Дело № 2-1049/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 мая 2022 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Пашковой Н.И.,
при секретаре с/з Коротовой А.Л.,
с участием представителя истца Фирсанова В.В., представителя ответчика Гридчиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1049/2022 по иску прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец Липецкой области о возложении обязанности организовать наружное освещение участка улицы,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Ельца обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец Липецкой области о возложении обязанности организовать наружное освещение участка улицы. Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой города Ельца, по обращению Петровой В.Ю., была проведена проверка исполнения администрацией городского округа город Елец законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при организации уличного освещения. В результате проведенного обследования участка улицы Городской от остановки общественного транспорта «мкр. Александровский» до дома №186 по состоянию на 19.01.2022 было установлено, что в нарушение требований законодательства освещение данного участка улицы Городской надлежащим образом не организованно ввиду отсутствия осветительных приборов, в результате чего поверхность дороги в темное время суток не просматривается, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, так как вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий. В ходе повторного обследования указанного участка улицы Городской по состоянию на 07.04.2022 установлено, что наружное освещение по-прежнему отсутствует. Допущенные нарушения недопустимы, поскольку могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий, повреждений автотранспортных средств, повлечь причинение вреда участникам дорожного движения, привести к росту социальной напряженности среди населения, связаны с ненадлежащим исполнением возложенных обязанностей со стороны сотрудников администрации городского округа город Елец, ответственных за данное направление деятельности. Просит обязать администрацию городского округа город Елец Липецкой области организовать наружное освещение участка улицы Городской от остановки общественного транспорта «мкр. Александровский» до дома №186 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55844-2013, ГОСТ Р 55706-2013.
Представитель третьего лица Управления дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца и представителя ответчика рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Представитель истца Фирсанов В.В. исковые требования поддержал, просил обязать ответчика устранить допущенные нарушения закона в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствие с действующими гостами.
Представитель ответчика администрации городского округа город Елец Гридчина О.В., возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что у ответчика в настоящее время не имеется технической и финансовой возможности для организации наружного освещения спорного участка улицы Городской г. Ельца. В случае удовлетворения исковых требований просила предоставить срок для выполнения данных работ до 31.12.2023
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит иск прокурора города Ельца обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Статья 30 того же Федерального закона предусматривает, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования). Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что граждане в соответствии с действующим законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, будучи элементом обустройства автомобильной дороги, дорожным сооружением, являются технологической частью автомобильной дороги.
Согласно п. 2.5 СНиПа 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.
По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»), стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости.
Освещение дороги в пределах всего населенного пункта или наиболее опасных участков является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.
ГОСТом Р 52766-2007 предусмотрены требования к обустройству электроосвещения автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения, защиты жизни, здоровья граждан, имущества. Положения ГОСТа Р 52766-2007 о наличии стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров, направлены на защиту жизни, здоровья граждан, имущества и подлежат обязательному исполнению.
ГОСТ Р 55706-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» (утвержденный Приказом Росстандарта от 08.11.2013 №1360-ст) распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.
Согласно п. 3.1, 3.2 ГОСТ Р 55844-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы», (утвержденного Приказом Росстандарта от 22.11.2013 №1784-ст) освещение должно обеспечивать распознавание дорожной разметки и различных знаков, а в пешеходных зонах - распознавание лиц прохожих. Для комфортной и надежной зрительной ориентации водителей и пешеходов осветительные приборы располагают таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно указывала направление движения транспорта. В сложных случаях следует дополнительно установить один или несколько светильников малой мощности.
Нормы освещения в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских и сельских поселений должны соответствовать ГОСТ Р 55706 со следующими дополнениями (п. 4.1 ГОСТ Р 55844-2013).
Согласно пункту 6.9.1 "ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.
Статья 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пп. 8 п. 10 раздела 4 классификации работ, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят работы по установке элементов обустройства, в том числе, установка недостающего и восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования освещения.
Часть 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ предусматривает, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 13 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
Установлено, что прокуратурой города Ельца Липецкой области, на основании обращения граждански Петровой В.Ю., 19.01.2022 была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при организации уличного освещения. В ходе проведенного обследования участка улицы Городской от остановки общественного транспорта «мкр. Александровский» до дома №186 по состоянию на 19.01.2022 установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 55844-2013, ГОСТ Р 55706-2013 освещение данного участка улицы Городской надлежащим образом не организовано ввиду отсутствия осветительных приборов, в результате чего поверхность дороги в темное время суток не просматривается, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, так как вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что подтверждается актом о результатах проверки от 19.01.2022.
По результатам проверки в адрес главы администрации городского округа город Елец Липецкой области прокурором города Ельца Липецкой области 19.01.2022 вынесено представление №1232ж-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при организации уличного освещения.
Согласно ответа Главы администрации городского округа город Елец Липецкой области №И491 от 15.03.2022, перечень работ по строительству сетей уличного освещения на 2022 год уже сформирован согласно обращениям, ранее поступившим от жителей города, в пределах выделенных бюджетных средств. Изготовление проектно-сметной документации на строительство сетей уличного освещения улицы Городской от остановки общественного транспорта «мкр. Александровский» от дома №186 внесено в формируемый план работ на 2023 год.
07.04.2022 прокуратурой города Ельца Липецкой области была проведена повторная проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при организации уличного освещения.
Из акта от 07.04.2022 следует, что в ходе повторного обследования участка улицы Городской от остановки общественного транспорта «мкр. Александровский» до дома №186 по состоянию на 07.04.2022 установлено, что наружное освещение по-прежнему отсутствует, необходимые меры по организации наружного освещения в соответствии с требованиями законодательства администрацией городского округа город Елец не приняты.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств наличия на участке улицы Городской от остановки общественного транспорта «мкр. Александровский» до дома №186 уличного освещения, отвечающего требованиям ГОСТ Р 55844-2013, ГОСТ Р 55706-2013, ГОСТ Р 50597-2017 вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Изложенное свидетельствует о том, что администрация городского округа город Елец ненадлежащим образом выполняет возложенные на нее действующим законодательством обязанности в области дорожной деятельности, своевременно не принимает мер к надлежащему содержанию улично-дорожной сети города.
Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, следовательно, обязанность по организации уличного освещения в данном случае должна быть возложена на администрацию городского округа город Елец Липецкой области.
При таких обстоятельствах иск прокурора города Ельца суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Ссылка ответчика на отсутствие технической и финансовой возможности для организации уличного освещения на спорном участке дороги, не принимается судом во внимание, поскольку доказательств того, что не имеется технической возможности для организации освещения суду не предоставлено, а отсутствие финансовой возможности не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности, возложенной на него законом.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении конкретного срока для срок для устранения указанного нарушения суд исходит из объема работ, временных и материальных затрат, необходимых для финансового обеспечения выполнения работ, а потому полагает целесообразным предоставить ответчику срок для исполнения возложенных на него обязанностей в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований для взыскания государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию городского округа город Елец Липецкой области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать наружное освещение участка улицы Городской от остановки общественного транспорта «мкр. Александровский» до дома №186 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55844-2013, ГОСТ Р 55706-2013, ГОСТ Р 50597-2017.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Пашкова Н.И.
Решение суда в окончательной форме принято 18 мая 2022 года.