Повысительная станция № 1 расположенная по адресу ул. Советская, д. 57, пгт. Новобурейский, повысительная станция № 2 расположенная по адресу ул. Пионерская, д. 2 пгт. Новобурейский и котельные расположенные в с.Николаевка ул. Юбилейная, 33, в п.Новобурейский, ул. Советская, 9 и ул. Дивизионная. Контроль самоограничения будет проводится персоналом сетевой организации и гарантирующего поставщика.

С 12-00 часов 25.05.2020 года в отношении указанных объектов ограничение будет введено принудительно с питающих центров сетевой организации.

Справками о дебиторской задолженности МУП «Флагман» (л.д.85-86) подтверждается, что по состоянию на 13.05.2020 года сумма задолженности составляет 13072554,57 рублей, на 05.08.2020 года - 14804149, 47 рублей.

На момент проверки, проведенной прокуратурой Бурейского района, было установлено, что на указанных объектах введено полное ограничение потребления электрической энергии.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Судом установлено, что указанные выше котельные и повысительные станции обеспечивает тепловой энергией население и социально значимые объекты пгт. Новобурейский, Бурейского района и с. Николаевка Бурейского района, ограничение их электропотребления затрагивает интересы неопределенного круга лиц - жителей п. Новобурейский Бурейского района и с.Николаевка Бурейского района.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии у прокурора Бурейского района полномочий на обращение в суд с рассматриваемым иском в интересах неопределенного круга лиц - жителей п.Новобурейский Бурейского района и с.Николаевка Бурейского района.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ч.1 ст.539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч.3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Ст. 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно ч.1 ст. 546 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Согласно ч.2 ст. 546 ГК РФ, Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает: обязательность предварительного (не менее чем за пять рабочих дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, для категорий потребителей, определяемых Правительством Российской Федерации; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - постановление N 442) в соответствии с Законом об электроэнергетике утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии (пункт 1).

Пункт 2 Основных положений устанавливает, что «субъекты розничных рынков» - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Подпунктом «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся, в числе прочего: при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии.

В соответствии с пунктом 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения населенных пунктов, - в отношении этих объектов относятся к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи отопления в дома граждан, в учреждения здравоохранения и образования и ограничение её подачи исключает возможность обеспечения этими коммунальными услугами надлежащего качества, следовательно, отключение от электроснабжения котельной, подающей тепло гражданам и в социально значимые объекты, должно расцениваться как ограничение, касающееся обслуживания потребителей, приводящих к ограничению их снабжения коммунальным ресурсом.

Согласно пункту 17(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, ведение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что указанные нормы содержат ссылку на нормативные правовые акты жилищного законодательства, а также, что конечными потребителями по электроснабжению являются граждане, проживающие в жилых домах пгт. Новобурейкий Бурейского района и с. Николаевка Бурейского района в виде получения коммунальной услуги по тепло и водоснабжению, суд исходит из положений пункта 3 подпункта «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила предоставления), в котором определены условия предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойной либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Согласно пункту 31 указанных Правил предоставления, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пунктом 121 Правил предоставления, установлено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

В силу пункта 122 Правил предоставления, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Анализ приведенных нормативно-правовых актов в их системном толковании позволяет суду прийти к выводу о том, что в отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, добросовестно производящих платежи, невозможно введение режима полного ограничения потребления электрической энергии из-за наличия долга у организаций, состоящих в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии и поставкой горячей воды.

Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи в жилой фонд отопления и ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения отоплением и горячей водой надлежащего качества граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, что создает неблагоприятные для них последствия.

Судом установлено, что МУП «Флагман», является теплоснабжающей организацией в пгт. Новобурейский Бурейского района и с. Николаевка Бурейского района, осуществляющей теплоснабжение жителей, проживающих в многоквартирных домах, а также в детские сады, школы, магазины, учреждения общественного питания, связи, банки, культурно-спортивные комплексы, органов государственной и муниципальной власти, и иные социально значимые объекты данных населенных пунктов. МУП «Флагман» на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию (мощность) в целях ее использования и при предоставлении коммунальной услуги по отоплению, осуществляя эксплуатацию повысительных станций № 1 и № 2 расположенных соответственно по ул. Советская 57 п.Новобурейский Бурейского района и ул. Пионерская 2 п. Новобурейский Бурейского района, и котельных, расположенных по адресам: пгт. Новобурейский Бурейского района, ул. Советская 9 и ул.Дивизионная, и с. Николаевка ул. Юбилейная 33.

Наличие задолженности МУП «Флагман» перед ПАО «ДЭК», не оспаривается, как и не оспаривается право гарантирующего поставщика электроэнергии производить полное или частичное прекращение подачи электроэнергии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, предусмотренное договором энергоснабжения, а также право, предусмотренное п.46 Основных положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442, не возобновлять поставку электрической энергии до устранения обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Полное ограничение подачи электроэнергии на повысительные станции: №1, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 57, № 2, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п. Новобурейский, ул. Пионерская, 2, а также на котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, с.Николаевка, ул. Юбилейная, 33; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 9; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Дивизионная, введено с 25 мая 2020 года с 12 часов, основание - ненадлежащее исполнение потребителем МУП «Флагман» обязательств по оплате электрической энергии.

Однако, суд считает, что наличие экономического спора между ПАО «ДЭК» и МУП «Флагман», по вопросам задолженности перед ПАО «ДЭК» не должно нарушать права граждан потребителей, поскольку в соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, (п.3), условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

В настоящее время, во исполнение определения Бурейского районного суда от 03.08.2020 года о наложении обеспечительных мер в виде запрета ПАО «ДЭК» осуществлять ограничения режима потребления электрической энергии на повысительных станциях: № №1, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 57, № 2, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п. Новобурейский, ул. Пионерская, 2, а также на котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, с.Николаевка, ул. Юбилейная, 33; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 9; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Дивизионная (л.д.43-44) в отношении потребителя МУП «Флагман» возобновлен режим потребления электроэнергии, что подтверждается Актом б/н от 11.08.2020 года с приложением № 1, Актами от 10.08.2020 года №365, № 366/3, № 366/1, № 366/2.

Из материалов дела, объяснений прокурора следует, что в настоящее время подготовка к отопительному сезону подходит к концу, отсутствие электроэнергии на котельных исключает возможность в полном объеме выполнить мероприятия по подготовке объектов к отопительному периоду 2020-2021 годов.

Введенное ответчиком ограничение режима потребления электрической энергии в период подготовки к отопительному сезону и в период отопительного сезона препятствует проведению опробования систем теплоснабжения, получения актов и паспортов готовности к отопительному периоду теплоснабжающей организации, что может повлечь неблагоприятные последствия и негативно отразиться на обеспечении указанных потребителей и социальных учреждений тепловой энергией и водоснабжением.

Действия ответчика ПАО «ДЭК» как энергоснабжающей организации по полному ограничению поставки ресурсов организации - потребителю, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, введение ограничения режима подачи электроэнергии на указанные котельные в период подготовки к отопительному сезону и в отопительный период может повлечь нарушение прав граждан, являющихся потребителями топливно-энергетических ресурсов, своевременно и добросовестно оплачивающих их использование, а также нарушают нормальный режим функционирования детских садов, школ, магазинов, учреждений общественного питания, связи, банков, культурно-спортивных комплексов, административных помещений и иных социально значимых объектов п.Новобурейский и с. Николаевка.

Таким образом, нарушаются права граждан - потребителей тепловой энергии, с которыми ПАО «ДЭК» не состоит в договорных отношениях.

Между отсутствием теплоснабжения в жилых домах и социально значимых объектах, и отсутствием электроснабжения котельными и повысительными станциями, обслуживаемых МУП «Флагман» имеется прямая причинная связь, и суд считает, что имеется реальная угроза срыва отопительного сезона, выхода из строя оборудования, а именно сетевых насосов, угроза перемерзания тепловых сетей, следовательно, имеется реальная угроза жизни и здоровью людей, приостановления работы социально важных объектов, что приведет к введению чрезвычайной ситуации и причинению крупного материального ущерба. Указанный вывод суда является естественным, и не требует подтверждения экспертными заключениями.

Исходя из положений ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещается действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Ответчик является единственным поставщиком электрической энергии на указанные повысительные станции и котельные, переданные в настоящее время МУП «Флагман». Таким образом, ответчик является монополистом в сфере энергоснабжения, и действия по отключению энергоснабжения котельных нарушают права и интересы других лиц - жильцов многоквартирных домов, граждан, получающих услуги в образовательных учреждениях, магазинах, учреждениях общественного питания, связи, банках, культурно-спортивных комплексах, и иных социально значимых объектах п. Новобурейский и с.Николаевка, получающих отопление и горячее водоснабжение от указанных котельных, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Доводы ответчика о наличии правовых оснований для принятия ПАО «ДЭК» решения об ограничении режима потребления электрической энергии на указанные котельные, отклоняются судом, поскольку действия ответчика по ограничению поставки электрической энергии могут привести к невозможности выработки теплового ресурса и прекращению его подачи гражданам, своевременно и добросовестно осуществляющим необходимые платежи, сорвет подготовку к предстоящему отопительному периоду, приведет к нарушению теплоснабжения граждан и социальных объектов.

Не являются состоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии со стороны ПАО «ДЭК» нарушений прав граждан на теплоснабжение, по следующим основаниям. Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи отопления и горячей воды в дома граждан, в учреждения образования, здравоохранения и т.д. и ограничение её подачи исключает возможность обеспечения этими коммунальными услугами надлежащего качества, следовательно, отключение от электроснабжения указанных котельных, вырабатывающих и подающих тепло и горячее водоснабжение должно расцениваться как ограничение, касающееся обслуживания граждан потребителей, приводящих к ограничению их снабжения коммунальным ресурсом.

Судом отклоняются доводы представителя ответчика и третьего лица АО «ДРСК» об ограничении ответчика возможности использовать предусмотренные законом способы защиты нарушенных прав, поскольку требования прокурора направлены на восстановление нарушенных прав жителей поселка, при том, что в отношении граждан потребителей коммунальных услуг, добросовестно производящих платежи, невозможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи коммунальных услуг ввиду наличия долга у организаций, состоящих в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии и поставкой горячей воды.

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, что и реализовано прокурором при предъявлении соответствующего иска.

Статьей 14 ГК РФ установлено, что способы самозащиты гражданских прав должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Возможные последствия действий ПАО «Дальневосточная энергетическая компания», связанные с отключением от электроснабжения объектов - повысительных станций и котельных МУП «Флагман», обеспечивающих тепловой энергией многоквартирные жилые дома, а также социально значимые объекты п. Новобурейский и с. Николаевка, прекращение подачи энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, по мнению суда, несоизмеримы с задолженностью МУП «Флагман», и суд считает, что режим полного ограничения электроэнергии в преддверье отопительного сезона в отношении указанных повысительных станций и котельных, как способ защиты права со стороны гарантирующего поставщика электроэнергии ПАО «ДЭК» является несоразмерным нарушению, и следует пресечь действия гарантирующего поставщика электроэнергии, создающие угрозу нарушения прав граждан, путем возложения обязанности на гарантирующего поставщика электроэнергии обеспечить непрерывную подачу электроэнергии на повысительные станции и котельные переданные МУП «Флагман» со дня вынесения судебного решения для подготовки котельных к отопительному сезону и на отопительный период 2020-2021 года.

Кроме того, споры между хозяйствующими субъектами по неисполнению условий договора могут рассматриваться в порядке судебного производства, однако, это не освобождает их от обязанности обеспечивать население и социально значимые объекты коммунальными услугами.

Доводы стороны ответчика о необоснованности требований прокурора, а также доводы представителя третьего лица АО «ДРСК» о том, что прокурор вмешивается в деятельность коммерческих организаций, поощряя злостных неплательщиков, суд считает несостоятельными по вышеуказанным обстоятельствам.

Рассматривая требование истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд находит его законным, обоснованным, и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В данном конкретном случае, учитывая, что отсутствие электроэнергии на повысительных станциях, являющихся неотъемлемой части системы отопления, может привести к срыву отопительного сезона, что неизбежно ведет к нарушению конституционных прав граждан, проживающих в домах, отапливаемых от котельных, и своевременно оплачивающих коммунальные услуги, создает опасность для их жизни и здоровья, а также влечет приостановление образовательного процесса и работы иных социально значимых учреждений, что в совокупности приведет к введению чрезвычайной ситуации и причинению крупного материального ущерба, то суд приходит к убеждению, что по вышеуказанным причинам решение суда надлежит обратить к немедленному исполнению.

Исходя из требований ст. 103 ГПК РФ и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района.

С учетом удовлетворения иска, заявленного прокурорам в интересах неопределённого круга физических лиц, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.61.1 БК РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика ПАО «ДЭК» надлежит взыскать государственную пошлину в доход бюджета Бурейского муниципального района в сумме 300 рублей, по требованию не имущественного характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 212 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бурейского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» удовлетворить.

Возложить на Публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность обеспечить непрерывную поставку электроэнергии на повелительные станции: №1, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 57, № 2, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, п. Новобурейский, ул. Пионерская, 2, а также на котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, с.Николаевка, ул. Юбилейная, 33; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Советская, 9; Амурская область, Бурейский район, п.Новобурейский, ул. Дивизионная на отопительный период 2020-2021 годов.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в доход бюджета Бурейского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                 (подпись)                А.Г. Хиневич

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда                                                 А.Г. Хиневич

Решение суда в окончательной форме составлено 3 сентября 2020 года.

2-366/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Бурейского района Амурской области
Ответчики
Пао Дальневосточная энергетическая компания
Другие
МУП Флагман
АО Дальневосточная распределительная сетевая компания
Министерство ЖКХ
МКУ администрация рп. Новобурейский
ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
bureiskiy.amr.sudrf.ru
02.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее