По делу № 12-61/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чкаловск 12 сентября 2019 года
Судья Чкаловского районного суда Нижегородской области Короткова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Чкаловского районного суда Нижегородской области по адресу: г.Чкаловск, ул. Комсомольская, д.23, материалы дела об административном правонарушении и жалобу директора Катунского МУП ЖКХ на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу от 14 мая 2019 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, вынесенное в отношении должностного лица - директора Катунского МУП ЖКХ Воронцова Игоря Васильевича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> не привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу от 14 мая 2019 года должностное лицо - директор Катунского МУП ЖКХ Воронцов Игорь Васильевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяча) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, директор Катунского МУП ЖКХ Воронцов И.В. обратился в суд с жалобой об отмене постановления указывая, что согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи. В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или – возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Воронцов И.В., как директор Катунского МУП ЖКХ ранее не привлекался к административной ответственности. Своими действиями не причинил вред или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Какой-либо имущественный вред отсутствует. Просит о замене наказания за совершенное административное правонарушение с административного штрафа на предупреждение.
В постановлении № 06-232/2019 указано, что Катунское МУП ЖКХ не имеет правоустанавливающих документов на основании которых возникает право пользования поверхностными водами Горьковского водохранилища, происходит нелегитимное водопользование в части сброса сточных вод в Горьковское водохранилище, что не соответствует действительности. Биологические очистные сооружения (БОС) с.Катунки расположены на въезде в с. Катунки рядом с автодорогой напротив основной промплощадки Катунского механического завода. Ближайший жилой дом расположен к северу на расстоянии 120 м., расстояние до водозабора с. Катунки составляет 330 м. Сточная вода сбрасывается в овраг протяженностью 650 м, который проходит через с. Катунки.
Проверка в отношении Катунского МУП ЖКХ проведена с нарушениями процессуального порядка и ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так в частности, проверка проведена без согласования с органами прокуратуры, акт проверки не вручался, в отношении Воронцова И.В. Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области уже проводится плановая проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
В судебное заседание директор Катунского МУП ЖКХ Воронцов И.В. не явился, просит о рассмотрении дела в его отсутствие. На доводах жалобы настаивает.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу Макаров Д.А. в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте извещен надлежащим образом. От Департамента Росприроднадзора поступил отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, доводы отзыва на жалобу судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Как установлено из материалов дела, копия постановления по делу об административном правонарушении от 14.05.2019 года получена директором Катунского МУП ЖКХ Воронцовым И.В. 04.06.2019 года (л.д. 6). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана 14.06.2019 года (л.д. 2-3), то есть в соответствие с установленными сроками.
Судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в соответствие с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают на основании доказательств, то есть, любых фактических данных, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах, предусмотренных настоящим Кодексом, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелей, иных документах.
Статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими.
Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном занятии водного объекта или его части, использовании их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, водопользовании с нарушением его условий.
Как следует из материалов дела, в адрес Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу поступила информация из Верхне-Волжского Бассейнового Водного Управления с перечнем хозяйствующих субъектов осуществляющих нелегитимное водопользование в части сброса сточных вод в Горьковское водохранилище. Катунское МУП ЖКХ входит в указанный перечень, т.к. не имеет правоустанавливающих документов, на основании которых возникает право пользования поверхностными водными объектами, т.е. является самовольным водопользователем.
Катунское МУП ЖКХ использует водный объект акваторию Горьковского водохранилища для сброса сточных канализационных вод через очистные сооружения без оформленных надлежащим образом документов на право пользования акваторией водного объекта, тем самым допустив самовольное занятие водного объекта.
29.04.2019г. главным специалистом–экспертом отдела государственного экологического надзора, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу Щ.Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении № 06-232/2019 в отношении директора Катунского МУП ЖКХ Воронцова И.В.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Воронцова И.В., о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, административным органом извещено Катунское МУП ЖКХ по адресу: Нижегородская область, Чкаловский район, р.п. Катунки, д.5А посредством направления заказного письма с уведомлением, в адрес которого направлено уведомление (извещение) от 22.04.2019г. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается почтовым уведомлением.
14 мая 2019 года старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по ПФО М.Д.А. в отношении директора Катунского МУП ЖКХ Воронцова И.В. вынесено постановление о назначении административного наказания № 06-232/2019. Указанное постановление вынесено в отсутствие Воронцова И.В., при наличии от него заявления о рассмотрении дела без его участия.
Копия постановления о назначении административного наказания от 14.05.2019г. направлена Воронцову И.В. по адресу: <адрес>, что подтверждается сопроводительным письмом.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Положениями ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии со ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Анализ положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо, правомочное составлять протоколы об административных правонарушениях обязано известить (уведомить) лицо, привлекаемое к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административных правонарушениях в целях обеспечения возможности реализовать гарантии, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений, представление доказательств, заявление ходатайств, использование юридической помощи защитника.
Как следует из материалов дела, на составление протокола об административном правонарушении директор Катунского МУП ЖКХ Воронцов И.В. не явился, извещен почтовой корреспонденцией.
Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению о вручении, извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 29 апреля 2019 года на 12ч20мин., вручено Катунскому МУП ЖКХ 30 апреля 2019 года, т.е. на следующий день после составления протокола.
Сведений об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности каким-либо иным способом, материалы дела не содержат.
Таким образом, не представляется возможным сделать вывод о том, что при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку объективных данных, позволяющих сделать вывод о том, что Воронцов И.В. был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не имеется, что свидетельствует о том, что должностным лицом не созданы необходимые условия для реализации лицом, привлекаемым к административной ответственности, предусмотренных законом прав и не освобождало должностное лицо от обязанности извещения в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В связи с чем, протокол об административном правонарушении № 06-232/2019 от 29.04.2019г. не может быть использован в качестве доказательства по настоящему делу.
Как установлено ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Надлежащих доказательств, подтверждающих извещение Воронцова И.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вручение ему копии уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не имеется.
Несоблюдение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, что повлияло на законность принятого по делу постановления.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 названного Кодекса, составляет два месяца.
Положениями ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Воронцову И.В. инкриминировано самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий, правонарушение обнаружено 01.04.2019г., следовательно, срок привлечения к административной ответственности истек.
Как установлено п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Иные доводы жалобы не имеют правового значения, поскольку установленные по делу обстоятельства влекут отмену постановления и прекращение производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу Воронцова Игоря Васильевича на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу М.Д.А. от 14.05.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Катунского МУП ЖКХ Воронцова Игоря Васильевича - удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу М.Д.А. от 14.05.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Катунского МУП ЖКХ Воронцова И.В. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Катунского МУП ЖКХ Воронцова Игоря Васильевича, прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Чкаловский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В.Короткова. Решение не вступило в законную силу.