Решение по делу № 2-2262/2022 от 11.07.2022

Решение в окончательной форме изготовлено 19.09.2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2022 года                                                                                                 г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Норбоевой Б.Ж., при помощнике судьи Будаевой М.Б., при секретаре судебного заседания Убашеевой Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-... по исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к ООО "Зун-Холба" об обязании исключить пользование водным объектом

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ООО "Зун-Холба" обеспечить согласование деятельности по сбросу сточных вод в ... с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Требования мотивированы тем, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в рамках анализа состояния законности на поднадзорной территории установлено, что ООО «Зун-Холба» нарушены требования законодательства об охране водных биологических ресурсов при осуществлении деятельности по сбросу шахтно-рудничной воды в водный объект - .... ООО «Зун-Холба» осуществляет деятельность по добыче руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) на ..., расположенном в .... По информации Территориального отдела водных ресурсов Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Республике Бурятия, по данным федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (водхоз) в процессе хозяйственной деятельности сброс шахтно-рудничной воды осуществляется в ... (...). Факт сбросов сточных вод в водный объект также подтверждается решением Министерства природных ресурсов Республики Бурятия о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ.... Вместе с тем, деятельность по сбросу сточных вод в ... ООО «Зун - Холба» Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства не согласовывалась. Кроме того, прокурором ранее в адрес ООО «Зун-Холба» вносилось представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ, которое хозяйствующим субъектом было отклонено. Осуществление деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы ..., при отсутствии соответствующей оценки ее воздействия, создает угрозу уменьшения рыбных запасов водного объекта и свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, предусмотренных ст. 52 Конституции РФ.

В судебном заседании представитель Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Кошелев А.Е. заявленные требования поддержал, просил обязать ООО "Зун-Холба" в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда исключить пользование водным объектом – ... в отсутствие оформленного в установленном законом порядке согласования деятельности по сбросу сточных вод с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

В судебном заседании представитель ООО "Зун-Холба" по доверенности Антипов В.Н. не возражал против заявленных требований прокурора, суду пояснил, что в настоящее время проводится работа по получению согласования, ООО "Зун-Холба" готовы исполнить требования прокурора.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.

Представители Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Ласая Л.И. заявленные прокурором требования поддержала, суду представила письменный отзыв.

Представители Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Дело рассмотрено судом по правилам ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; сохранение биологического разнообразия; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и т.д.

В силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами для сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Поэтому река Падь Большая Речка находится в федеральной собственности.

В силу пункта 1 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и сред их обитания (далее - Правила).

Согласование своей деятельности ООО «Зун-Холба», как то предусмотрено ст. 50 Федерального закона от 20.10.2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, в данном случае с Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, произведено не было, в связи с чем прокурор обратился с настоящим иском в суд.

Судом установлено, что ООО «Зун-Холба» зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ (ОГРН ...), основным видом деятельности является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).

Согласно сведениям Территориального отдела водных ресурсов по Республике Бурятия Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в списке хозяйствующих субъектов Окинского и Тункинского районов Республики Бурятия, представивших сведения федерального статического наблюдения по форме №2-ТП (водхоз) за 2021 год, с указанием водных объектов, где осуществлялся забор, сброс сточных, транзитных и иных вод, в том числе указано ООО «Зун-Холба».

Как указано в ответе Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, у ООО «Зун-Холба» отсутствует согласование осуществления хозяйственной деятельности юридических лиц по забору и сбросу сточных вод.

ООО «Зун-Холба» в адрес Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры было направлено уведомление о результатах рассмотрения представления об устранении нарушений закона, из которого следует, что ООО «Зун-Холба» в ... году был подготовлен и направлен на рассмотрение в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия пакет документов для оформления Решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Из письма Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ООО «Зун-Холба» следует, что использование водного объекта в ... (...), может осуществляться при выполнении условий, установленных п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за № ...; Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства условия водопользования согласованы при условии соблюдения законодательства в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания. Помимо этого сообщено о необходимости обратиться в Территориальный отдел водных ресурсов по Республике Бурятия Енисейского БВУ для согласования Программы регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной и Схемы систем водопотребления и водоотведения.

Решение Министерства природных ресурсов Республики Бурятия о предоставлении водного объекта в пользование зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Государственном водном реестре №...

На основании п. 3 указанных Правил №384, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование осуществления хозяйственной деятельности на основании заявки и представленных документов, перечень которых определен в п. 5 Правил.

Подпунктом «б» пункта 5 Правил №384 предусмотрено, что при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности к заявке на согласование прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий отведения сточных вод), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

На основании п.п. 2, 8.1.15 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденном приказом Росрыболовства от 16.09.2013 № 683, согласование деятельности, оказывающей влияние на водные биоресурсы, на территории Республики Бурятия осуществляет указанное управление. Пунктом 4 Положения определено, что управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в соответствии с которым Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, их достаточность, а также определяется возможность проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, или необходимость проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор Улан-Удэнского отдела Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО5 суду пояснил, что ООО «Зун-Холба» в ... году на осуществление деятельности согласование не получило, без согласования ведение деятельности запрещено. Заявка подлежит рассмотрению Управлением в течение ... дней с момента обращения в отдел согласования.

Таким образом, согласование условий водопользования водного объекта Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и принятие решения Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства о согласовании деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, являются двумя разными процедурами, наличие которых необходимо в соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обязательным условием согласования является выполнение природоохранных мероприятий, условий водопользования, предусмотренных в решении о предоставлении водного объекта в пользование и соблюдения законодательства в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, на ООО "Зун-Холба" необходимо возложить обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исключить пользование водным объектом – ... в отсутствие оформленного в установленном законом порядке согласования действительности по сбросу сточных вод с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ООО «Зун-Холба» в доход государства госпошлина в размере ... рублей, от которой истец при подаче иска освобожден в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

                                Р Е Ш И Л:

Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к ООО "Зун-Холба" об обязании исключить пользование водным объектом удовлетворить.

Обязать ООО «Зун-Холба» (ОГРН ...) в течение ... (...) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исключить пользование водным объектом – ... в отсутствие оформленного в установленном законом порядке согласования действительности по сбросу сточных вод с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Взыскать с ООО «Зун-Холба» (ОГРН ...) в доход муниципального образования городского округа г. Улан-Удэ государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья                                     Б.Ж. Норбоева

2-2262/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Зун-Холба"
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Норбоева Баярма Жаргаловна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
11.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2022Передача материалов судье
15.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2022Подготовка дела (собеседование)
01.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее