Решение по делу № 2-387/2024 от 10.07.2024

дело № 2-387/2024

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                 именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 сентября 2024 года                                                 г. Мензелинск РТ

Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Дияровой Л.Р., при секретаре Лаврентьевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Мензелинского муниципального района РТ об обязании устранить допущенные нарушения прав льготной категории граждан,

                                                  УСТАНОВИЛ:

<адрес> РТ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Мензелинского муниципального района РТ об обязании устранить допущенные нарушения прав льготной категории граждан. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> Республики Татарстан в феврале 2024 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан. Образованные земельные участки, расположенные на территории Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, предоставлены 810 многодетным семьям. ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое признано законным и обоснованным. В направленном в адрес прокурора ответе указано на принятие мер к устранению выявленных нарушений. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вопреки требованиям законодательства органами местного самоуправления муниципального района не принято надлежащих мер к созданию инфраструктуры, необходимой для нормальной жизнедеятельности, а именно: не организовано электроснабжение, газоснабжение, водоотведение, водоснабжение в 10 земельных участках в сельских поселениях района, 203 земельных участках в мкр. Садак, 9 земельных участках в <адрес> и вовсе не организовано устройство автомобильных дорог местного значения, что не позволяет многодетным семьям осуществлять строительство на предоставленных земельных участках, а также лишает граждан указанной категории реализовать гарантированные им законом меры социальной поддержки. С момента предоставления указанным выше семьям земельных участков прошло более четырех лет. Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение длительного периода времени, превышающего разумные сроки, исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района должных мер для обеспечения данных земельных участков, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.

В судебном заседании старший помощник прокурора Нургалиев Р.Р. поддержал требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просит удовлетворить заявление в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Петрова А.В. в судебном заседании заявленные требования прокурора признала в полном объеме.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (ч. 1 ст. 7), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (ч. 1 ст. 38, ст. 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012       постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с абз. 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшим с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, и подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, дополненным и действующим с ДД.ММ.ГГГГ, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.

Аналогичная норма отражается и в пункте 3 статьи 32 Земельного кодекса Республики Татарстан.

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (п.п. «а» п. 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).

Исходя из этого, Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило приказом от ДД.ММ.ГГГГ Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Как установлено в судебном заседании, образованные земельные участки, расположенные на территории Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, предоставлены 810 многодетным семьям (л.д.8).

В феврале 2024 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий по снабжению земельных участков многодетных семей необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой (л.д.14-16).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое исполнительным комитетом района рассмотрено и признано законным и обоснованным. В направленном в адрес прокурора ответе указано на принятие мер к устранению выявленных нарушений (л.д.17-18).

Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вопреки требованиям законодательства органами местного самоуправления муниципального района не принято надлежащих мер к созданию инфраструктуры, необходимой для нормальной жизнедеятельности, а именно: не организовано электроснабжение газоснабжение, водоотведение, водоснабжение в 10 земельных участках в сельских поселениях района, 203 земельных участках в мкр. Садак, 9 земельных участках в <адрес> и вовсе не организовано устройство автомобильных дорог местного значения, что не позволяет многодетным семьям осуществлять строительство на предоставленных земельных участках, а также лишает граждан указанной категории реализовать гарантированные им законом меры социальной поддержки.

С момента предоставления указанным выше семьям земельных участков прошло более четырех лет.

Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение длительного периода времени, превышающего разумные сроки, исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района должных мер для обеспечения данных земельных участков, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.

В соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относится организация на территории района обеспечения его жителей инженерной инфраструктурой.

Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Бездействие органа местного самоуправления влечет существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, нарушает жилищные права многодетных семей, относящихся к льготной категории граждан, круг лиц которых заранее определить не представляется возможным, поскольку многодетные семьи, которым предоставлены земельные участки имеют право их отчуждать, создает препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению и является незаконным.

Многодетные семьи не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, в связи с материальным положением не могут оплатить услуги адвоката, не имеют юридического образования.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в сфере обеспечения права граждан на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Таким образом, исковые требования прокурора <адрес> Республики Татарстан следует удовлетворить, следует обязать исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав льготной категории граждан – многодетных семей Мензелинского муниципального района Республики Татарстан путем обеспечения подключения предоставленных земельных участков, для индивидуального жилищного строительства расположенных на территории Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, к сетям инженерно-технического обеспечения (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение), подъездными и внутриквартальными дорогами.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194, 198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                        РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Татарстан удовлетворить.

Обязать исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав льготной категории граждан – многодетных семей Мензелинского муниципального района Республики Татарстан путем обеспечения подключения предоставленных земельных участков, для индивидуального жилищного строительства расположенных на территории Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, к сетям инженерно-технического обеспечения (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение), подъездными и внутриквартальными дорогами.

           На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Мензелинский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2024 года.

       Судья                                                               Л.Р. Диярова

Решение вступило в законную силу _____________________2024 года

       Судья                                                               Л.Р. Диярова

2-387/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Мензелинского района
Ответчики
Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района РТ
Другие
Петрова Антонина Валерьевна
Суд
Мензелинский районный суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
menzelinsky.tat.sudrf.ru
10.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2024Передача материалов судье
11.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Судебное заседание
09.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2024Дело оформлено
10.10.2024Дело передано в архив
09.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее