Судья Филатова Н.А. Дело № 33-8567/2023
2-116/2023
25RS0023-01-2023-000200-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2023 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Вишневской С.С.,
судей Симоновой Н.П., Коржевой М.В.,
при секретаре судебного заседания Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лазарева Андрея Александровича к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, Правительству Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года установленным, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, признании права на получение единовременной материальной помощи
по апелляционным жалобам администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 05 июня 2023 года, которым исковые требования удовлетворены. Признан установленным факт нарушения условий жизнедеятельности Лазарева Андрея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения (паспорт серии ... №) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года. Лазарев Андрей Александрович признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года. Возложена обязанность на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (ОГРН 1142537005566, ИНН 2537108468) включить Лазарева Андрея Александровича в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи. За Лазаревым А.А. признано право на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года в размере 10 000 рублей, выплачиваемой за счет резервного фонда в соответствии с Постановлением администрации Приморского края №223-па от 15 мая 2018 «О создании и использовании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».
Заслушав доклад судьи Вишневской С.С., объяснения представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и Министерства труда и социальной политики Приморского края Ситниковой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
Лазарев А.А. обратился в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, в обоснование которого указал, что во время прохождения снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года он находился по месту своей регистрации. В указанное время были нарушены условия проживания истца: отсутствовало электроснабжение, что привело к отсутствию водоснабжения, так как насос не качает воду из скважины из-за отсутствия света; отсутствовало теплоснабжение из-за неработы электрического котла, так как в доме водяное отопление. Возникла необходимость включать станцию-генератор для поддержания тепла, света и воды в доме, на что ушло 50 литров бензина. Электроэнергия отсутствовала 7 дней. Также отсутствовало транспортное сообщение, около недели не было подвоза хлеба, дороги как местного, так и федерального значения не были расчищены. Просил признать факт нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложить обязанность на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить его в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, признать за ним право на получение материальной помощи.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Суд постановил приведенное выше решение, с которым не согласились администрация Ольгинского муниципального округа Приморского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», представителями поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указано на то, что заключением комиссии от 31 января 2023 года, на которую законодательно возложена обязанность по установлению факта нарушений условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации, факт нарушений условий жизнедеятельности истца не установлен, суд не вправе подменять собой органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам, отнесенных к их компетенции. Указанное заключение недействительным не признано, в связи с чем у суда отсутствовали основания для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истца в период снегопада. Истец за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации чрезвычайной ситуации, об оказании помощи или иными жалобами о том, что нарушены условия их жизнедеятельности, не обращался.
В апелляционной жалобе представитель администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края просит решение суда отменить, как не соответствующее нормам процессуального и материального права. В обоснование указано, что заключением от 31 января 2023 года факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен, само заключение истцом не оспорено и не отменено. Полагает, что оснований для удовлетворения требований не имелось, поскольку доказательств того, что при отсутствии электроснабжения и транспортного сообщения у истца возникла ситуация невозможности проживания в жилом помещении или данная ситуация создала для него угрозу жизни или здоровью, не представлено.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального Кодекса РФ. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Поскольку при введении режима чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием единовременной материальной помощи, осуществляется за счет средств резервного фонда, выделенных Министерству труда и социальной политики Приморского края, распределителем резервов из резервного фонда для оказания единовременной помощи является Правительство Приморского края, рассматриваемым спором затрагиваются права Министерства труда и социальной политики Приморского края и Правительства Приморского края, которые не были привлечены судом к участию в деле. Определением от 19 сентября 2023 года судебная коллегия привлекла в качестве соответчиков Министерство труда и социальной политики Приморского края и Правительство Приморского края и перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и Министерства труда и социальной политики Приморского края исковые требования не признала, поддержав доводы апелляционной жалобы.
Истец, представители Правительства Приморского края, администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, полагает, что решение суда следует отменить на основании п.4 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку принятым по делу решением были затронуты права Министерства труда и социальной политики Приморского края и Правительства Приморского края.
Разрешая дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт «л» п. 1).
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанными Правилами установлено, что единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. на человека (п. 1.4); назначение единовременной материальной помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание лица, указанного в п. 1.2 настоящего Порядка, в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности лица, указанного в п. 1.2. настоящего Порядка, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п. 2.1); подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (п. 2.2); факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (п. 2.3).
Пунктом 2 Порядка от 30.12.2011 № 795 установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт (п.2.3 Порядка).
Согласно п. 3 Порядка от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев: а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в п. 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795).
В соответствии с п. 5 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем: а) степень повреждения здания (помещения); б) состояние теплоснабжения здания (помещения); в) состояние водоснабжения здания (помещения); г) состояние электроснабжения здания (помещения); д) возможность использования лифта.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
В силу п. 6 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Как следует из материалов дела, истец проживает по адресу: <адрес>.
Постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2013 № 1-пг от «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.
Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 21.12.2022 (п. 4 постановления).
25 января 2023 года Лазарев А.А. обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении выплаты единовременно материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в назначении выплаты, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Заключением комиссии от 31 января 2023 года подтвержден факт проживания истца по адресу: <адрес>, и установлено нарушение электроснабжения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителю остановочного пункта.
Таким образом, в период чрезвычайной ситуации с 21-23 декабря 2022 года в месте проживания истца имело место нарушение электроснабжения в жилом помещении и отсутствие транспортного сообщения, что в соответствии с п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795, является нарушением условий жизнедеятельности.
Доводы представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», Министерства труда и социальной политики Приморского края о том, что заключением комиссии от 31 января 2023 года факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен, в связи с чем отсутствуют основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истца в период снегопада, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку указанный вывод противоречит положениям закона, которым установлено, что фактами нарушения условий жизнедеятельности является, в том числе отсутствие электроснабжения в жилом помещении более суток и отсутствие транспортного сообщения.
Поскольку указанные факты нарушения условий жизнедеятельности истца были установлены, в том числе и в заключении комиссии, то оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не имеется.
Довод ответчиков о том, что заключение комиссии от 31 января 2023 года в установленном законом порядке истцом не оспорено, в связи с чем отсутствуют основания для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истца в период снегопада, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку обращение истца с настоящим иском в суд, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности свидетельствует о несогласии с данным заключением.
Доводы КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о том, что истец за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации чрезвычайной ситуации, об оказании помощи и жалобами о том, что нарушены условия жизнедеятельности не обращался, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку нарушение условий жизнедеятельности истца не исключает и не свидетельствует о том, что в период снегопада он не находился в тяжелой жизненной ситуации. Нарушение хотя бы одного из таких условий, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию, вопреки доводам апелляционных жалоб, не подлежит.
При установленных обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ольгинского районного суда Приморского края от 05 июня 2023 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности Лазарева Андрея Александровича в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, установленным.
Признать Лазарева Андрея Александровича пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года.
Признать за Лазаревым Андреем Александровичем право на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года.
Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить Лазарева Андрея Александровича в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи