Дело №2а-548/2019
24RS0003-01-2019-000964-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2019 г. п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Алексейцева И.И.,
с участием представителя административного истца Лысака А.В. - Витютнева Д.В.,
при секретаре Власовой Л.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Лысака ФИО7 к администрации Балахтинского района Красноярского края о признании незаконным и отмене решения главы администрации Балахтинского района Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности по перераспределению земель,
У С Т А Н О В И Л:
Лысак А.В. обратился в суд с иском к администрации Балахтинского района Красноярского края о признании незаконным и отмене решения от 28.05.2018г. №1066/8 и 27.07.2018г. об отказе в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, возложении обязанности по перераспределению земель, находящихся в государственной собственности, площадью 397,7 кв.м., расположенных с северной стороны земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по тем основаниям, что 29.05.2019г. истцом было получено повторное предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, согласно которого истцу необходимо устранить нарушение, самовольное занятие земельного участка государственной собственности, площадью 397,7 кв.м., расположенного с северной стороны земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, для размещения ограды усадьбы, лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок. Вышеуказанный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности. Данное предписание считается исполненным в случае оформления в установленном порядке права на самовольно занятый участок, либо посредством демонтажа и переноса ворот, калитки и забора в установленные границы земельного участка с кадастровым номером №. С целью оформления в установленном порядке прав на данный участок, истец обращался 16.04.2018г. и 05.06.2018г. с заявлением к главе администрации Балахтинского района, в котором просил разрешить ему переоформить вышеуказанный земельный участок, путем перераспредления с участком государственной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, коммуникации на занимаемом участке, отсутствуют. 28.05.2018г. и 27.07.2018г. истцом было получено решение главы Балахтинского района, согласно которого истцу в предоставлении спорного земельного участка, путем перераспредления с землями государственной собственности, отказано. Решение мотивировано тем, что согласно правил землепользования и застройки п. Балахта, данный участок входит в зону инфраструктуры. 02.08.2019г. истцом было повторно подано заявление главе администрации Балахтинского района, в котором истец просил разрешить переоформить спорный земельный участок, путем перераспредления с участком государственной собственности для ведения личного подсобного хозяйства. С приложением справок от ресурсоснабжающих организаций п. Кожаны, в которых указано, что коммуникации на данном участке нет. В установленный срок ответ на его заявление получен не был. Считает, что данное решение вынесено незаконно и необоснованно, так как в с. Кожаны Балахтинского района, на данном участке зоны ИТ (зона автомобильного транспорта) не зарегистрированы, а согласно справок ПАО МРСК Сибири и АО «Санаторий «Красноярское Загорье» объектов инфраструктуры на данном участке нет, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
26.09.2019г. определением Балахтинского районного суда Красноярского края к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца привлечен Горбунов С.В.
07.11.2019г. определением Балахтинского районного суда Красноярского края к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца привлечена администрация Кожановского сельсовета Балахтинского района Красноярского края.
Административный истец Лысак А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель административного истца Витютнев Д.В., действующий на основании ордера №АА 096501 от 20.09.2019 г. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации Балахтинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Горбунов С.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации Кожановского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд считает требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно пункту 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по общему правилу при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в том числе соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок образования земельных участков установлен главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 1 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В соответствии с ч. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. п. 2 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Часть 2 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ предусматривает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.28 ЗК РФ).
Пунктами 9 и 14 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Пунктом 8 статьи 39.29 ЗК Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Как следует из п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Как установлено в судебном заседании, Лысаку А.В. на праве собственности принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1879 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.06.2011г.
16.04.2018г. Лысак А.В. обратился с заявлением к главе Балахтинского района о согласовании схемы земельного участка (земельных участков) по адресу: <адрес>, площадь образуемого земельного участка 2103 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства.
05.06.2018г. Лысак А.В. обратился с заявлением к и.о. главы <адрес> о принятии решения о предварительном согласовании увеличения площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, путем присоединения свободного участка, площадью 397,7 кв.м., образуемого в границах земельного участка, находящегося в государственной собственности, границы которого подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Земельный участок образуется в целях ведения личного подсобного хозяйства.
28.05.2018г. исх. №1066/8 на имя Лысака А.В. пришел ответ администрации Балахтинского района, согласно которого комиссией принято решение об отказе в рассмотрении заявления от 16.04.2018г., зарегистрированного за №194 от 23.04.2018г., в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок входит в зону инфраструктуры.
На основания распоряжения Управления Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 29.05.2019г. №3665 назначена проверка в отношении Лысака А.В. с целью контроля за исполнением, выданного Лысаку А.В. предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 23.11.2018г. №87, выразившегося в самовольном занятии земельного участка государственной собственности, площадью 397,7 кв.м., расположенного с северной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:03:3501004:6, по адресу: <адрес>, для размещения ограды усадьбы лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
02.08.2019г. Лысак А.В. обратился с заявлением главе Балахтинского района о предварительном согласовании увеличения площади земельного участка с кадастровым номером 24:03:3501004:6, расположенного по адресу: <адрес>, путем присоединения свободного участка, площадью 397,7 кв.м., образуемого в границах земельного участка, находящегося в государственной собственности, границы которого подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Земельный участок образуется в целях ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со справкой МРСК Сибири б/н без даты, на участке, расположенном по адресу: <адрес>, подземных коммуникаций ПАО МРСК Сибири нет.
В соответствии со справкой ПАО «Ростелеком» б/н без даты, на участке, расположенном по адресу: <адрес>, подземные коммуникации ПАО «Ростелеком» отсутствуют.
20.09.2019г. исх. №2094 на имя Лысака А.В. пришел ответ администрации Балахтинского района, согласно которого рассмотрение заявления о предварительном согласовании увеличения площади земельного участка с кадастровым номером № приостановлено, в связи с необходимостью осмотра местоположения земельного участка комиссией.
О вынесении администрацией Балахтинского района оспариваемых решений от 28.05.2018г. №1066/8 и 27.07.2018г. Лысаку А.В. стало известно в день вынесения данных решений, о чем говорится из текста административного искового заявления. Однако с настоящим иском, в котором он оспаривает указанные решения, Лысак А.В. обратился в суд только 20.09.2019г., в нарушение, предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока, без уважительных причин административными истцами.
Административное исковое заявление поступило в суд 20.09.2019г., что подтверждается штампом суда, то есть, административное исковое заявление подано в суд со значительным пропуском установленного срока обращения в суд.
Доказательств наличия причин, которые могли быть расценены судом в качестве уважительных, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться в суд с данным иском, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ не представлено.
Пропуск административным истцом установленного срока обращения в суд без уважительной причины является достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Лысака ФИО8 к Администрации Балахтинского района Красноярского края о признании незаконным и отмене решения главы администрации Балахтинского района Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности по перераспределению земель – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: