Решение по делу № 33а-964/2021 от 17.02.2021

    Дело: 1я инст. №2а-3678/2020, 2я инст. № 33а-964/2021    Председательствующий в

    Категория 19    первой инстанции Моцный Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    13 апреля 2021 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Кондрак Н.И.,

    судей    Исаева С.Н., Орловой С.В.,

    при секретаре    Шмавоняне Д.С.,

    с участием представителей:

    административного истца    Винокуровой О.В.,

    заинтересованных лиц

    Минобороны РФ    Хмиль О.Ю.,

    ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ    Юрчук Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Шубиной Ольги Владимировны к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании бездействия, по апелляционной жалобе представителя Шубиной Ольги Владимировны – Винокуровой Ольги Владимировны на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 декабря 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Шубина О.В. обратилась в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие Правительства Севастополя, выразившееся в нерассмотрении по существу заявлений от ДД.ММ.ГГГГ о признании п. Приложения к Распоряжению Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года ошибочно включенным в Перечень недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Минобороны РФ в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, не исключении названного пункта из Приложения к Распоряжению Правительства Севастополя №195-РП, возложении на Правительство Севастополя обязанность исключить п. из Приложения к Распоряжению №195-РП в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 декабря 2020 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного истца подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает, что вопреки выводам суда предметом административного иска явилось бездействие административного ответчика, выразившееся в нерассмотрении по существу заявлений и неисключении п. из Приложения к Распоряжению №195-РП. Полагает, что административным ответчиком не были рассмотрены по существу и не даны ответы на поставленные в обращении вопросы. Информированность уполномоченным органом о рассмотрении обращения не имеет правового значения для разрешения дела, означая лишь отсутствие ответа по существу поставленных в обращении вопросов. Ссылается на невыполнение административным ответчиком обязанности предоставить суду возражения на административный иск в письменной форме и документы, подтверждающие законность оспариваемого бездействия, что является демонстрацией неуважения как к суду, так и к участникам процесса. Ссылается на неверную оценку доказательств по делу, представление ею доказательств нарушения ее прав и законных интересов (реализовано право Минобороны РФ на земельный участок военного городка площадью <данные изъяты> га, в состав которого входил земельный участок военного городка №, площадью <данные изъяты> га, на указанный участок зарегистрировано право федеральной собственности «земли обороны и безопасности»).

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала по изложенным в ней доводам.

Представители Минобороны РФ и ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ против удовлетворения жалобы возражали, полагали решение суда законным и обоснованным.

        Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

        Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции исходил из того, что на обращение истца уполномоченным органом был дан ответ по сути поставленных в нем вопросов и оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.

        С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Из материалов дела усматривается, что Шубина О.В., совместно с иными гражданами, обратилась 01 и ДД.ММ.ГГГГ в Правительство Севастополя с заявлением, в котором просили признать п. Приложения (Перечень имущества) к Распоряжению Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года «О передаче имущества, находящегося в собственности города Федерального значения Севастополя в федеральную собственность» (военный городок , бухта Казачья, площадью <данные изъяты> га, 0 зданий и сооружений) ошибочно включенным в Перечень недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны РФ в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, исключении названного пункта из Перечня имущества как ошибочно включенного путем издания ненормативного правового акта (л.д. 10-17, 18-26). В обоснование указано на необходимость урегулирования вопроса относительно принадлежности земельных участков, в том числе участка <адрес> в г. Севастополе истца, к землям военного городка , переданного оспариваемым в части распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года в федеральную собственность для обеспечения нужд обороны и ранее находящегося в пользовании Черноморского флота.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон №59-ФЗ) (ч. 1 ст. 1).

Частью 1 статьи 2 Закона № 59-ФЗ установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу требований п.п. 3, 4 ст. 6 Закона №59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положений ч.ч. 1, 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1, 4 части 1, частями 3, 4 статьи 10 Закона № 59-ФЗ установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

В силу требований ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Севастополя № 1084-ПП от 24.11.2015 года утвержден Регламент Правительства Севастополя, абзацем 1 пункта 12.2, пунктами 12.3, 12.5, 126 которого установлено, что ведение делопроизводства по обращениям граждан, адресованным Губернатору, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора, возлагается на Управление по работе с обращениями граждан и организации их личного приема Департамента внутренней политики города Севастополя. Работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

С целью регламентации делопроизводства по обращениям граждан, адресованным Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, определения единой процедуры получения, регистрации, учета, рассмотрения и разрешения обращений граждан Постановлением Правительства Севастополя №1000-ПП от 28.12.2017 года утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан, адресованными Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя (п. 1.1 Инструкции) (далее Инструкция).

Согласно п. 1.3 Инструкции делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от остальных видов делопроизводства. Обращения граждан рассматривают и поручают рассматривать (в рамках сферы руководства и координации): Губернатор города Севастополя, его заместители и руководители исполнительных органов государственной власти города Севастополя (далее - руководители). Ведение делопроизводства по обращениям граждан, адресованным Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, возлагается на Управление по работе с обращениями граждан Департамента общественных коммуникаций города Севастополя (далее - Управление).

Как установлено п. 4.1 Инструкции обращения граждан рассматриваются непосредственно в Правительстве Севастополя и в исполнительных органах государственной власти города Севастополя, в том числе с выездом на место, или их рассмотрение может быть поручено конкретному должностному лицу либо направлено на рассмотрение в иные государственные органы, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя в соответствии с их компетенцией.

22 сентября 2016 года постановлением Правительства Севастополя №883-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее Положение), в соответствии с пунктом 1.1 которого Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

В соответствии с п.п. 2.3, 2.13 Положения основными задачами Департамента являются, в том числе, осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции; защита имущественных прав и интересов города Севастополя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 3.2, 3.4, 3.9 Положения Департамент осуществляет, в том числе, следующие основные функции: управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; управление в пределах компетенции земельными ресурсами города Севастополя, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков; осуществляет полномочия, предусмотренные Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации №1356-р от 21 июня 2014 года.

В силу положений п.п. 4.2, 4.3 Положения Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия: осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; проводит работу по передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную и муниципальную собственность, по приему в собственность города Севастополя федерального и муниципального имущества, а также осуществляет юридические действия по приему-передаче имущества в процессе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Севастополь и органами местного самоуправления.

По результатам рассмотрения названных обращений 11.08.2020 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в адрес Соломахи В.О., для уведомления других заявителей, направлен ответ исх. (л.д. 27-28), которым разъяснено, что правовая оценка Распоряжению №195-РП была дана судами при рассмотрении искового заявления ООО «Остров «Омега» к Правительству Севастополя о признании недействительным названного распоряжения в части безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества военного городка 174, расположенного в бухте Омега, площадью <данные изъяты> га и в удовлетворении которого было отказано решением Арбитражного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу , оставленным без изменения постановлениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ и Арбитражного суда Центрального округа от ДД.ММ.ГГГГ. Так же указано, что ранее Прокуратурой города Севастополя проводилась проверка о законности издания Распоряжения №195-РП и оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усмотрено. Также заявителям сообщено, что в рамках взаимодействия Правительства Севастополя и Министерства обороны Российской Федерации ведется планомерная работа по урегулированию земельно-имущественных вопросов. При этом истец копию данного ответа приложила к материалам иска.

Таким образом, вопреки доводам жалобы ответ на обращения был дан по существу поставленных вопросов. Заявители уведомлены об отсутствии оснований для удовлетворения их требований. Копию ответа истец получила, а само распоряжение было предметом судебной проверки.

Поскольку управление, владение и распоряжение имуществом г. Севастополя входит в компетенцию Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, коллективные обращения от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно, в соответствии с положениями вышеназванных Закона №59-ФЗ и Инструкции были направлены Правительством Севастополя для рассмотрения и принятия решения в Департамент, которым в установленные законом сроки был подготовлен и дан исчерпывающий ответ по вопросам, поставленным в обращениях. При этом несогласие с существом ответа не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Отсутствие в материалах дела возражений ответчика не свидетельствует о незаконности судебного акта и неверном распределении бремени доказывания.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом пунктом 1 части 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Оснований полагать, что административным ответчиком допущено нарушение закона и прав гражданина на надлежащее рассмотрение обращений, не имеется, а утверждения истца в апелляционной жалобе об обратном и неверном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании заявителем положений действующего законодательства.

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ установив отсутствие нарушений закона и прав заявителя при рассмотрении его заявлений, пришел к верному выводу от отсутствии совокупности оснований для удовлетворения административного иска (статья 227 КАС РФ) и, соответственно, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

        Председательствующий

        судьи

33а-964/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шубина Ольга Владимировна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Правительство Севастополя
Другие
Винокурова Ольга Владимировна
ФГКУ «Крымское ТУИО Минобороны России»
Министерство Обороны РФ
Ахмадиева Анастасия Рифовна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
17.02.2021Передача дела судье
13.04.2021Судебное заседание
23.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2021Передано в экспедицию
13.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее