Решение по делу № 2-385/2021 от 20.08.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2021 года                                                                                    г. Обоянь

Обоянский районный суд Курской области в составе:

председательствующего – судьи ФИО10

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Обоянского района Курской области к администрации г. Обояни об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Обоянского района Курской области обратился в суд в защиту интересов членов многодетной семьи ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и просит возложить на администрацию г. Обояни обязанность провести мероприятия по обеспечению возможности технологического подключения (присоединения) земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, к объектам инженерной инфраструктуры: электроснабжению, водоснабжению, в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обосновании исковых требований истец ссылается на то, что прокуратурой Обоянского района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства и законодательства о жилищных правах несовершеннолетних по заявлению ФИО2 и установлено, что предоставленный многодетной семье, в соответствии с Законом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области» и на основании постановления администрации г. Обояни от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка» не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры, а именно отсутствуют сети электроснабжения и водоснабжения, что препятствует подключению (технологическому присоединению) объекта жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано.

На момент предоставления земельного участка и на момент обращения с настоящим исковым заявлением, земельный участок объектами инженерной инфраструктуры не обеспечен, чем нарушаются жилищные и земельные права социально незащищенной категории граждан – несовершеннолетних детей. Поэтому прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании прокурор Обоянского района отсутствовал, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, в заявлении просил иск рассмотреть без его участия и требования удовлетворить.

Законный представитель несовершеннолетних ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика – администрации г. Обояни в судебное заседание не явились. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, относительно удовлетворения исковых требований полагался на усмотрение суда.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года №2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Подпунктом 6 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Законом Курской области от 21 сентября 2011 года № 74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области» определен порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и снятия граждан с данного учета, а также порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно.

Судом установлено, что на основании постановления администрации г. Обояни от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 в собственность бесплатно был предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства (л.д. 22-23, 24, 25, 26).

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 (л.д. 20-21)

Судом также установлено, что территория, на которой расположен указанный земельный участок, не обеспечена необходимой инженерной инфраструктурой, а именно отсутствует электроснабжение, водоснабжение (л.д. 29, 36-37).

Как следует из материалов дела, вышеуказанная семья на предоставленном земельном участке планирует осуществить строительство индивидуального жилого дома, однако они лишены возможности в полной мере осуществлять строительные работы, а также подвести к возводимому дому воду и электричество, поскольку необходимые для этого коммуникации отсутствуют.

В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу ст.14 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в том числе относятся: владение, пользование распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения.

Так, в соответствии со ст.6 п. 1 п.п. 1, п.1.1 ФЗ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) отведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 8.1 ФЗ от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.

Согласно Устава к вопросам местного значения г. Обояни относятся, в том числе организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, иное вследствие значительной тяжести рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что именно на ответчике, являющимся органом местного управления и имеющим статус городского поселения, на территории которого находится предоставленный многодетной семье земельный участок лежит обязанность, связанная с его инфраструктурным оснащением.

Учитывая вышеизложенное, суд считает требования и.о. прокурора Обоянского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

По мнению суда, в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ, ответчику необходимо установить срок совершения действий, при определении которого, суд учитывает финансовое положение ответчика, особенности местного бюджетного процесса и считает необходимым установить 36 месячный срок на исполнение вышеуказанной обязанности со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным, достаточным и обоснованным.

Разрешая в порядке статьи 98 ГПК РФ вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением гражданского дела, суд принимает во внимание, что согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление и.о. прокурора Обоянского района Курский области к администрации г. Обояни об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры – удовлетворить.

Обязать администрацию г. Обояни в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по обеспечению возможности технологического подключения (присоединения) земельного участка из земель населенных пунктов кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, к сетям (объектам) инженерной инфраструктуры: электроснабжению, водоснабжению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Обоянский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Председательствующий                                                         ФИО11

2-385/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора Обоянского района Курской области
Ответчики
администрация г. Обояни Курской области
Другие
Гецаева Олеся Александровна
Суд
Обоянский районный суд Курской области
Судья
Елизарова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
oboyansky.krs.sudrf.ru
20.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2021Передача материалов судье
24.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2021Подготовка дела (собеседование)
07.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2021Судебное заседание
27.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее