Дело № 5-80/2023
УИД: 59RS0043-01-2023-000746-39
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
31 октября 2023 г. г. Чердынь
Судья Чердынского районного суда Пермского края Ярославцева К.В.,
при секретаре судебного заседания Фроловой Е.А.,
с участием должностного лица Мишулиной Я.А.,
лица в отношении, которого составлен протокол об административном правонарушении Чуриковой Р.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чуриковой Регины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, имеющей на иждивении четверых несовершеннолетних детей, хронических заболеваний, инвалидности не имеющей,
у с т а н о в и л:
в Чердынский районный суд Пермского края 31 октября 2023 г. поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Чуриковой Р.А.
В протоколе указано, что 27.10.2023 в 14:45 Чурикова Р.А., находясь в здании ГБУЗПК «Чердынская РБ», расположенному по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Яборова, 7а, с явными признакми опьянения, а именно смазанной речью, резким запахом алкоголя изо рта, неустойчивой шаткой походкой, неопрятным внешним видом, не выполнила законное требование сотрудника полиции - ст. о/у ОУР ФИО5 пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, Чурикова Р.А. ответила категорическим отказом, кричала, размахивала руками, закрылась в помещении туалета, не открывала дверь, тем самым воспрепятствовала исполнению своих служебных обязанностей в части исполнения процедуры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Чурикова Р.А. с протоколом была согласна, пояснила, что события того дня не помнит, т.к. была выпившая.
В судебном заседании должностное лицо пояснила, что в связи с появлением Чуриковой Р.А. в общественном месте - возле дома по адресу: <адрес> с признаками алкогольного опьянения, она была направлена на медицинское освидетельствование, от прохождения которого отказалась.
Изучив дело об административном правонарушении, заслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в неповиновении исключительно законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае Чуриковой Р.А. вменено невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Согласно пункт 6 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. ч. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон) законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 13 Закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются, в том числе, права направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ.
Статьей 27.12.1 КоАП РФ предусмотрена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении как медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Согласно ч. ч. 1 и 2 данной статьи лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 данной статьи о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В силу ч. 5 данной статьи протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
Аналогичная норма содержится в п. 7 Правил направления на медицинское освидетельствование лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 37.
По смыслу приведенных норм направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу, которая призвана гарантировать права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, совершенном в состоянии опьянения. Вышеприведенные положения возлагают на должностное лицо обязанность направить гражданина на медицинское освидетельствование для подтверждения соответствующего факта. Вместе с тем, на гражданина, в отношении которого возбуждено дело, не возлагается безусловная обязанность по прохождению медицинского освидетельствования, и он вправе от его прохождения отказаться. В последнем случае в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование делается соответствующая запись. Должностное лицо при этом вправе использовать иные средства доказывания для подтверждения факта опьянения, поскольку процессуальные права, предусмотренные ст. 27.12.1 КоАП РФ, были предоставлены административным органом гражданину, но не реализованы им по собственному усмотрению.
Исключение составляет случай, когда сотрудником полиции предъявлено законное требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача. Вместе с тем, невыполнение данного требования влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ.
В тоже время в представленных суду материалах об административном правонарушении каких-либо сведений, свидетельствующих о том, что Чурикова Р.А. до требования работников полиции о прохождении освидетельствования на состояние опьянения совершила какое-либо административное правонарушение, была привлечена к административной ответственности, в отношении нее возбуждено административное производство, не имеется. Само по себе отражение в рапорте и объяснениях сведений о том, что Чурикова Р.А. находилась в состоянии алкогольного опьянения, имела шаткую походку, резкий запах алкоголя изо рта, неопрятный внешний вид, невнятную речь при разговоре, не свидетельствует о свершении Чуриковой Р.А. административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что у сотрудника полиции имелись законные основания для предъявления требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, нет.
Протокол об административном правонарушении в отношении лица, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не отвечает требованиям закона, если в нем не указано, в связи с чем было предъявлено требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (с целью подтверждения факта совершения иного административного правонарушения, либо с целью обеспечения объективности рассмотрения другого дела об административном правонарушении). Отсутствие этих сведений не позволяет оценить законность предъявленного требования.
Также суд принимает во внимание, что представленный протокол № о направлении на медицинское освидетельствование на состоянии опьянения Чуриковой Р.А. составлен с нарушением установленного порядка, т.к. отсутствуют сведения о его вручении лицу, в отношении которого применена мера о направление на медицинское освидетельствование, сведений о том, что Чурикова Р.А. отказалась от получении указанного протокола в указанном протоколе также не содержится.
Из акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения № от 27.10.2023 следует, что Чурикова Р.А. отказалась от медицинского освидетельствования, вместе с тем ее отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения в рассматриваемом случае не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий неповиновение исключительно законному требованию сотрудника полиции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении в отношении Чуриковой Регины Александровны по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить за отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья К.В. Ярославцева
УИД: 59RS0043-01-2023-000746-39
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
31 октября 2023 г. г. Чердынь
Судья Чердынского районного суда Пермского края Ярославцева К.В.,
при секретаре судебного заседания Фроловой Е.А.,
с участием должностного лица Мишулиной Я.А.,
лица в отношении, которого составлен протокол об административном правонарушении Чуриковой Р.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чуриковой Регины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, имеющей на иждивении четверых несовершеннолетних детей, хронических заболеваний, инвалидности не имеющей,
у с т а н о в и л:
в Чердынский районный суд Пермского края 31 октября 2023 г. поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Чуриковой Р.А.
В протоколе указано, что 27.10.2023 в 14:45 Чурикова Р.А., находясь в здании ГБУЗПК «Чердынская РБ», расположенному по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Яборова, 7а, с явными признакми опьянения, а именно смазанной речью, резким запахом алкоголя изо рта, неустойчивой шаткой походкой, неопрятным внешним видом, не выполнила законное требование сотрудника полиции - ст. о/у ОУР ФИО5 пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, Чурикова Р.А. ответила категорическим отказом, кричала, размахивала руками, закрылась в помещении туалета, не открывала дверь, тем самым воспрепятствовала исполнению своих служебных обязанностей в части исполнения процедуры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Чурикова Р.А. с протоколом была согласна, пояснила, что события того дня не помнит, т.к. была выпившая.
В судебном заседании должностное лицо пояснила, что в связи с появлением Чуриковой Р.А. в общественном месте - возле дома по адресу: <адрес> с признаками алкогольного опьянения, она была направлена на медицинское освидетельствование, от прохождения которого отказалась.
Изучив дело об административном правонарушении, заслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в неповиновении исключительно законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае Чуриковой Р.А. вменено невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Согласно пункт 6 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. ч. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон) законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 13 Закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются, в том числе, права направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ.
Статьей 27.12.1 КоАП РФ предусмотрена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении как медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Согласно ч. ч. 1 и 2 данной статьи лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 данной статьи о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В силу ч. 5 данной статьи протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
Аналогичная норма содержится в п. 7 Правил направления на медицинское освидетельствование лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 37.
По смыслу приведенных норм направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу, которая призвана гарантировать права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, совершенном в состоянии опьянения. Вышеприведенные положения возлагают на должностное лицо обязанность направить гражданина на медицинское освидетельствование для подтверждения соответствующего факта. Вместе с тем, на гражданина, в отношении которого возбуждено дело, не возлагается безусловная обязанность по прохождению медицинского освидетельствования, и он вправе от его прохождения отказаться. В последнем случае в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование делается соответствующая запись. Должностное лицо при этом вправе использовать иные средства доказывания для подтверждения факта опьянения, поскольку процессуальные права, предусмотренные ст. 27.12.1 КоАП РФ, были предоставлены административным органом гражданину, но не реализованы им по собственному усмотрению.
Исключение составляет случай, когда сотрудником полиции предъявлено законное требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача. Вместе с тем, невыполнение данного требования влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ.
В тоже время в представленных суду материалах об административном правонарушении каких-либо сведений, свидетельствующих о том, что Чурикова Р.А. до требования работников полиции о прохождении освидетельствования на состояние опьянения совершила какое-либо административное правонарушение, была привлечена к административной ответственности, в отношении нее возбуждено административное производство, не имеется. Само по себе отражение в рапорте и объяснениях сведений о том, что Чурикова Р.А. находилась в состоянии алкогольного опьянения, имела шаткую походку, резкий запах алкоголя изо рта, неопрятный внешний вид, невнятную речь при разговоре, не свидетельствует о свершении Чуриковой Р.А. административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что у сотрудника полиции имелись законные основания для предъявления требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, нет.
Протокол об административном правонарушении в отношении лица, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не отвечает требованиям закона, если в нем не указано, в связи с чем было предъявлено требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (с целью подтверждения факта совершения иного административного правонарушения, либо с целью обеспечения объективности рассмотрения другого дела об административном правонарушении). Отсутствие этих сведений не позволяет оценить законность предъявленного требования.
Также суд принимает во внимание, что представленный протокол № о направлении на медицинское освидетельствование на состоянии опьянения Чуриковой Р.А. составлен с нарушением установленного порядка, т.к. отсутствуют сведения о его вручении лицу, в отношении которого применена мера о направление на медицинское освидетельствование, сведений о том, что Чурикова Р.А. отказалась от получении указанного протокола в указанном протоколе также не содержится.
Из акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения № от 27.10.2023 следует, что Чурикова Р.А. отказалась от медицинского освидетельствования, вместе с тем ее отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения в рассматриваемом случае не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий неповиновение исключительно законному требованию сотрудника полиции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении в отношении Чуриковой Регины Александровны по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить за отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья К.В. Ярославцева