Судья Айплатов Н.М. Дело № 7р-248/2024
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 1 октября 2024 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г., рассмотрев дело по жалобе Мехтиева Карама Асрат оглы на постановление государственного инспектора ЦАФАП межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу от 1 июня 2023 года и решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 июля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мехтиева Карама Асрат оглы, <дата>,
установил:
постановлением государственного инспектора ЦАФАП межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу (далее – МТУ Ространснадзора по ЦФО) Мяковой Ю.М. от 1 июня 2023 года <№> Мехтиев К.А.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 июля 2024 года Мехтиеву К.А.о. восстановлен процессуальный срок на подачу жалобы на указанное постановление должностного лица, которое изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 175 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Мехтиев К.А.о. просит вынесенные в отношении него акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебное заседание Мехтиев К.А.о., представитель административного органа не явились, о дне, времени и месте извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения (в редакции, действовавшей на дату фиксации правонарушения).
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
На основании пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона
№ 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 декабря 2020 года № 2200 (далее – Правила № 2200), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3.
По смыслу части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из обжалуемого постановления государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО Мяковой Ю.М., <дата> на <адрес>, водитель транспортного средства ШС, собственником (владельцем) которого является Мехтиев К.А.о., в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2023 года № 2060 осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения с превышением предельно допустимых показателей по осевой нагрузке 5-осного автопоезда на 26.81% (2.681 т) на ось №2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 12.681 т на ось №2 при допустимой нагрузке 10.000 т на ось, на 6.44% (0.483 т) на ось №3 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 7.983 т на ось №3 при допустимой нагрузке 7.500 т на ось, на 8.00% (0.600 т) на ось №4 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8.100 т на ось №4 при допустимой нагрузке 7.500 т на ось, на 10.28% (0.771 т) на ось №5 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8.271 т на ось №5 при допустимой нагрузке 7.500 т на ось (л.д. 37).
Нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, имеющим функции фотовидеосъемки, модели WIM, заводской № 67727, свидетельство о поверке
№ С-БН/23-11-2022/203818044 сроком действия до 22 ноября 2023 года включительно.
В материалы дела МТУ Ространснадзора по ЦФО представлен фотоматериал, полученный с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства WIM, заводской № 67727 с актом № 4470 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств от 10 мая 2023 года, содержащие информацию о транспортном средстве ШС (л.д. 37-38).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения административным органом Мехтиева К.А.о. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Судья районного суда, оставляя без удовлетворения жалобу Мехтиева К.А.о., оценил представленные в материалы дела доказательства, признав их допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в деянии Мехтиева К.А.о. состава административного правонарушения, доводы жалобы признал несостоятельными.
Между тем вынесенное по настоящему делу постановление должностного лица и решение судьи законными признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 данной статьи).
Согласно части 1 и части 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 15 августа 2023 года № ВБ-261фс утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу, которое в соответствии с пунктом 2 названного положения является правопреемником, в том числе Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, реорганизованного на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24.04.2023 № ВБ-112фс «О реорганизации территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и создании Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу».
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ МТУ Ространсандзора по ЦФО зарегистрировано в качестве юридического лица 28 августа 2023 года и осуществляет свою деятельность с указанной даты.
Из представленного административным органом по запросу суда оспариваемого постановления, которым Мехтиев К.А.о. привлечен к административной ответственности за вышеуказанное правонарушение, следует, что данное постановление вынесено государственным инспектором ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление <№> не могло быть вынесено 1 июня 2023 года, как это указано в установочной части постановления.
Кроме того, в постановлении <№>, датированном 1 июня 2023 года, по событию административного правонарушения, зафиксированного <дата>, должностное лицо ссылается на нарушение водителем транспортного средства требований Правил дорожного движения и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2023 года №2060 (далее Правила), то есть после привлечения Михтиева К.А.о. к административной ответственности в указанную в постановлении дату 1 июня 2023 года,.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое постановление не могло быть вынесено должностным лицом МТУ Ространснадзора по ЦФО ранее 1 декабря 2023 года, учитывая и то обстоятельство, что началом действия названных Правил является 1 марта 2024 года, и фактически вынесено должностным лицом МТУ Ространснадзора по ЦФО после указанных дат, то есть после истечения срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
В нарушение указанных норм должностное лицо признало Мехтиева К.А.о. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2-30.8 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО Мяковой Ю.М. от 1 июня 2023 года, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 июля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в отношении Мехтиева К.А.о. подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление государственного инспектора межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу от 1 июня 2023 года <№>, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 июля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мехтиева Карама Асрат оглы отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).
Судья С.Г. Орлова