Решение по делу № 33-3246/2024 от 24.09.2024

    Судья Кириленко Е.А.                                                                Дело № 2-3450/2024

                                                                                                  (первая инстанция)

                                                                                              Дело № 33-3246/2024                                                                                   (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2024 года                                                                 г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи – Устинова О.И.,

судей:                         Балацкого Е.В., Горбова Б.В.,

при секретаре                              – Васильевой В.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25 июля 2024 года по гражданскому делу по иску Станиславова М. В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,

установила:

Станиславов М.В. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя в котором просил обязать ответчика предоставить ему, как лицу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, благоустроенное применительно к условиям города Севастополя жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что истец обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно действующему законодательству у него возникло право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение не представлено, в связи чем он и обратился в суд.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25 июля 2024 года исковое заявление Станиславова М.В. удовлетворено.

Суд обязал Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Станиславову М.В., 29.03.2001 года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, благоустроенное применительно к условиям города Севастополя благоустроенное по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Севастополе из специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения.

Взысканы с Департамента капитального строительства города Севастополя в пользу Станиславова М.В. судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства города Севастополя просит отменить решение и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска. Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.

Ссылаясь на федеральное и региональное законодательство, регулирующее спорные правоотношения, апеллянт считает, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в список, а также предоставление им жилого помещения на основании договора социального найма, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти города Севастополя в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в список. Право на получение жилого помещение имеют в равной степени все лица, включенные в список, внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения законодательством не предусмотрено. Принимая оспариваемое решение, суд не принял во внимание, что возложение на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение вне очереди, действующим законодательством не предусмотрено и влечет нарушение конституционных прав иных лиц, также состоящих в списке на предоставление жилья.

Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что исполнение данной категории решений связано с комплексом мероприятий, требующих существенных временных затрат. Департамент ограничен бюджетным финансированием и установленной административной процедурой, что не позволяет обеспечить всех детей-сирот жилыми помещениями сразу, что приводит к созданию очереди по исполнению решений и наложению ответственности на Департамент в виде взыскания исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Станиславов М.В. и представитель Департамента капитального строительства города Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, приходит к следующему.

    Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя                    №125 от 15 сентября 2015 года Станиславов М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, истец признан нуждающимся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включен в список нуждающимся в жилье.

До настоящего времени Станиславов М.В. жилой площадью Департаментом капитального строительства города Севастополя не обеспечен.

С целью реализации государственных федеральных программ Станиславов М.В. обратился с заявлениями в Департамент капитального строительства города Севастополя о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Департаментом капитального строительства города Севастополя в ответе от 5 марта 2024 года указано, что жилые помещения детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком. Станиславов М.В. значится в списке под номером 92. Список размещен на сайте Правительства Севастополя.

Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется Департаментом в рамках реализации государственной программы города Севастополя «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 24.03.2022 № 100-ПП. В рамках указанной программы запланировано приобретение 52 жилых помещений, которые будут предоставлены детям-сиротам, состоящим в списке, с учетом имеющихся судебных актов, обязывающих Департамент исполнить судебные решения.

Указано, что согласно статье 8.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, по достижении 23 лет он сможет воспользоваться правом на получение сертификата на предоставление социальной выплаты на приобретение квартиры (жилого дома) или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой.

Установив указанные обстоятельства по делу, а именно, что Станиславов М.В. относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числе на защиту жилищных прав и предоставления ему жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Севастополя по договору найма специализированного жилого помещения, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).

Пунктом 8 статьи 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Севастополе регулируются Законом города Севастополя от 9 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе».

Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений. Положения вышеуказанных норм права при рассмотрении спора учтены судом первой инстанции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Станиславов М.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, однако до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в целях реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Станиславову М.В. не предоставлено.

Следовательно, свое право на обеспечение жилым помещением истец не реализовал, что также не оспаривается ответчиком.

При установленных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность предоставить Станиславову М.В. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное, применительно к условиям города Севастополя по договору социального найма.

При этом указание в ответе Департамента капитального строительства города Севастополя на заявление Станиславова М.В. о том, что по достижения возраста 23 лет он имеет право на получение социальной выплаты, основанием для отказа в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является, поскольку получение такой выплаты для приобретения жилого помещения является правом, а не обязанностью истца и он может выбрать способ обеспечения его жилым помещением.

Доводы апелляционной жалобы о том, что первоочередное обеспечение Станиславова М.В. жилым помещением законодательством не предусмотрено, поскольку будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, которые зарегистрированы в числе очередников ранее, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда

Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.

Гарантированное законом право Станиславова М.В.., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от каких-либо других условий.

При этом отсутствие или недостаточность денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения судебной коллегией не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы также не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 25 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10 октября 2024 года.

Председательствующий судья                                      О.И. Устинов

Судьи:                                                                            Е.В. Балацкий

                                                                                          Б.В. Горбов

33-3246/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Станиславов Максим Владимирович
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
24.09.2024Передача дела судье
10.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2024Передано в экспедицию
10.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее