К делу №12-247/2022
МАЙКОПСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д.199, факс, телефон
(8772) 52-24-00, адрес эл. почты: maikopsky.adg@sudrf.ru
Р Е Ш Е Н И Е
«25» марта 2022 года г. Майкоп
Судья Майкопского городского суда Республики Адыгея Ситникова С.Ю.,
рассмотрев жалобу ИП Макаова Аслангерия Умаровича на постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея № от 19.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ ИП Макаов А.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
ИП Макаов А.У. обратился Майкопский городской суд с жалобой на постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что решение о проведении проверки продовольственного магазина «Нурий», расположенного по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом указано о необходимости довести до сведения ИП Макаова А.У. о проведении проверки. Вместе с тем, решение о проведении плановой прокурорской проверки ИП Макаову А.У. не направлено. О проведении плановой проверки и необходимости участия в ней он был уведомлен по телефону сотрудником прокуратуры лишь после начала данной проверки ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов дня. Кроме того, по приезду на место проверки сотрудниками прокуратуры и роспотребнадзора ему было сообщено о том, что в магазине реализуются продукты – бедро куриное весом 1,32 кг., стоимостью 199 руб. за 1 кг., креветки весом 0,53 кг. стоимостью 675 руб. за 1 кг. и сыр «адыгейский» весом 3,644 кг. стоимостью 328 руб. за 1 кг. в отсутствие ярлыков на продукцию, то есть отсутствует возможность установить дату выработки, место изготовления и упаковки (расфасовки) продукции, сроки годности продукции, сведения о составе, пищевой ценности, назначении. В связи с чем был составлен акт изъятия владельцем из оборота названной продукции и помещены на временное хранение. Однако, при проверке сотрудниками надзорного органа не были приняты во внимание объяснения продавцов магазина и Макаова А.У., что поставка данной продукции производителем (поставщиком) для реализации в магазине осуществляется без упаковки в потребительскую упаковку. По такой продукции в силу п.13 ст.17 Технического регламента Таможенного союза № № принимаются меры по доведению до потребителя информации о такой продукции путем размещения на каждой пищевой продукции листков-вкладышей, прилагаемых к упаковке. В данном случае, причиной отсутствия ярлыков на вышеуказанных продуктах (бедро куриное весом 1,32 кг., креветки весом 0,53 кг.) явилось то, что клейкая основа листка-вкладыша, размещенная на одних из упаковочных пакетов расфасованной продукции отклеилась и упала на дно морозильной камеры, так как данные продукты являются замороженной продукцией, и подлежат хранению в морозильной камере при минусовой температуре. Считает данное обстоятельство обоснованным, так как лишь на упаковочных пакетах с указанной продукцией проверкой не было обнаружено листков-вкладышей. Отсутствие листка-вкладыша на сыре «адыгейский» весом 3,644 кг. обусловлена тем, что данная продукция была доставлена поставщиком в магазин утром ДД.ММ.ГГГГ, не упакованной в потребительскую упаковку, в связи с чем не была выставлена на продажу, а лишь находилась в холодильнике в соответствии с условиями хранения до размещения на упаковочном пакете данной продукции листка-вкладыша. Также, ссылается, что факт реализации продукции в магазине, а именно факт передачи покупателю товаров с нарушением требований по обеспечению безопасности пищевой продукции в ходе проверки должностным лицом не доказан. Просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить и производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На рассмотрение дела ИП Макаов А.У., извещенный о времени и месте слушания дела, не явился.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея считал жалобу Макаова А.У. необоснованной, просил оставить постановление без изменения.
Выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея, исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба ИП Макаова А.У. подлежит удовлетворению, а производство по делу об административном правонарушении прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 и части 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Частью 12 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Также, п.2 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
При этом, пунктом 3 данной статьи установлено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Согласно ч.1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
ИП Макаову А.У. вменяется в вину нарушение в магазине «Нурий», расположенном по адресу: <адрес>, а.Вольное, <адрес>, п.п.1, 6 ст.7, п.п.7, 12 ст.17 Технического регламента Таможенного союза ТР № «О безопасности пищевой продукции», ст.11, ст.15, ч.3 ст.39 Федерального закона № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п.7.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», а именно – реализация в магазине продуктов – бедро куриное весом 1,32 кг. стоимостью – 199 руб. за 1 кг., креветки весом 0,53 кг., стоимостью 675 руб. за 1 кг., сыр адыгейский весом 3,644 кг. стоимостью 328 руб. за1 кг. – в отсутствие ярлыков на продукцию – нет возможности установить дату выработки, место изготовления и упаковки (расфасовки) продукции, сроки годности продукции, сведения о составе, пищевой ценности, назначении.
В соответствии с п.1 и п.6 ст.7 Технического регламента Таможенного союза № № «О безопасности пищевой продукции» пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
Пункты 7 и 12 статьи 17 данного Технического регламента предусматривают, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Согласно ст.11 Федерального закона № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статья 15 данного закона устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального закона № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий: которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям; которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации; в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость; которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений; которые не имеют товаросопроводительных документов.
В силу п.7.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» одним из требований к перевозке, приему, размещению и условиям хранения пищевой продукции является – для пищевой продукции, неупакованной в потребительскую упаковку, этикетки (ярлыки) от транспортной упаковки пищевой продукции поставщика или листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, или нанесенная непосредственно на транспортную упаковку маркировка должны сохраняться до момента реализации пищевой продукции.
При этом, согласно п.13 ст.17 Технического регламента Таможенного союза ТР № «О безопасности пищевой продукции» в случае если осуществляется реализация пищевой продукции, неупакованной в потребительскую упаковку или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.
Вместе с тем, в своих доводах ИП Макаов А.У. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> Республики Адыгея было вынесено решение о проведении проверки продовольственного магазина «Нурий», расположенного по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано о необходимости довести до сведения ИП Макаова А.У. о проведении проверки. Вместе с тем, решение о проведении плановой прокурорской проверки ИП Макаову А.У. не направлено. О проведении плановой проверки и необходимости участия в ней он был уведомлен по телефону сотрудником прокуратуры лишь после начала данной проверки ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов дня.
Данные обстоятельства материалами дела не опровергаются.
Из заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что обследование магазина «Нурий» ИП Макаова А.У. проводилось ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. 30 мин. до 11 час. 20 мин.
Также, Макаовым А.У. в своих доводах было указано, что при проверке сотрудниками надзорного органа не были приняты во внимание объяснения продавцов магазина и Макаова А.У., что поставка данной продукции производителем (поставщиком) для реализации в магазине осуществляется без упаковки в потребительскую упаковку. По такой продукции в силу п.13 ст.17 Технического регламента Таможенного союза ТР № принимаются меры по доведению до потребителя информации о такой продукции путем размещения на каждой пищевой продукции листков-вкладышей, прилагаемых к упаковке. В данном случае, причиной отсутствия ярлыков на вышеуказанных продуктах (бедро куриное весом 1,32 кг., креветки весом 0,53 кг.) явилось то, что клейкая основа листка-вкладыша, размещенная на одних из упаковочных пакетов расфасованной продукции отклеилась и упала на дно морозильной камеры, так как данные продукты являются замороженной продукцией, и подлежат хранению в морозильной камере при минусовой температуре. Считает данное обстоятельство обоснованным, так как лишь на упаковочных пакетах с указанной продукцией проверкой не было обнаружено листков-вкладышей. Отсутствие листка-вкладыша на сыре «адыгейский» весом 3,644 кг. обусловлена тем, что данная продукция была доставлена поставщиком в магазин утром ДД.ММ.ГГГГ, не упакованной в потребительскую упаковку, в связи с чем не была выставлена на продажу, а лишь находилась в холодильнике в соответствии с условиями хранения до размещения на упаковочном пакете данной продукции листка-вкладыша.
Аналогичные доводы были изложены Макаовым А.У. в его письменной объяснительной прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в постановлении о возбуждении производства по делу и в постановлении по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ данным обстоятельствам правовая оценка не дана.
Таким образом, с учетом положений части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, в действиях ИП Макаова Аслангерия Умаровича отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, принимается постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, оценив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности с учетом относимости и допустимости, судья не усматривает в действиях ИП Макаова А.У. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, а потому производство по делу в отношении ИП Макаова А.У. подлежит прекращению по данному основанию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Макаова Аслангерия Умаровича отменить и производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея с подачей жалобы через Майкопский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись С.Ю. Ситникова
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2022-000972-49
Подлинник находится в материалах дела №12-247/2022
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.