Дело № №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. (..) ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи (..)
при секретаре судебного заседания (..),
с участием представителя истца (..), действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика (..), действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (..), действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению (..) к администрации города Сочи об изменении вида разрешенного использования земельного участка и индивидуального жилого дома
установил:
Истец (..) обратился в Центральный районный суд г. (..) с иском к ответчику администрации города Сочи об изменении вида разрешенного использования земельного участка и индивидуального жилого дома.
Исковые требования мотивировал тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в УФРС по Краснодарскому краю №, он, (..), является сособственником земельного участка 22/23 общей долевой собственности с кадастровым № площадью 700 кв.м, находящегося по адресу: <адрес> и сособственником общей долевой собственности 22/23 индивидуального жилого дома с кадастровым № общей площадью 1141,9 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>
Желая реализовать свое право собственника использовать недвижимое имущество по своему усмотрению, он обратился в администрацию города Сочи с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка и назначения индивидуального жилого дома на нежилое (Предпринимательство код 4.0).
ДД.ММ.ГГГГ администрация города Сочи на его заявление об изменении разрешенного вида использования земельного участка и назначения жилого дома дала ответ, в котором указала, что порядок изменения назначения и критерии определения такой возможности в отношении зданий федеральным законом РФ не урегулирован. В связи с чем, изменить вид разрешенного использования жилого дома с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес> не представляется возможным.
Не согласившись с таким ответом он, (..), обратится в <адрес> в котором ему также отказали в удовлетворении заявления об изменении назначения земельного участка и вида использования здания.
Регистрационный орган в своих ответах указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Дополнительные сведения объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Для устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету изменений, необходимо представить документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования.
Отказ администрации города Сочи выдать документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования, а впоследствии отказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Центрального отдела г. (..) Управления Росреестра по Краснодарскому краю привело к правовой коллизии и, следовательно, лишило его возможности реализовать свои права собственника в области распоряжения недвижимым имуществом.
На основании изложенного просит суд изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым № и индивидуального жилого дома с кадастровым № на нежилое по классификатору «Предпринимательство» (Код 4.0), расположенные по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца по доверенности (..) исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Участвующий в судебном заседании представитель ответчика по доверенности (..) исковые требования не признала. Свои возражения мотивировала тем, что истец обращался в орган местного самоуправления по вопросу изменения вида разрешенного использования жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым № Заявителю было разъяснено, что порядок изменения назначения и критерии определения такой возможности в отношении зданий федеральным законом РФ не урегулирован, в связи с чем, изменить вид разрешенного использования жилого дома с кадастровым № не представляется возможным. Так как в настоящее время отсутствует административный регламент, устанавливающий порядок изменения вида разрешенного использования здания из жилого в нежилое, считает, что администрация г. (..) является ненадлежащим ответчиком.
Считает также, что истцом выбран неверный способ защиты своего права, так как решения органа местного самоуправления и управления Росреестра по Краснодарскому краю он не оспаривал.
На основании изложенного, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Участвующий в судебном заседании представитель третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности (..) оставила решение вопроса по данному делу на усмотрение суда.
Третье лицо (..) в назначенное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежаще. Представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
При таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, что не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав в судебном заседании все представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В (..) положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственным кадастровым учетом является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона о регистрации орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Согласно статьи 8 указанного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Сведения о виде разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения являются дополнительными сведениями об объекте недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в УФРС по Краснодарскому краю №, (..) является сособственником земельного участка 22/23 общей долевой собственности с кадастровым № площадью 700 кв.м, находящегося по адресу: <адрес> и сособственником общей долевой собственности 22/23 индивидуального жилого дома с кадастровым № общей площадью 1141,9 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>
Истец обратился в администрацию города Сочи с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка и назначения индивидуального жилого дома на нежилое (Предпринимательство код 4.0).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сочи на заявление истца об изменении разрешенного вида использования земельного участка и назначения жилого дома направлен ответ, из которого следует, что порядок изменения назначения и критерии определения такой возможности в отношении зданий федеральным законом РФ не урегулирован. В связи с чем, изменить вид разрешенного использования жилого дома с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес> не представляется возможным.
После чего ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Росреестр по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в котором содержится просьба об изменении вида разрешенного использования объекта недвижимости.
Центральным отделом г. (..) управления Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ истцу направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, в котором указано, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Для устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету изменений необходимо представить документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования.
Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1, 2 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Пункт 3 той же статьи указывает, что Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Вместе с тем, в (..) части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно пункту 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным и земельным законодательством, правилами землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать согласование прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, с одной стороны, и защищаемых законом прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, с другой стороны, установление между ними разумного и справедливого баланса.
Безусловно, решение о виде объекта недвижимости, подлежащего учету в связи с его образованием из существующего объекта, состоящего на кадастровом учете, принимается собственником такого объекта самостоятельно, но оно не может быть произвольным и должно согласовываться с назначением здания, с видом разрешенного использования земельного участка, с требованиями градостроительных регламентов и требований к предельным размерам земельных участков.
Такая обязанность следует из содержания статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющей собственнику право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не должны противоречить закону и иным правовым актам и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2).
Согласно действующим Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт (..), утвержденных (..) от ДД.ММ.ГГГГ №, выбранный вид разрешенного использования «Предпринимательство» не предусматривает расположение объекта капитального строительства с назначением «Жилой дом».
Согласно п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
С учетом совокупности указанных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований (..)
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований (..) к (..) об изменении вида разрешенного использования земельного участка и индивидуального жилого дома, полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Центрального
районного суда г. Сочи Г.В. Казимирова
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО
«СОГЛАСОВАНО»