№ 2-219/2023
24RS0037-01-2022-002088-03
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2023 года г. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи: Хобовец Ю.А.,
с участием старшего помощника Назаровского межрайонного прокурора:
Кирильчук О.П.,
при секретаре: Мустафиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести комплекс мероприятий по установлению на местности границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 обратился в суд с иском, с учетом уточнения, в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести комплекс мероприятий по установлению на местности границ земельного участка. Требования мотивированы тем, что 22 военной прокуратурой армии, войсковой частью 56681 проведена проверка исполнения в соединении – войсковая часть 32441 требований законодательства о сохранности государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны. Установлено, что на балансовом учете ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» и передаточного акта от ФГКЭУ «63 Эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 63630) Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ находится объект недвижимого имущества – земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № (п. 59 приложения № передаточного акта) с адресным ориентиром: <адрес>. На указанном земельном участке дислоцировано подразделение войсковой части 32441 (подвижной командный пункт, приказ начальника Ужурского местного гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земельных участков, расположенных на территории Ужурского гарнизона в 2021 году»). Ранее проведенной 22 военной прокуратурой армии проверкой установлено, что границы земельного участка военного городка № (подвижный командный пункт войсковой части 32441), расположенного вблизи населенного пункта <адрес>, находящегося на балансе ФГКУ «СибТУИО», в соответствии с действующим законодательством не установлены. По результатам проверки начальнику ФГКУ «СибТУИО» Минобороны Российской Федерации внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), которое рассмотрено, при этом нарушения законодательства не устранены. Ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации и подчиненным ФГКУ «СибТУИО» обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания и надлежащего оформления принадлежащих ему объектов недвижимости, влечет нарушение законодательства Российской Федерации, а также создает предпосылки к незаконному вовлечению (отчуждению) земель обороны в хозяйственный оборот со стороны муниципальных органов власти, организаций, физических лиц ввиду отсутствия границ земельного участка. С учетом изложенного, просят обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка № (подвижный командный пункт войсковой части 32441) с кадастровым номером <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с адресным ориентиром: населенный пункт <адрес>.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В ранее направленном пояснении на исковое заявление указал, что земельный участок с кадастровым номером № состоит на учете ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения, границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Согласно Уставу Учреждения, к полномочиям Учреждения отнесены лишь вопросы формирования перечней объектов недвижимого имущества Вооруженных сил для включения в государственные контракты по оформлению кадастровой документации на объекты недвижимого имущества. При этом ввиду значительного количества земельных участков, в отношении которых необходимо проведение кадастровых работ и ограниченного финансирования на их проведение, приоритетность включения тех или иных объектов в государственный контракт (по решению судов, полигоны) определяет Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, исполняющий полномочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем, Учреждением в рамках имеющихся полномочий, сформирован перечень используемых земельных участков в/ч 32441 (в том числе земельный участок с кадастровым номером №), указанный перечень земельных участков с приложением расчета НМЦК направлен в Департамент военного имущества Минобороны России исх. №дсп от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения вопроса о включении участков в государственный контракт на 2023-2024 г.г.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте судебного заседании надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, не возражающего против рассмотрения дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель истца старший помощник Назаровского межрайонного прокурора Кирильчук О.П., действующая по поручению военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковой части 56681, в судебном заседании поддержала заявленные требовании по доводам изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. ст. 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, права собственника и обязанности, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частями 1, 2 и 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно положениям п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В соответствии Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.09.2020 N 444 «Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации» выполнение указанных выше функций возложено на Департамент и его структурные подразделения.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 22 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56681 проведена проверка исполнения законодательства о сохранности государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны.
На балансовом учете ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» и передаточного акта от ФГКЭУ «63 Эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 63630) Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ находится объект недвижимого имущества – земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № (п. 59 приложения № передаточного акта) с адресным ориентиром: <адрес>.
Согласно выписки из ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № (ранее присвоенный №) местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ передан в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», граница указанного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Указанный земельный участок закреплен за подвижным командным пунктом войсковой части 32441 Ужурского местного гарнизона, что следует из приказа начальника Ужурского местного гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земельных участков, расположенных на территории Ужурского гарнизона в 2021 году».
Сведений, что граница вышеуказанного земельного участка в настоящее время установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу, что данные нарушения со стороны Министерства обороны Российской Федерации до настоящего времени не устранены.
Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований. При этом суд исходит из того, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации и подчиненным ему ФГКУ «Сибирское ТУИО» обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания и надлежащего оформления принадлежащего ему земельного участка, расположенного вблизи населенного пункта <адрес>, влечет нарушение законодательства Российской Федерации, и, как следствие, угрозу безвозвратной утраты земель обороны, планируемых к использованию для обеспечения обороноспособности государства. В результате отсутствия должного контроля за указанным объектом недвижимости и бездействия в защите государственных интересов со стороны должностных лиц ФГКУ «Сибирское ТУИО» создаются предпосылки к незаконному вовлечению земель обороны в хозяйственный оборот.
Устанавливая срок для проведения комплекса мероприятий по заключению государственного контракта на оказание услуг по осуществлению кадастровых работ на земельный участок, суд учитывает, что кадастровые работы в отношении земельных участков, используемых для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, проводятся в рамках государственных контрактов, заключаемых Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», со специализированными организациями, на основании перечней, представляемых балансодержателями земельных участков, и в пределах выделенных лимитов бюджетных средств, доводимых на соответствующие цели с учетом приоритетов, определяемых командованиями военных округов, видов (родов) войск и заинтересованными органами военного управления. Таким образом, комплекс указанных мероприятий не может быть произведен Министерством обороны Российской Федерации незамедлительно, требует финансирования, проведения конкурса и различных согласований.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в рамках имеющихся полномочий сформирован перечень используемых земельных участков № (в том числе земельный участок с кадастровым номером № указанный перечень земельных участков с приложением расчета НМЦК направлен в Департамент военного имущества Минобороны России исх. №дсп от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения вопроса о включении участков в государственный контракт на 2023-2024 г.г., суд полагаем необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенной обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для осуществления всего комплекса мероприятий в отношении земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести комплекс мероприятий по установлению на местности границ земельного участка удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка № (подвижной командный пункт войсковой части 32441) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., с адресным ориентиром: населенный пункт <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Подписано председательствующим.
Мотивированное решение составлено 07 марта 2023 года.
Копия верна.
Судья: Хобовец Ю.А.