Резолютивная часть
оглашена 10.09.2018
Мотивированное решение
изготовлено 14.09.2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Звенигород Московская область 10 сентября 2018 года
Звенигородский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Фоменковой О.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой И.А. к администрации городского округа Звенигород о признании права на бесплатное предоставление многодетной семье земельного участка (жилья), взыскании денежной компенсации морального вреда, о возмещении вреда, причиненного органом местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Королева И.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Звенигород, в котором просит обязать ответчика в кратчайшие сроки предоставить ее семье, имеющей статус многодетной, инфраструктурно-оборудованный земельный участок в собственность, площадью <данные изъяты> кв.м. в черте городского округа Звенигород, а при отсутствии такового – предоставить жилое помещение в собственность с учетом норм жилой площади 18 кв.м. на человека, также просит взыскать в свою пользу денежные средства в счет возмещения морального вреда и упущенной выгоды по основаниям нереализации более 7 лет гарантированного права многодетной семьи, возместить ущерб, причиненный незаконным, по мнению истца, актом органа местного самоуправления – постановления Главы городского округа Звенигород № от Дата обезличена.
В судебном заседании истец на разрешении требований настаивала, указав, что Дата обезличена она обратилась в администрацию городского округа Звенигород с заявлением о выделении земельного участка многодетной семье; постановлением № от Дата обезличена семья была поставлена на учет в очередь под №, однако по причине отсутствия свободных земель в городском округе Звенигород перераспределялись земли в другом муниципальном районе, не в целях индивидуального жилищного строительства, и от предложенного земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» заявитель была вынуждена отказаться по причине непригодности и невозможности использования земли по назначению в целях, упомянутых федеральным законодательством.
Ответчик в лице администрации городского округа Звенигород явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и дате судебного заседания ОМС уведомлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, мнения по иску и позиции по вынесенным на обсуждение сторон обстоятельствами не представлено.
Заслушав и обсудив доводы истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Как следует из представленной официальной переписки Королевой И.А. с органом местного самоуправления и иными ведомствами, на основании постановления Главы городского округа Звенигород № от Дата обезличена «О постановке на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков» многодетная семья Королевой И.А. поставлена в очередь (за №) на получение бесплатного земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Первичное заявление о выделении земельного участка в собственность бесплатно, представленное суду, в администрацию городского округа Звенигород заявителем Королевой И.А. было подано Дата обезличена (вх. №-г).
Постановлением Главы городского округа Звенигород № от Дата обезличена «О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность Королевой И.А., ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 бесплатно» указанным лицам предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным видом использования «для дачного строительства», категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» по адресу: <адрес>.
Обращением Дата обезличена (вх. №-г) Королева И.А. отказалась от принятия земельного участка, просила сохранить участие в очереди на бесплатное получение земельного участка.
Заявлением от Дата обезличена (вх. №-г) Королева И.А. повторно отказалась от оформления предоставленного земельного участка в собственность.
Постановлением Главы городского округа Звенигород № от Дата обезличена постановление Главы городского округа Звенигород № от Дата обезличена отменено, многодетная семья Королевой И.А. поставлена на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в порядке очередности.
На обращение Королевой И.А. в Министерство строительного комплекса Московской области по вопросу альтернативного бесплатного предоставления многодетной семье сообщено, что предоставление взамен земельного участка жилых помещений или иных выплат (компенсаций) законом Московской области не предусмотрено.
На крайнее обращение в орган местного самоуправления (вх. №-г от Дата обезличена) Королевой И.А. сообщено, что свободные земельные участки, не обремененные правами граждан или юридических лиц, а также не ограниченные в обороте, которые могут быть предоставлены в собственность, на территории городского округа Звенигород, отсутствуют.
С указанными обстоятельствами истица не согласна, что послужило поводом к обращению с настоящим иском в суд, находя, что гарантированное п. 6 ст. 39.5. ЗК РФ право альтернативного получения взамен земельного участка жилого помещения должно быть реализовано органом местного самоуправления, а поэтому в ее пользу также подлежат взысканию убытки и ущерб, связанный с непредставлением гарантии, размер денежного возмещения Королева И.А. не обозначила.
Разрешая требования по существу, суд руководствуется следующим.
Частью 3 статьи 196 ГПК РФ установлено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК РФ).
Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 № 1583-О).
В силу статей 3, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе рассчитывать на судебную защиту в случае реального нарушения либо оспаривания его прав, при условии, что это будет доказано.
Исходя из положений ст. 15 Земельного Кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до Дата обезличена) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
С Дата обезличена вопросы предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, регулируются, в том числе с учетом положений пункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ - на основании решения уполномоченного органа осуществляется предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Таким образом, федеральным законодательством определено, что случаи и порядок предоставления земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Условия, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Московской области определены Законом Московской области № 73/2011-ОЗ от 01.06.2011 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».
При этом согласно требованиям ст. 1 Закона земельные участки предоставляются многодетным семьям не только для целей индивидуального жилищного строительства, но и для дачного строительства и ведения садоводства.
Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям регулируется ст. 3 Закона.
Земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом (ч. 1 ст. 3 Закона). Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (ч. 2 ст. 3 Закона).
В силу ч. ч. 1, 8 ст. 6 Закона ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона.
В перечне указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера. Перечень публикуется в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рамках реализации указанного Закона в муниципальном образовании «Городской округ Звенигород Московской области», Советом депутатов городского округа Звенигород Московской области принято решение № 75/7 от 13.09.2011 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в городском округе Звенигород», а также решение № 52/19 от 18.06.2015 об утверждении Положения «О порядке проведения процедуры распределения земельных участков между многодетными семьями, поставленными на учет, в целях предоставления земельных участков в городском округе Звенигород» (Положение), которым регламентирован порядок проведения распределения земельных участков между многодетными семьями, состоящими на учете в городском округе Звенигород, в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка (п. 1.2 Положения).
Утвержденный данным Положением порядок включает в себя последовательность действий, совершаемых администрацией городского округа Звенигород в лице комиссии по распределению земельных участков, при наличии установленных законом субъекта Российской Федерации обстоятельств, конечным результатом которых является получение многодетной семьей земельного участка в собственность бесплатно.
Суд также находит правильным отметить, что до передачи в собственность земельного участка многодетной семье должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Решением Совета депутатов № от Дата обезличена (обнародовано в установленном законом порядке) принято положительное решение о включении муниципального образования «Городской округ Звенигород» в автономное некоммерческое объединение с целью реализации программы Московской области по предоставлению земельных участков в Московской области, Дата обезличена заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Муниципальным образованием «Клинский муниципальный район», которым определены, в том числе, и порядок и сроки комплексного развития территории.
Именно данные земельные участки являлись объектами процедуры предоставления земельных участков многодетным семьям и Королевой И.А. в 2015 году был выделен земельный участок с кадастровым номером №.
Как было указано выше, в связи с отказом Королевой И.А. от оформления в собственность предоставленного земельного участка в <адрес>, в Дата обезличена году органом местного самоуправления решение о выделении в собственность бесплатно в рамках Закона Московской области № 73/2011-ОЗ от 01.06.2011 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» отменено, обязательство перед Королевой И.А. сохранено, что следует из п. 2 постановления № от Дата обезличена.
Иных сведений при рассмотрении настоящих требований органом местного самоуправления не предоставлено.
Королева И.А. не отрицала, что не входит в категорию лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Субъективное толкование норм действующего законодательства федерального и регионального уровня, регулирующего порядок обеспечения многодетных семей мерами социальной поддержки, в частности, предоставления в собственность бесплатно земельного участка, приводимое истцом, несостоятельно.
Правовое регулирование вопросов по обеспечению лиц, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, иной.
Ни Законом Московской области № 73/2011-ОЗ от 01.06.2011 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», ни принятым во исполнение его требований Положением о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в городском округе Звенигород, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Звенигород № 75/7 от 13.09.2011, не предусмотрен альтернативный способ в качестве выбора с согласия гражданина иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливая гарантии социальной защиты и относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не закрепляет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые - притом что Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков - располагают достаточно широкой свободой усмотрения при определении оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земельных участков (Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 № 406-О).
Следовательно, правовых оснований для удовлетворения иска в части требований о предоставлении взамен земельного участка бесплатно в собственность жилого помещения, не имеется.
Отсутствие возможности формирования земельного участка в границах муниципального образования «Городской округ Звенигород» обусловлено особенностями развития городского округа, что само по себе не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов истца.
При отсутствии нарушений прав заявителя требования Королевой И.А. о понуждении органа местного самоуправления к предоставлению в кратчайшие сроки инфраструктурно-оборудованного земельного участка в собственность бесплатно следует отклонить.
Право на получение денежной компенсации по основаниям ст.ст. 1069, 1082 ГК РФ, возмещение вреда, обуславливается иными, отличными от установленных обстоятельствами, а поэтому производные требования денежного характера также следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Королевой И.А. к администрации городского округа Звенигород о признании права на бесплатное предоставление многодетной семье земельного участка (жилья), взыскании денежной компенсации морального вреда, о возмещении вреда, причиненного органом местного самоуправления - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья О.А. Фоменкова