Дело № 2-404/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2015 года с. Усть-Кокса
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Плотниковой М.В.,
при секретаре Гороховой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофановой (Клюевой до брака) М.С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Коксинском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ г.,
установил:
Митрофанова (Клюева) М.С. обратилась в Усть-Коксинский районный суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Коксинском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требований указала, что она является студенткой университета, обучается по очной (дневной) форме. ДД.ММ.ГГГГ ее отец Клюев С.В. умер, потому, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца. ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении такой пенсии, поскольку она не подтвердила факт нахождения на иждивении своего отца Клюева С.В. Однако она находилась на иждивении отца до дня его смерти. Так, до ДД.ММ.ГГГГ он перечислял алименты на ее содержание, а после увольнения, с ДД.ММ.ГГГГ помогал материально другими способами, направлял посылки, т.е. оказывал постоянную помощь.
Истец Митрофанова (Клюева) М.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что находилась на иждивении отца, получала алименты на свое содержание, посылки с канцелярскими принадлежностями, необходимыми для образовательного процесса, другую материальную помощь. В ГУ – УПФР она представила заявление о назначении пенсии, справку с места учебы, свидетельство о смерти отца, иные документы. ГУ - УПФР не устанавливал срока в течение которого необходимо представить недостающие документы, разъяснений о необходимости их представления не давал.
Представитель ответчика Каплунова А.В. возражала удовлетворению иска о чем представила письменный отзыв, пояснила, что отказ истцу в назначении пенсии по потере кормильца основан на отсутствии доказательств, подтверждающих факт нахождения ее на иждивении отца к моменту его смерти. Разъяснений Клюевой М.С. о представлении дополнительных документов не давалось.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд частично удовлетворяет заявленные требований по следующим основаниям.
Основания и порядок выплаты социальной пенсии установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона социальная пенсия является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Таким образом, социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам (детям в возрасте до 18 лет) и является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Данная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, которая предоставляется им в целях обеспечения их средствами к существованию.
В силу ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (п. 1). Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе, дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (п. 2). Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (п. 3). Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (п. 4).
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов (п. 2 ст. 19 указанного Закона).
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией (пп. 3 п. 4 ст. 19).
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно (пп. 3 п. 6 ст. 19).
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
В судебном заседании установлено, что Клюева М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО1 и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучается в <данные изъяты> по очной (дневной) форме обучения (л.д. 16). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер (л.д.13, 14).
ДД.ММ.ГГГГ Клюева М.С. обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в связи со смертью ее отца ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ГУ - УПФР в Усть-Коксинском районе рассмотрело заявление Клюевой М.С. о назначении пенсии по случаю потери кормильца и приняло решение об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении Клюевой М.С. у умершего кормильца ФИО1 на день его смерти. Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Клюева М.С. не представила документы, по которым можно было доказать нахождение на иждивении у умершего отца ФИО1 на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ К заявлению о назначении пенсии заявителем представлены определение районного суда о прекращении исполнительного производства в отношении ФИО1 о взыскании алиментов, из которого УПФР в Усть-Коксинском районе не было понятно, по какое время были выплачены алименты. Других документов для подтверждения нахождения на иждивении на день смерти умершего кормильца не представлено (л.д.6, 7).
Анализ указанного протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан позволяет прийти к выводу, что ответчик не в полной мере исполнил предусмотренные п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обязанности, поскольку разъяснения о том, какие документы Клюевой М.С. необходимо представить дополнительно, не дал. Вместе с тем, согласно данной норме, ответчик должен был предоставить срок для представления заявителем дополнительных документов, поскольку закон предусматривает, что в случае если недостающие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
Таким образом, оценивая имеющиеся доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что решение ГУ - УПФР в Усть-Коксинском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления Клюевой М.С. о назначении пенсии по случаю потери кормильца вынесено преждевременно и является незаконным.
Правовых оснований для удовлетворения требования об обязании ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Усть-Коксинском районе назначить пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку после отмены решения УПФР от ДД.ММ.ГГГГ этот вопрос подлежит рассмотрению органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ
решил:
Исковые требования Митрофановой (Клюевой до брака) М.С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Коксинском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ г., удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Клюевой М.С. пенсии по случаю потери кормильца незаконным.
Исковое требование Митрофановой (Клюевой до брака) М.С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Коксинском районе об обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Плотникова