Решение по делу № 2а-2689/2020 от 22.06.2020

Дело № 2а-2689/2020

УИД: 42RS0009-01-2020-004689-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В.,

при секретаре Дедовой С.С.,

с участием помощника судьи Корневой А.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

с участием представителя административного ответчика Каравай Т.В.

19 августа 2020 года

административное дело по административному исковому заявлению Нагапетяна Г.С. к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, ГУ МВД России по Кемеровской области о признании незаконным решений, обязании устранить нарушение прав истца,

У С Т А Н О В И Л :

Нагапетян Г.С. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением к Министерству юстиции РФ, Управлению Министерства юстиции РФ по Кемеровской области – Кузбассу, ГУ МВД России по КО о признании незаконным решений, обязании устранить нарушение прав истца.

Требования мотивированы тем, что Нагапетян Г.С. родился **.**.**** года рождения в ... .... В 1993 году с родителями переехал на постоянно место жительство в .... С 1998 по 2008 г.г. обучался в .... В 2010 г. окончил обучение в .... В 2013 году был зарегистрирован и проживал по адресу: ....

С **.**.**** по **.**.**** отбывал наказание в ... по ч... УК РФ

**.**.**** в отношении административного истца Министерством юстиции РФ было издано распоряжение ### «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождения из мест лишения свободы». Об указанном распоряжении административному истцу стало известно **.**.****.

**.**.**** ГУ МВД России по КО в соответствии п.п. 11,12 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» принято решение о депортации Нагапетяна Г.С. **.**.**** года рождения.

Административный истец полагает, что распоряжение о нежелательности пребывания в РФ в отношении него незаконно и подлежит отмене, поскольку судимость была снята в установленном законом порядке и все правовые последствия аннулированы. Дальнейшее сохранение действия распоряжения о нежелательности его пребывания в РФ противоречит нормам международного права. Кроме того, в России, у административного истца проживают близкие родственники - мать и родная сестра.

Также административный истец считает незаконным решение о его депортации, в связи с тем, что согласно справке от **.**.**** он не получал национальный паспорт, по прописке и выписке не значится, соответственно не является гражданином респ. Армении.

На основании изложенного Нагапетян Г.С. просит признать распоряжение ### от **.**.**** «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождения из мест лишения свободы» и решение о его депортации незаконными. И восстановить попущенный срок для подачи настоящего искового заявления.


Административный истец Нагапетян Г.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, содержится в ГУ МВД России по КО ЦВСИГ.

Представители административных ответчиков Министерства юстиции Российской Федерации, Управления министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращались.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по КО – Каравай Т.В., действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании п.п.1, 2 ч.9 ст.220 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии с ч.1 статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из административного искового заявления, с оспариваемым распоряжением Министерства юстиции РФ от **.**.**** ### Нагапетян Г.С. ознакомлен **.**.**** Административное исковое заявление направлено в суд почтовой связью **.**.**** (л.д. 31).

Таким образом, установленный срок для обращения Нагапетяна Г.С. с административным исковым заявлением истцом не пропущен, заявленные им требования подлежат рассмотрению по существу.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.

Ч. 2 ст. 27 Конституции РФ установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Согласно ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 г. № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» Министерство юстиции РФ входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Полномочия Министерства юстиции РФ по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, содержатся в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 года №1313.

В судебном заседании установлено, что **.**.**** Ленинским районным судом г. Кемерово Нагапетян Г.С. осужден по ... УК РФ к 5 годам лишения свободы.

**.**.**** в отношении Нагапетяна Г.С. Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение ### «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» (л.д. 56).

Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов является одним из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 № 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ей преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течении разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе общественной опасностью за виновное поведение. Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов. Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Ничто не освобождает иностранного гражданина от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.

При разрешении настоящего административного дела суд приходит к выводу о том, что само по себе наличие у Нагапетяна Г.С. непогашенной судимости, за совершение в России тяжких преступлений, является достаточным основанием для принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации.

Рассматривая довод административного истца, что в России проживают его близкие родственники – мать и родная сестра, а принятое распоряжение Минюста РФ от **.**.**** о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации нарушает его право на семейную жизнь, суд полагает, что достаточных данных, свидетельствующих о возможности распространения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод на возникшие правоотношения, не имеется.

Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 г. N 628-О).

Проживание на территории Российской Федерации родственников административного истца, не может быть расценено, как достаточное доказательство, подтверждающее несоразмерное вмешательство государства в личную и семейную жизнь заявителя, а также не является преградой для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на территории данного государства или высылки данного лица с территории этого государства.

Учитывая указанные обстоятельства, исковые требования Нагапетяна Г.С. о признании распоряжения Министерства юстиции РФ ### от **.**.**** «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождения из мест лишения свободы» являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования административного истца о признании решения ГУ МВД России по КО от **.**.**** о депортации Нагапетяна Г.С. суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Как установлено судом, Нагапетян Г.С. **.**.**** осужден Ленинским районным судом г. Кемерово по ... РФ к 5 годам лишения свободы. Отбывал наказание в ... России по КО.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что решение ГУ МВД России по Кемеровской области о депортации Нагапетяна Г.С. было принято в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством Российской Федерации и находится в прямой зависимости от вынесенного Министерством юстиции Российской Федерации распоряжения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Оценивая изложенное в совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Нагапетяна Г.С. к Министерству юстиции РФ, Управлению Министерства юстиции РФ по Кемеровской области – Кузбассу, ГУ МВД России по КО о признании незаконным распоряжения от **.**.**** ### о нежелательности пребывания (проживания) в РФ и решения о его депортации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд


Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Нагапетяна Г.С. к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, о признании незаконным распоряжения ### от **.**.**** о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации; к ГУ МВД России по Кемеровской области признании незаконным решения от **.**.**** о депортации, отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение изготовлено 23.08.2020 г.

Судья Гречановская О.В.


4

2а-2689/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Нагапетян Гегам Суренович
Ответчики
ГУ МВД России по Кемеровской области
Министерство юстиции Российской Федерации по Кемеровской области
Министерство юстиции Российской Федерации
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Гречановская О.В.
Дело на сайте суда
centralniy.kmr.sudrf.ru
22.06.2020Регистрация административного искового заявления
22.06.2020Передача материалов судье
24.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2020Подготовка дела (собеседование)
06.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2020Судебное заседание
06.08.2020Подготовка дела (собеседование)
06.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее