УИД: 56RS0N-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 13 апреля 2023 года
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Семиной О.В., при секретаре Коновалове М.И.,
с участием:
истца Лакомова А.В.,
представителя ответчика Дегтевой А.В.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля Управления пенсий № 2 ОСФР по Оренбургской области Якуповой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лакомова А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии, взыскании суммы недоплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Лакомов А.В. ... обратился в суд с названным иском к ОПФР по Оренбургской области, указав, что является получателем пенсии и ежемесячной социальной доплаты членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Законом № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей» воздушных судов гражданской авиации", размер которой за 250 месяцев до ... составлял ежемесячно 7490,68 руб., при том, что должен был составлять 11301,02 руб., которые он получает в настоящее время. Лакомов А.В. указал, что пенсионный орган не уведомил его ни о принятии данного закона, ни о возможности выбора периода для расчета среднего заработка, влияющего на увеличение размера доплаты. Лишь после его неоднократных обращений сумма доплаты увеличилась.
Истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму неосновательного обогащения – 1010867,96 руб. из расчета ежемесячной недоплаты в размере 3810,34 руб. за 250 месяцев и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1723261,72 руб., а всего - 2734129,68 руб.
Уточнив требования в ходе рассмотрения спора, истец просил суд произвести перерасчет доплаты к пенсии за период с 1 ноября 2001 года по 1 ноября 2022 года по коэффициенту 2,515, рассчитанному по справке из Казанского государственного архива; взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную сумму доплаты в размере 2948860,61 руб., в том числе основной долг – 1225598,89 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1723261,72 руб.
В исковом заявлении истец в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указал прокурора Ленинского района г. Оренбурга.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 декабря 2022 года № 326п ОПФР по Оренбургской области с 1 января 2023 года переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ГРН 2235600000030). При этом ОГРН и ИНН юридического лица остались прежними, следовательно не произошло выбытия юридического лица как стороны гражданского правоотношения, имело место его переименование.
В судебное заседание прокурор Ленинского района г. Оренбурга не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Дегтева А.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, указав, что оснований для перерасчета доплаты с даты её назначения не имеется.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 155-ФЗ от 27 ноября 2001 года "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155 утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Список) и Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - Правила).
В силу п. 8 Правил периоды работы в должностях, указанных в Списке, на воздушных судах гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, а при отсутствии этих документов или недостаточности содержащихся в них сведений - справками Федерального агентства воздушного транспорта по форме согласно приложению, выдаваемыми на основании соответствующих документов. Документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" размер доплаты к пенсии определяется по формуле: РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД), где
РД - размер доплаты к пенсии;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года - на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального закона; ЗР - среднемесячный заработок члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, исчисленный по его выбору за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы. Среднемесячный заработок подтверждается в отношении работы, осуществлявшейся до 1 января 2023 года, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, а также плательщиками взносов, а в отношении работы, осуществлявшейся после 1 января 2023 года, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (в ред. Федерального закона от 11 июня 2022 года N 182-ФЗ);
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; К - коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется доплата к пенсии. Коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа составляет 0,55. За каждый полный год, проработанный сверх указанной выслуги лет, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги увеличивается на 0,01, но не должен превышать 0,75. При выслуге от 20 до 25 лет у мужчин и от 15 до 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа при условии, что лица, замещающие указанные должности, имеют право на установление пенсии в связи с оставлением летной работы по состоянию здоровья, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при выслуге, недостающей до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, уменьшается на 0,02 за каждый год, в том числе неполный;
СВ - среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов (в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ);
СВД - сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода.
Назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке:
с 1 мая, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 января по 31 марта;
с 1 августа, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 апреля по 30 июня;
с 1 ноября, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 июля по 30 сентября;
с 1 февраля, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.
При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше 5.
Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода устанавливается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации ежеквартально и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии.
Обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, рассмотрение указанных обращений производятся в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что Лакомов А.В. в период с 25 июля 1983 года по 24 февраля 1992 года работал в должности второго пилота самолета Як 40 ... объединенного авиаотряда ... производственного объединения гражданской авиации, а со 2 марта 1992 года по 11 августа 1999 года в должности второго пилота самолета Ан-24 ... объединенного авиаотряда, переименованного с ... в Государственное унитарное авиапредприятие «...». Приказом N-Л от ... Лакомов А.В. уволен с летной работы ввиду несоответствия выполняемой работе состояния здоровья по причине производственной травмы на основании решения Центральной врачебно-летной экспертной комиссии, которой установлен факт утраты профессиональной трудоспособности.
Согласно справке о налете часов от ... в период с ... по ... налет часов Лакомова А.В. составил суммарно 6013,51 час. Стаж работы в летном составе гражданской авиации составил 25 лет 13 дней. Истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной ему на основании ст. 79 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
С ..., то есть с даты вступления в силу Федерального закона № 155-ФЗ ему выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии как члену летного экипажа воздушного судна гражданской авиации.
Размер доплаты определен на основании его среднемесячного заработка за 24 месяца летной работы, составляющего 1360,54 руб., в связи с чем отношение его заработка к среднемесячной заработной плате по стране (823,92 руб.) составило 1,651.
С целью проверки доводов истца о необоснованном применении коэффициента 1,651 при назначении доплаты, судом исследован подлинник пенсионного дела истца, которым подтверждено, что ... Лакомов А.В. обратился с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, представив одновременно заявление (сообщение) о том, что согласен на исчисление пенсии из заработка, имеющегося в пенсионном деле. При обращении с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган заявителем представлена справка о заработной плате, выданная руководителем Государственного унитарного авиапредприятия «...» от ... б/н, заверенная подписью главного бухгалтера, согласно которой заработная плата Лакомова А.В. составила за 1997 год: апрель – 963467 руб., май – 708655 руб., июнь – 819367 руб., июль 1305044 руб., август 1032839 руб., сентябрь – 991966 руб., октябрь - 991966 руб., ноябрь – 2572975 руб., декабрь – 1520180 руб., за 1998 год: январь – 1520,18 руб., февраль - 1520,18 руб., март – 1358,57 руб., апрель 1465,22 руб., май – 1472,33 руб., июнь – 1760,83 руб., июль 1662,92 руб., август – 1870,54 руб., сентябрь 1768,64 руб., октябрь 1254,34 руб., ноябрь 1718,21 руб., декабрь 1093,66 руб.; за 1999 год – 1093,66 руб., февраль - 1093,66 руб., март -1093,67 руб. Таким образом общий размер заработка за 24 месяца с учетом деноминации рубля составил 32653,07 руб., следовательно, размер среднемесячного заработка Лакомова А.В., сведения о котором были представлены им при назначении пенсии, был верно определен пенсионным органом в размере 1360,54 руб. (32653,07?24).
В справке от ... работодатель указал, что справка выдана на основании лицевых счетов, удержания в пенсионный фонд с начисленной суммы заработка производились. При этом работодатель отметил, что единовременные выплаты не включены, что соответствует правовому регулированию, согласно которому суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, определены ст. 422 НК Российской Федерации, из анализа которой следует, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков пособия, компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи и т.д.
При таких обстоятельствах суд признает правомерными доводы ответчика о том, что имевшиеся в материалах дела письменные доказательства, подтверждающие заработок истца за последние 24 месяца летной работы, заверенные надлежащим образом подписью и печатью работодателя, позволяли определить размер доплаты к пенсии на момент вступления в силу Федерального закона № 155-ФЗ; у пенсионного органа отсутствовали основания сомневаться в достоверности документа о заработке, в связи с чем не имелось и обязанности истребовать дополнительные документы.
Со справкой о заработке от ... истец как лицо, представившее соответствующие документы, должен был быть ознакомлен. Кроме того, Лакомов А.В. при должной степени заботливости и осмотрительности имел возможность ознакомится с материалами пенсионного дела или получить разъяснения о размере заработка, учитываемого при назначении доплаты, что им было сделано лишь в 2022 году.
Доводы истца о том, что он не писал заявление о выплате ему доплаты в связи с вступлением в силу Федерального закона № 155-ФЗ, что лишило его права на выбор наиболее выгодного варианта расчет доплаты, подлежат отклонению, поскольку ст. 3 Федерального закона № 155-ФЗ в редакции, действовавшей на момент вступления в силу закона, предусматривалось, что доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату пенсий; доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающим пенсию на дату вступления в силу настоящего Федерального закона, устанавливается с даты вступления в силу настоящего Федерального закона и выплачивается одновременно с выплатой пенсии.
Таким образом, в отношении лиц, получавших пенсию на момент вступления закона в силу и имевших право на получение доплаты, у пенсионного органа на основании прямого указания закона возникла обязанность назначить такую доплату на основании имеющихся документов. Само по себе получение доплаты к пенсии, учитывая опубликование закона для всеобщего ознакомления, являлось для получателя уведомлением о назначении такой доплаты, а при наличии сомнений давало ему право на обращение за разъяснениями; обязанности иным образом уведомлять получателей о назначении доплаты и о порядке её расчета, как и обязанности истребовать дополнительные документы без соответствующего заявления гражданина, закон не предусмотрел.
При отсутствии обязанности истребовать дополнительные доказательства о заработке пенсионера для расчета пенсии и социальной доплаты, пенсионный орган вместе с тем не лишен права проводить проверку представленных документов, а также по своей инициативе оказывать содействие гражданам в истребовании документов, необходимых для перерасчета доплаты к пенсии, размер который с очевидностью не является максимальным.
Судом установлено, что в целях оказания такого содействия ОПФР по Оренбургской области ... направило запрос об истребовании справки о заработке истца за период его работы с 1992 года по 1993 год в Оренбургском объединенном авиаотряде. Архивная справка от ... N-С за этот период поступила ..., однако размер заработка, указанный в справке, не повлиял на увеличение доплаты к пенсии.
... зарегистрировано обращение истца об оказании содействия в истребовании сведений о заработке за период его работы с 1983 года по 1992 год в ... объединенном авиаотряде в архиве Республики .... Архивные справки о заработной плате с 1983 года по 1992 год от ... N/з, N/з и от ... N/з и N/ поступили ... и ... соответственно. По поступившим справкам о заработной плате наиболее выгодным является период с декабря 1987 года по январь 1992 года работы в ... объединенном авиаотряде и с марта 1992 года по январь 1993 года в ... ... авиаотряде, что в общей сложности составляет 60 месяцев. За этот период среднемесячный заработок истца составил 4158,82 руб., а отношение к среднемесячной заработной плате по стране (1653,76 руб.) составило 2,515, что выше применяемого ранее коэффициента 1,651.
По заявлению Лакомова А.В. от ... о перерасчете размера доплаты к пенсии с учетом поступивших справок о заработной плате ... вынесено распоряжение о перерасчёте размера доплаты с ..., что соответствует ст. 2 Федерального закона № 155-ФЗ, согласно которой если обращение за перерасчетом размера доплаты к пенсии, влекущее перерасчет, произошло в период с 1 июля по 30 сентября, такой перерасчет производится с 1 ноября.
Материалами пенсионного дела истца подтверждено, что до ... он не обращался с заявлением о перерасчёте доплаты, сведения о заработке за период работы с декабря 1987 года по январь 1992 года в ... объединенном авиаотряде и с марта 1992 года по январь 1993 года в Оренбургском объединённом авиаотряде до августа 2022 года в материалах пенсионного дела отсутствовали.
Проверяя правильность исчисления размеров ежемесячной доплаты к пенсии, суд установил, что пенсионный орган в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и согласно нормам Федерального закона № 155-ФЗ ежегодно производил перерасчет доплаты к пенсии в соответствии с индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации в целях реализации этого Федерального закона.
В соответствии частью 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Однако, судом не установлено вины пенсионного органа в установлении доплаты Лакомову А.В. до ... без учета заработной платы за периоды с декабря 1987 года по январь 1992 года и с марта 1992 года по январь 1993 года, поскольку заявитель Лакомов А.В. не представил сведения о заработной плате за указанные периоды работы ни при подаче заявления о назначении пенсии в 1999 году, ни в последующем.
В силу действовавшего законодательства на день назначения истцу пенсии и доплаты к ней, обязанность по предоставлению документов для назначения и выплаты как пенсии, так и доплаты лежала на заявителе, на пенсионный орган обязанность истребовать сведения о заработной плате заявителя за все периоды его работы законом не возложена. Пенсионный орган оказывает содействие гражданину и истребует необходимые документы за период, указанный заявителем, а не за весь период работы.
Поскольку выплата социальной доплаты, не полученной пенсионером своевременно, за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком возможна только при установлении виновных действий пенсионного органа, а таковых судом не установлено, суд не усматривает оснований для взыскания как недополученной выплаты, так и процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что право истца на перерасчет размера пенсии пенсионным органом не нарушено, заявленные требования не могут быть удовлетворены судом, так как отсутствуют основания для судебной защиты по исковым требованиям истца.
При таких обстоятельствах, проанализировав все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194,199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Лакомова А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии, взыскании суммы недоплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение судом в окончательной форме принято 27 апреля 2023 года.
Судья ...
...
...
...
...