РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 апреля 2019 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Антипиной О.С., рассмотрев на предварительном судебном заседании административное дело № 2а – 1816/2019 по административному иску ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к РАВ о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилось в суд с административным иском к РАВ о взыскании обязательных платежей, указав, административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество за 2012-2015. В добровольном порядке налоги уплачены не были. В связи с неуплатой налогов в установленный срок, ответчику начислены пени по налогу на имущество и транспортному налогу. Ответчику направлялось требование о необходимости уплаты пени по налогу на имущество, пени по транспортному налогу, однако в добровольном порядке сумма обязательных платежей не уплачена. Административный истец просит восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности и взыскать с РАВ пени по налогу на имущество за 2013-2014 в сумме 66,39 рублей, пени по транспортному налогу за 2012-2015 в сумме 3 677,05 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области не явился, извещен надлежаще.
Административный ответчик РАВ в предварительное судебное заседание не явился, извещался в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции, заявлений и ходатайств суду не представлено.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, …, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», утратившего свою силу с **, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строение, помещения и сооружения (ст. 2 Закона). Исчисление налогов на строения, помещения, сооружения производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (ст. 5 Закона).
Согласно части 1,2 статьи 75 НК РФ «Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты суммы налога … в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки» и то, что «Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога … и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности».
Судом установлено:
РАВ являлся собственником недвижимого имущества и транспортных средств.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования № от ** об уплате пени по транспортному налогу в сумме 933,11 рублей, требование № от ** об уплате пени по налогу на имущество 29,07 рублей и 37,32 рублей, пени по транспортному налогу 3 250,59 рублей и 1 387,09 рублей.
В соответствии с положениям части 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
** административный истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика суммы недоимки по налогам и пени. Мировым судьей 31 судебного участка выдан судебный приказ № от ** о взыскании с ответчика пени по налогу на имущество за 2013-2014 в сумме 66,39 рублей, пени по транспортному налогу за 2012-2015 в сумме 3 677,05 рублей.
Судебный приказ отменен ** определением мирового судьи 31 судебного участка по г. Ангарску и Ангарскому району Иркутской области.
Как следует из ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Срок предъявления административного иска после отмены судебного приказа составляет 6 месяцев, следовательно, с настоящим административном иском, оформленным в соответствии с требованиями Кодекса об административном судопроизводстве РФ, истец был в праве обратиться до ** (** +6месяцев= **).
В то время как налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением **, о чем на иске проставлен соответствующий штемпель. Таким образом, административным истцом иск подан с нарушением установленного законом срока.
Несмотря на пропуск срока обращения в суд, налоговый орган просит о его восстановлении, ссылаясь на наличие уважительных причин для этого.
В силу п.2 ст.48 НК РФ, ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Под уважительными причинами следует понимать наличие объективных (форс-мажорных) обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, либо совершение налогоплательщиком каких-либо действий, так же препятствующих налоговому органу своевременно обратиться с иском в суд.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного иска процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако, истцом в ходатайстве о восстановлении срока для обращения в суд такие обстоятельства не указаны.
Поскольку судом не установлены обстоятельства, препятствующие своевременному обращению налогового органа в суд, причины пропуска срока суд считает неуважительными, следовательно, срок на подачу административного искового заявления восстановлению не подлежит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано истцом в суд с пропуском шестимесячного срока, установленного для подачи искового заявления, пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, указанный срок судом не восстановлен, следовательно, и в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к ответчику о взыскании недоимки по налогам надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области о восстановлении срока для взыскания с РАВ обязательных платежей - отказать.
В удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к РАВ о взыскании пени по налогу на имущество за 2013-2014 в сумме 66,39 рублей, пени по транспортному налогу за 2012-2015 в сумме 3 677,05 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 19 апреля 2019 года.
Судья М.В. Ягжова