Решение по делу № 8Г-6281/2022 [88-7119/2022] от 24.02.2022

I инстанция - Старовойтова Е.Ю.

II инстанция – Новикова О.А., Фролова Л.А. (докладчик), Салтыкова Л.В.

Дело № 88-7119/2022

     2-1584/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    

19 апреля 2022 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Анненковой К.К.,

судей Лысовой Е.В., Долговой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чубенко Анастасии Анатольевны к Департаменту труда и социальной защиты г.Москвы об обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих жилищному обеспечению на территории РФ,

по кассационной жалобе представителя ГБУ Центр «Содействие» Хмелевой Т.А. и представителя Департамента труда и социальной защиты г.Москвы Чернышовой Ю.Б. на апелляционное определение Московского городского суда от 26 октября 2021 года,

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К., выслушав представителей ответчиков Хмелевой Т.А., Чернышевой Ю.Б., поддержаших доводы кассационной жалобы,

установила

Чубенко А.А., ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании незаконным отказа во включении в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением по новому месту жительства, обязании включить её в такой список в г. Москва.

В обоснование заявленных требований указала, что относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Бурятия. В настоящее время с июня 2020 вышла замуж, проживает и зарегистрирована по месту жительства в чужом жилом помещении на территории города Москвы, в связи с чем обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Москве, и исключении из списка на территории Республики Бурятия, однако ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы. Данный отказ считает незаконным, поскольку в связи с переменой места жительства она имеет право на включение в соответствующий список в городе Москве.

Просила суд признать незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы во включении Чубенко А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.

Решением Басманного районного суда г. Москвы от 28 апреля 2021 г. в удовлетворении иска Чубенко Анастасии Анатольевны к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании отказа незаконным, обязании включить в список отказано.

Апелляционным определением Московского городского суда от 26 октября 2021 г., решение Басманного районного суда г.Москвы от 28 апреля 2021 г. отменено, постановлено новое решение, которым признн незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы во включении Чубенко Анны Анатольевны в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, на департамент Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы возложена обязанность включить Чубенко Анну Анатольевну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.

В кассационной жалобе третьего лица ГБУ г. Москвы Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства «Содействие» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ Центр «Содействие)» содержится просьба об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, полагает, что право на обеспечение жильем возникает по достижении 18 летнего возраста ребенком-сиротой, следовательно у субъекта по месту жительства на такой момент возникает обязанность обеспечения жильем, до 18 лет истец не имела места жительства в г.Москва, Законом г. Москвы № 61 предусмотрено предоставление жилья сиротам, чьи местом жительства при первичном выявлении и устройстве в приемную семью являлась Москва либо закончилось пребывание в учреждении в г. Москва, либо Москва являлась местом жительства опекуна, перемена места жительства после 18 лет не имеет правового значения.

В кассационной жалобе Департамент труда и социальной защиты г. Москвы аналогичные требования заявляет.

В возражениях истец просит оставить апелляционное определение без изменения.

В судебное заседание кассационного суда истец Чубенко А.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, ее ходатайство об отложении дела на указанные ею иные даты, оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием указания на причины, объективно препятствующие участию в рассмотрении дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке в силу части 1 статьи 379.7 ГПК РФ являются неправильное применение или нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов установленным обстоятельствам дела, однако указанные заявителями кассационной жалобы доводы о таких нарушениях судов второй инстанции не свидетельствуют.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Чубенко (до брака Гончарова) А.А., <данные изъяты>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением председателя района Шохмансур Республики Таджикистан от 5 мая 2011 г. № 116 над Гончаровой А.А. установлена опека с назначением опекуна Карповой И.В., проживающей по адресу: <адрес>

Распоряжением администрации Октябрьского района Республики Бурятии от 10 октября 2012 г. № 1157 Гончарова А.А. поставлена на учет по адресу фактического проживания совместно с опекуном: <адрес>, опекун с 8 декабря 2015 г., Чубенко А.А. с 13 января 2016 г. зарегистрированы по адресу: <адрес>

Согласно справке Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта от 1 декабря 2014 г. Гончарова А.А. являлась студентом 2 курса.

Распоряжением администрации Октябрьского района Республики Бурятии от 16 мая 2016 г. Гончарова А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда.

Из письма администрации Октябрьского района Республики Бурятия от 18 мая 2016 г. следует, что Гончарова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

21 июня 2019 г. Гончарова А.А. зарегистрировала брак с Чубенко Е.А., ей присвоена фамилия Чубенко, 26 августа 2019 г. у нее родился сын Чубенко А.Е.

С 14 июля 2020 г. Чубенко А.А. проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: г<адрес>, собственниками квартиры по 1/2 доле в праве собственности являются Чубенко Е.В. и Зыкина С.А.

27    июля 2020 г. истец Чубенко А.А. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в удовлетворении требований отказал, указав на отсутствие оснований, предусмотренных Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61, поскольку Чубенко А.А. на момент принятия на учет в качестве сироты постоянного места жительства в г. Москва не имела и подлежит обеспечению жильем в р. Бурятия по месту принятия на учет.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на момент возникновения права на обеспечение благоустроенным специализированным жилым помещением место жительства Чубенко А.А. находилось на территории Республики Бурятия, а потому у нее не возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда в городе Москве в соответствии с подп. 1-3 ст. 13 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61, а само по себе проживание истца на территории города Москвы после достижения совершеннолетия не может служить основанием для признания за ней права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы.

Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, применив положения статей 40 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федераци, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указал на то, что Чубенко А.А. на территории р. Бурятия специиализированным жилым помещением на момент изменения места жительства в июле 2020 года на г. Москва не была обеспечена, а поскольку единственным критерием для определения места обеспечения жильем ребенка-сироты является его место жительства, независимо от изменения места жительства после достижения совершеннолетия, обязанность обеспечения права истца на специализированное жилое помещение должна быть возложена на соответствующие органы опеки по новому месту жительства истца, для чего должен быть разрешен вопрос об исключении истца из Списка в р. Бурятии и включении в Список в г. Москва.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований для несогласия с выводами суда апелляционной инстанции, исправившего в пределах полномочий, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ допущенную судом первой инстанции ошибку при разрешении спора, не находит.

Доводы кассационной жалобы ответчиком сведены к иному ошибочному толкованию норм материального права, которые судом апелляционной инстанции применены правильно.

Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 3 статьи 8 указанного федерального закона порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 8).

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила с соблюдением порядка введения в действие.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (пункт 1 Правил).

Федеральный закон N 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).

Как следует из содержания пункта 1 Правил, они распространяются и на указанных лиц.

Положению подпункта 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, закрепляющему, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка при включении их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства, соответствует пункт 20 Правил, устанавливающий, что дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ о поддержке детей-сирот.

Из анализа приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Правила соответствуют статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ в части обеспечения лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Доводы кассационной жалобы ответчиков о том, что на основании указанной нормы Правил, а также разъяснений Правил Минпросвещения России от 23.06.2020 , Чубенко А.А. лишена права на подачу заявления об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и о включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в связи с отсутствием в пункте 23 Правил указания, каким образом подают соответствующее заявления лица, достигшие возраста 23 лет, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку такое право за ней закреплено в Федеральном законе N 159-ФЗ и в соответствии с этим законом в пункте 20 Правил, а п.23, устанавливающий перечень лиц, которые вправе такие заявления подавать, не может толковаться иначе, как в совокупности с иными положениями Правил.

Как следует из решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2022 года № АКПИ21-1026 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев первого, второго,третьего пункта 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попчеения родителей..», пункт 23 Правил регулирует процедуру подачи заявления, уточняя при этом, что при наличии полной дееспособности и достижения возраста 18 лет с заявлением дети-сироты и лица из числа детей-сирот вправе обратиться с заявлением самостоятельно.

Вопреки доводам заявителей кассационной жалобы, в числе оснований, по которым уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решения об отказе в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, установленных пунктом 35 Правил, такое основание, как достижение ребенком-сиротой или ребенком из числа детей-сирот определенного возраста, отсутствует.

При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции в полной мере соответствуют, как требованиям материального закона, так и установленным применительно к данному спору обстоятельствам дела, нарушений норм гражданского процессуального права также не допущено, в связи с чем в кассационном порядке по доводам кассатора апеллячционное определение отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

апелляционное определение Московского городского суда от 26 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГБУ Центр «Содействие» Хмелевой Т.А. и представителя Департамента труда и социальной защиты г.Москвы Чернышовой Ю.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

8Г-6281/2022 [88-7119/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Чубенко Анастасия Анатольевна
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты г.Москвы
Другие
ГБУ Центр "Содействие"
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Анненкова Кира Константиновна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
19.04.2022Судебное заседание
19.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее