16RS0046-01-2023-003482-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16октября 2023 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Сафина, при секретаре судебного заседания И.Л. Галлямовой, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вахитовского районного суда города Казани гражданское дело по иску Музалевской Л.З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периода учеты в стаж работы,
УСТАНОВИЛ:
Л.З. Музалевская обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периода учеты в стаж работы. В обоснование исковых требований указано следующее.
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 02 июля 2021 года Л.З. Музалевской отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет. Указанным решением установлен факт наличия стажа педагогической деятельности 23 года 09 месяцев. При этом в специальный стаж не включен период учебы в Казанском государственном педагогическом институте с 01 января 1989 года по 17 июня 1994 года.
Указывается, что согласно пп. «и» п. 109 Положения о назначении и выплате государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре;
Руководствуясь изложенным, истец Л.З. Музалевская просит суд признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 02 июля 2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включить в стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости период учебы Л.З. Музалевской с 01 сентября 1989 года по 17 июня 1994 года встаж требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Истец Л.З. Музалевская и ее представитель в судебное заседание не явились, в суд поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее - Закон № 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к настоящему закону).
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» (далее также - Федеральный закон № 350-ФЗ), устанавливающие, в числе прочего, поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста и изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.
Согласно части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Данное Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.
Из материалов дела усматривается, что 26 марта 2021годаЛ.З. Музалевская обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан от 02 июля 2021года № 232248/21 Л.З. Музалевской отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет, выработано 23 года 9 месяцев 26 дней. При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включен период учебы с 01 сентября 1989 года по 17 июня 1994 года в Казанском государственном педагогическом институте.
Разрешая исковые требования Л.З. Музалевской о включении указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд исходит из следующего.
В период учебы истицы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года №1397 (далее по тексту - Положение).
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно имеющейся в материалах дела трудовой книжке серии AT-VI № 5994188 Л.З. Музалевская до обучения в Казанском государственном педагогическом институте работала с 01 августа 1988года по 29 ноября 1988года старшим счетоводом Дрожжановского районного отдела социального обеспечения.
Таким образом, не соблюдено условие, предусмотренное Положением о том, что времени обучения в педагогическом учебном заведении и университете должна непосредственно предшествовать педагогическая деятельность.
Установлено, что Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу 01 октября 1993 года.
С 01 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования и периоды иной деятельности, в том числе учеба в высшем учебном заведении не стали учитываться при исчислении специального стажа работы (деятельности) для назначения пенсий лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Поскольку на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 утратившим силу обучение Л.З. Музалевской в высшем учебном заведении завершено не было, суд приходит к выводу о том, что условия для включения в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении не соблюдены, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Учитывая то обстоятельство, что отсутствуют основания для зачета в педагогический стаж спорного периода учебы, то отсутствуют основания и для удовлетворения требования о назначении Л.З. Музалевской досрочной страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования иску Музалевской Л.З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периода учеты в стаж работы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке вВерховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятиярешения суда в окончательной форме через Вахитовский районный судгорода Казани.
Судья А.Р. Сафин