Дело № 12-243/2022
РЕШЕНИЕ
12 августа 2022 года г. Ялта
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым (298600, Республика Крым, г. Ялта, ул. Дмитриева, д. 4) Смирнов Сергей Григорьевич,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Коновалова А. А. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Ялте УФССП России по Республике Крым ФИО от 29 декабря 2021 года о привлечении Лёвиной Дарьи Александровны к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего судебного пристава ОСП по г. Ялте УФССП России по Республике Крым ФИО от 29 декабря 2021 года Лёвина Д. А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в сумме 1 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник Лёвиной Д. А. подал жалобу, в которой просит отменить постановление, поскольку решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 марта 2020 года и исполнительный лист, выданный на его основании, содержат описку в указании адреса расположения спорных объектов, в связи с чем отсутствует возможность его исполнения. Полагает, что в действиях Лёвиной Д. А., отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Лёвина в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом.
Защитник, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Статья 25.1 КоАП РФ предусматривает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если лицо извещено в установленном законом порядке о дате, времени и месте составления протокола.
Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться в присутствии лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, поскольку должностное лицо, составляющее протокол, обязано предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать его права, в частности, право на ознакомление с протоколом, право на представление доказательств, объяснений, возражений, замечаний к содержанию протокола, право на обжалование действий должностного лица и пр.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не является нарушением только в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Извещение может считаться надлежащим, если получено лицом, привлекаемым к административной ответственности, заблаговременно до даты составления протокола, с таким расчетом, чтобы у лица имелась возможность не только направить представителя для участия в составлении протокола, но и подготовить аргументированные возражения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные процессуальные требования проигнорированы должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что свидетельствует о нарушении права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, как следует из материалов дела об административном правонарушении, определением от 18 декабря 2021 года назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 29 декабря 2021 года на 10 часов 20 минут. Копия указанного определения направлена Лёвиной Д. А. 21 декабря 2021 года и, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29890164111545, было получено адресатом 04 января 2022 года.
Из чего следует, что Лёвина Д. А. не была уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что нарушает её право на защиты и является основанием для отмены обжалуемого постановления в не зависимости от доводов жалобы.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, является недопустимым и не может быть положен в основу постановления по делу.
Недопустимость протокола об административном правонарушении влечет вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены обжалуемого постановления и прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Коновалова А. А. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Ялте УФССП России по Республике Крым ФИО от 29 декабря 2021 года о привлечении Лёвиной Дарьи Александровны к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ удовлетворить частично.
Постановление от 29 декабря 2021 года начальника отделения по г. Ялта УФССП России по Республике Крым – старшего судебного пристава ФИО о привлечении Лёвиной Дарьи Александровны к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья С. Г. Смирнов