
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
п. Октябрьский 29 мая 2013 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Таипова Р.Р .,
при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Мингалеева С.Т.,
ответчика - представителей администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Чураковой С.В., Конева О.М.,
ответчика - представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Карамова Ш.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда Пермского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района в защиту прав и законных интересов неопределенного числа граждан к администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного числа граждан к администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО) и обязывании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку ТБО.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения действующего законодательства об охране окружающей среды. Согласно п. 4.13 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, несанкционированная свалка отходов - территория, используемая, но не предназначенная для размещения на ней отходов. Проверкой установлено, что в Сарсинском городском поселении имеется земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, используемый для размещения ТБО - несанкционированная свалка. Указанный земельный участок используется в названных целях на основании Постановления администрации <данные изъяты> поссовета от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с п. 1.2 раздела 1СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 2 указанного Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Таким образом, ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на администрацию <данные изъяты> городского поселения Октябрьского района Пермского края.
Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по ликвидации несанкционированной свалки ТБО и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку ТБО.
Определением Октябрьского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика была привлечена администрация Октябрьского муниципального района Пермского края.
Определением Октябрьского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ принято заявление прокурора Октябрьского района об изменении исковых требований, в которых прокурор просит обязать администрацию <данные изъяты> городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести техническую, биологическую рекультивацию свалки ТБО на земельном участке, ранее имевшим кадастровый номер <данные изъяты> с северо-западной стороны <адрес> в следующем порядке: запретить вывоз бытовых и производственных отходов, мусора и т.д. на свалку, в том числе приняв меры по ограничению въезда на свалку; разработать проектно-сметную документацию технической и биологической рекультивации свалки ТБО; организовать проведение и финансовое обеспечение технической и биологической рекультивации свалки ТБО; обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести утилизацию отходов на свалке ТБО на земельном участке, ранее имевшим кадастровый номер <данные изъяты>, с северо-западной стороны <адрес> в следующем порядке: разработать проектно-сметную документацию утилизации отходов на свалке ТБО; организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации отходов на свалке ТБО.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Пермского края на требованиях настаивал, по существу изложил доводы, содержащиеся в иске, указав, что требований о признании незаконным бездействия администраций прокуратурой не заявляется.
Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Р¤РРћ4 СЃ требованиями РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Октябрьского района Пермского края РЅРµ согласилась, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что свалка ТБО, расположенная РІ 750 Рј. севернее поселка <данные изъяты>, площадью 2,0 РіР° эксплуатировалась СЃ 1971 РіРѕРґР°. Постановлением администрации <данные изъяты> поссовета РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РїРѕРґ свалку был выделен земельный участок для размещения твердых бытовых отходов СЃ кадастровым номером <данные изъяты>. РќР° данной свалке размещались отходы, образованные РѕС‚ жизнедеятельности населения, организаций Рё предприятий <адрес>. РќР° объекте имелось ограждение, стоял шлагбаум. Р’ настоящее время благоустройство отсутствует. РџРѕРґ объектами размещения отходов РІ соответствии СЃРѕ статьей 1 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 89-ФЗ “Об отходах производства Рё потребления” понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных РїРѕСЂРѕРґ Рё РґСЂСѓРіРѕРµ). Р’ соответствии СЃ С‡.7 СЃС‚.12 Федерального закона Р Р¤ «Об отходах производства Рё потребления» следует, что размещение отходов РЅР° объектах, РЅРµ внесенных РІ государственный реестр объектов размещения отходов запрещается. Р’ соответствии СЃ выпиской, спорный объект размещения отходов внесен РІ государственный реестр объектов размещения отходов. Таким образом, полагает, что свалка ТБО, действующая РЅР° территории <адрес>, РґРѕ открытия полигона ТБО, расположенного 1 РєРј восточнее <адрес> РЅРµ являлась стихийной, использовалась РІ соответствии СЃ целевым назначением Рё РЅР° специально отведенном месте Рё являлась санкционированной. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ открытием полигона, расположенного 1 РєРј восточнее <адрес>, свалка РЅР° территории <адрес> подлежит закрытию, как РЅРµ соответствующая требованиям РЎРќРёРџ. Р’ соответствии СЃ Федеральным законом в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рє вопросам местного значения поселения относится организация СЃР±РѕСЂР° Рё вывоза твердых бытовых отходов. РќР° территории <данные изъяты> РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения, названные полномочия выполняются РІ полном объеме. Организация утилизации Рё переработки бытовых Рё промышленных отходов РІ соответствии СЃ Рї. 14 С‡. 1 СЃС‚. 15 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации” отнесена Рє вопросам местного значения муниципального района, то есть указанные полномочия возложены РЅР° администрацию Октябрьского муниципального района. Согласно Рї. 9 С‡. 3 СЃС‚. 50 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для утилизации Рё переработки бытовых Рё промышленных отходов. Таким образом, хотя объект размещения твердых бытовых отходов РЅРµ обращен РІ собственность Октябрьского муниципального района, обладателем прав РЅР° него является Октябрьский муниципальный район. Спорный земельный участок, РЅР° котором размещены твердые бытовые отходы, относится Рє категории земель сельскохозяйственного назначения. Переоформление прав РЅР° земельный участок РЅРµ производилось. Правообладателем прав РЅР° него является Октябрьский муниципальный район.
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, следовательно, находится в распоряжении Октябрьского муниципального района. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, захламления, рекультивации земель. Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. В целях исполнения возложенных обязанностей, постановлением администрации Октябрьского муниципального района принята муниципальная программа по охране окружающей среды, в которой одним из мероприятий стоит разработка проекта по рекультивации свалки в <адрес>, п.6 решения Земского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что закрытие полигона и свалки для приема ТБО принимается администрацией Октябрьского муниципального района в связи с организацией новых полигонов и свалок и невозможностью дальнейшей эксплуатации действующих. На закрываемых полигонах и свалках для размещения ТБО производятся мероприятия, в том числе по технической рекультивации. Произведены расходные обязательства по установке аншлагов «ВЫВОЗ МУСОРА ЗАПРЕЩЕН» на свалку, расположенную в <адрес>, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение норм действующего законодательства, в том числе в области обращения с отходами. Считает, что обязанность по проведению мероприятий, указанных в исковом заявлении (по разработке проекта рекультивации, финансирование работ по рекультивации) должна быть возложена на фактического собственника свалки и земельного участка, то есть Октябрьский муниципальный район. Считает, что администрация <данные изъяты> городского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, просит в исковых требованиях прокуратуре Октябрьского района отказать.
Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Конев Рћ.Рњ. СЃ требованиями РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Октябрьского района Пермского края РЅРµ согласился, поддержав пояснения Р¤РРћ4, РїСЂРѕСЃРёС‚ РІ удовлетворении требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> Рє администрации <данные изъяты> РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения отказать.
Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Р¤РРћ6 СЃ требованиями РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Октябрьского района Пермского края РІ части требований Рє администрации Октябрьского муниципального района РЅРµ согласился, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, чтов <данные изъяты> РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј поселении имеется земельный участок (свалка) СЃ кадастровым номером <данные изъяты>, используемый для размещения ТБО. Указанный земельный участок РїРѕРґ свалку бытовых Рё производственных отходов площадью 2, 25 РіР° был предоставлен РІ постоянное пользование Р–РљРЈ РњРњРџР–РљРҐ администрацией <данные изъяты> поссовета Октябрьского района Пермской области РЅР° основании постановления <данные изъяты> поссовета РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–. Согласно имеющиеся информации, отвод данного земельного участка РїРѕРґ свалку ТБО РЅРµ оформлен (РЅРµ поставлен РЅР° кадастровый учет, разрешения, положительного заключения экологической экспертизы Рё лицензии РЅР° размещение отходов РЅРµ имеется). Данная свалка ТБО РЅРµ находится РЅР° чьем-либо балансе Рё никем РЅРµ обслуживается, то есть является несанкционированной. Сведения Рѕ регистрации ранее возникшего права РЅР° земельный участок СЃ кадастровым номером <данные изъяты> РІ органе кадастрового учета отсутствуют. РќРµ РІСЃРµ юридические лица Рё индивидуальные предприниматели, работающие РІ <адрес>, РїСЂРё наличии условий для утилизации (захоронения) РЅР° лицензированном полигоне твердых бытовых отходов РІ <адрес>, вывозят отходы РЅР° утилизацию. Согласно данным РњРЈРџ «Автотранспортник», РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ РЅР° услуги РїРѕ утилизации заключены СЃ 9-СЋ юридическими лицами Рё индивидуальными предпринимателями РёР· 30 Рё более юридических лиц Рё индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность РІ <адрес>. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изложенным, РјРѕР¶РЅРѕ сделать вывод, что остальные юридические лица Рё индивидуальные предприниматели - вывозят РјСѓСЃРѕСЂ РЅР° существующую свалку <адрес>. Рксплуатация вышеуказанной свалки ТБО РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РїРѕ сегодняшний день, что является нарушением требований СЃС‚. 34 ФЗ Р Р¤ «Об охране окружающей среды». РќР° основании С‡.2 СЃС‚.<адрес> в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ «Об утверждении границ Рё Рѕ наделении статусом муниципальных образований <адрес>В», <адрес> РІС…РѕРґРёС‚ РІ состав муниципального образования В«<данные изъяты> РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение». Территорию <данные изъяты> РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения составляют земли населенных пунктов, прилегающие Рє РЅРёРј земли общего пользования, сельскохозяйственного назначения, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения, независимо РѕС‚ форм собственности Рё целевого назначения. Предусмотренные Федеральными законами в„– 89-ФЗ Рё в„– 131-ФЗ полномочия РІ сфере обращения СЃ отходами производства Рё потребления различаются РїРѕ отдельным видам муниципальных образований: - поселения должны организовать СЃР±РѕСЂ Рё вывоз бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР° (Рї. 18 СЃС‚. 14); муниципальные районы - организовать утилизацию Рё переработку бытовых Рё промышленных отходов (Рї. 14 СЃС‚. 15). Таким образом, РЅР° администрацию <данные изъяты> РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения возложена обязанность РїРѕ организации СЃР±РѕСЂР° Рё вывоза бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР° РЅР° ее территории. Поскольку нарушение законодательства РІ области охраны окружающей среды совершено администрацией <данные изъяты> поселения (размещение отходов РЅР° несанкционированной свалке), исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕР± обязывании администрации <данные изъяты> РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Рѕ проведении технической Рё биологической рекультивации свалки ТБО подлежат удовлетворению. Требования РїРѕ утилизации несанкционированной свалки также должны быть возложены РЅР° администрацию <данные изъяты> РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения, как нарушителя земельного законодательства.РџСЂРѕСЃРёС‚ РІ удовлетворении исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Октябрьского района Пермского края Рє администрации Октябрьского муниципального района Пермского края отказать РІ полном объеме.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Р’ соответствии СЃ пунктом 1 статьи 12 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 136-ФЗ, земля РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации охраняется как РѕСЃРЅРѕРІР° Р¶РёР·РЅРё Рё деятельности народов, проживающих РЅР° соответствующей территории. Рспользование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства РІ сельском хозяйстве Рё лесном хозяйстве, РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ осуществления хозяйственной Рё иных РІРёРґРѕРІ деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункту 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 данного Федерального закона, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросу местного значения муниципального района. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> под санкционированной свалкой понимаются разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
РР· представленных документов следует, что РЅР° основании постановления администрации <данные изъяты> поссовета Октябрьского района Пермской области в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Р–РљРЈ РњРњРџ Р–РљРҐ предоставлен земельный участок СЃ кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2,25 гектаров для свалки бытовых Рё производственных отходов РІ постоянное пользование РІ целях улучшения санитарного состояния Рё благополучия населенных пунктов. РќР° РњРџРћ Р–РљРҐ возложена обязанность разработать Рё предоставить РЅР° согласование экологический паспорт для размещения отходов, получить лицензию РЅР° деятельность, связанную СЃ размещением отходов (Р».Рґ.6-8).
На л.д. 77-81 имеется межевой план с описанием границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, выполненное ООО «Южный землеустроительный центр» по заказу ММП ЖКХ.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, межевое дело на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в государственном фонде данных отсутствует, также отсутствует информация о зарегистрированных правах на указанный земельный участок (л.д.90-91).
Согласно выписки из Единого реестра муниципальной собственности <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, в собственность поселения свалка ТБО не передавалась (л.д.127-131).
Согласно сведений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» земельный участок с кадастровым номером № не состоит на государственном кадастровом учете. Земельный участок, используемый для размещения свалки, расположен на землях сельскохозяйственного назначения в границах <данные изъяты> городского поселения (л.д.93).
Согласно данных архивного отдела администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, в архивном фонде ликвидированных организаций имеются документы по личному составу МП ЖКХ, документы по основной деятельности (сведения о выделении земельных участков, копии паспортов, лицензий на размещение свалки ТБО и т.д.) в архивный отдел не посупали, их местонахождение не известно (л.д.92).
В региональном кадастре отходов производства и потребления Пермского края, а именно в реестре объектов размещения отходов, на территории Октябрьского муниципального района значится действующая свалка бытовых отходов, дата внесения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ, назначение - захоронение, объект расположен на специально выделенной территории на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в 670 м. от <адрес>.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что свалка для размещения ТБО, расположенная в границах <данные изъяты> городского поселения на землях сельскохозяйственного назначения, являлась санкционированной, то есть разрешенной органом исполнительной власти территорией для размещения отходов, но не обустроенной в соответствии с СНиП 2.01.28-85, то есть временной, подлежащей обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Тот факт, что на указанную свалку не дооформлены соответствующие документы и она не внесена в государственный реестр прав на недвижимое имущество, не свидетельствует о ее несанкционированности, поскольку данная свалка ТБО как объект включена в реестр государственной инспекции размещения отходов по Октябрьскому муниципальному району Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи доводы прокурора, а также представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о несанкционированном характере свалки ТБО возле <адрес> судом признаются несостоятельными.
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, следовательно, находится в распоряжении Октябрьского муниципального района.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, захламления, рекультивации земель.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п.п. 4, 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:.. . ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;... В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Данные правовые нормы обязывают собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстанавливать их плодородие.
Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в Постановлении Правительства Российской Федерации «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при... складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
Действуют также Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об организации утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Октябрьского муниципального района Пермского края (л.д.105-107).
Указанным Положением предусмотрено, что оно разработано с целью организации деятельности в области обращения с отходами на территории Октябрьского района. Пунктом 3.1 предусмотрено, что утилизация (захоронение) ТБО производится на полигоне ТБО или санкционированных свалках, а п. 6.1,6.2 - закрытие полигона и свалки для приема ТБО принимается администрацией Октябрьского муниципального района в связи с организацией новых полигов и свалок и невозможностью дальнейшей эксплуатации действующих; на закрываемых полигонах и свалках для размещения ТБО проводятся буртирование ТБО для перегнивания, техническая рекультивация освобождаемых участков.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Охрана окружающей среды на территории Октябрьского муниципального района <адрес> на 2012 -2014 года» (л.д.10-41). Пунктами 4.1, 4.2 программных мероприятий на 2012-2014 годы предусмотрено: разработка проектно-сметной документации на рекультивацию выведенной из эксплуатации свалки ТБО <адрес> с объемом финансирования в 500 тысяч рублей и проведение работ по рекультивации выведенной из эксплуатации свалки ТБО <адрес> с объемом финансирования 750 тысяч рублей.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в долгосрочную муниципальную целевую программу «Охрана окружающей среды на территории Октябрьского муниципального района <адрес> на 2012 -2014 года», утвержденной Постановлением администрации Октябрьского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, в частности изъяты сведения о финансировании работ по разработке ПСД и рекультивации выведенной из эксплуатации свалки ТБО <адрес> (л.д.59-71).
Согласно постановления администрации Октябрьского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ МУП «<данные изъяты>» рекомендовано обеспечить прием, утилизацию, и переработку твердых бытовых и промышленных отходов на лицензированном полигоне твердых бытовых отходов в <адрес>; главам администраций <данные изъяты> и <данные изъяты> городских поселений рекомендовано: приостановить эксплуатацию свалок твердых бытовых и промышленных отходов <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до полной рекультивации земель; организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территорий поселений на лицензированный полигон твердых бытовых отходов в <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить порядок сбора, сортировки и вывоза бытовых отходов и мусора в городских поселениях; организовать осуществление муниципального контроля за использованием и охраной земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (л.д.5, 51, 108).
На л.д. 122-125 имеется договор на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Автотранспортник» и ООО «УК «Сарс», срок действия которого определен до ДД.ММ.ГГГГ с последующей пролонгацией.
Протоколом администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по результатам совещания при главе муниципального района - главе администрации Октябрьского муниципального района «Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизация (захоронение) бытовых и промышленных отходов в городских поселениях» решено: издать постановления о прекращении эксплуатации санкционированных свалок твердых бытовых и промышленных отходов; ввести практику проведения совместных с полицией рейдов по пресечению и устранению захламления территорий; внести изменения в муниципальные правовые акты (правила); организовать муниципальный контроль за выполнением муниципальных правовых актов; организовать работы по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель поселений (л.д.109-112).
Распоряжением администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № создана рабочая группа и утверждено положение о рабочей группе по выработке решений по внедрению эффективной системы сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с территории городских муниципальных образований (л.д.113-118).
РќР° Р».Рґ. 132-138, 126, 119-121 имеется РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– между Управлением ресурсами Рё развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Рё РРџ Р¤РРћ1 РЅР° выполнение работ РїРѕ установке предупредительных знаков РІ границах свалок твердых бытовых Рё промышленных отходов <адрес>, СЃ приложением счетов, актов Рѕ приемке выполненных работ.
Постановлением администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № установлен запрет физическим и юридическим лицам всех организационно-правовых форм собственности вывоз отходов производства и потребления на свалку, расположенную 700 метрах северо-западнее <адрес>, данное постановление обнародовано в библиотеке <адрес>, МУК «СДК», доведено до сведения руководителей предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, судом установлено, что в целях организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрацией Октябрьского муниципального района Пермского края был построен и введен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ полигон ТБО, в настоящее время сбор и вывоз мусора поселениями, в том числе <данные изъяты> городским поселением, осуществляется на указанный полигон.
Вместе с тем, выполнение администрацией Октябрьского муниципального района полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, решение вопросов об организации санкционированного полигона ТБО на территории района, реализация мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной постановлением администрации Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающей проведение работ по утилизации отходов, не освобождает администрацию муниципального района от исполнения обязанностей по текущей и своевременной переработке и утилизации бытовых отходов, находящихся на санкционированной свалке ТБО на территории <данные изъяты> городского поселения, на землях, собственность на которые не разграничена и которые находятся в ведении муниципального района.
Наличие факта существования на указанном земельном участке свалки ТБО, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, предъявляемым к объектам размещения отходов, создание этим непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также угрозы окружающей среде, подтверждает вину администрации муниципального района в форме бездействия по решению вопросов по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесенных к компетенции органов муниципального района в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что выполнением администрацией <данные изъяты> городского поселения действий по утилизации твердых бытовых отходов нарушаются права и интересы жителей поселения на благоприятную окружающую среду, создаются угрозы благоприятной окружающей среде и экологической безопасности на территории поселения, жизни и здоровью человека, возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, истцом не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Таким образом, свалки ТБО и земельные участки, на которых они расположены, не могут являться собственностью <данные изъяты> городского поселения.
В связи с чем суд, не находит оснований для возложения обязанности на администрацию <данные изъяты> городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести техническую и биологическую рекультивацию свалки ТБО на земельном участке, ранее имевшим кадастровый номер <данные изъяты>, с северо-западной стороны <адрес> Указанная обязанность в силу закона должна быть возложена на муниципальное образование в лице администрации Октябрьского муниципального района Пермского края.
Также суд считает необходимым в связи с вышеизложенным, удовлетворить требование истца о возложении на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края обязанности по организации утилизации отходов на свалке ТБО на земельном участке, ранее имевшим кадастровый номер №, с северо-западной стороны <адрес>.
Возложение указанной обязанности на администрацию Октябрьского района Пермского края согласуется с полномочиями администрации, указанными в Федеральном законе №131-ФЗ, Положении об организации утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Октябрьского муниципального района Пермского края и долгосрочной муниципальной целевой программе «Охрана окружающей среды на территории Октябрьского муниципального района Пермского края на 2012 -2014 годы».
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчику - администрации Октябрьского муниципального района Пермского края для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные финансовые средства, разработать проектно-сметную документацию, организовать проведение мероприятий по утилизации ТБО и рекультивации земель под свалкой ТБО, поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Требования прокурора Октябрьского района Пермского края удовлетворить частично.
Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке в 670 метрах в северо-западном направлении от <адрес> и рекультивации указанного земельного участка, в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца, начиная с 03 июня 2013 года.
Председательствующий: Р.Р . Таипов