УИД 89RS0004-01-2024-002202-11
Дело № 2-2082/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2024 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Ломова С.А.
при секретаре Романцове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой к МАУ ДО «Спортивная школа «Норд» о возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
Прокурор г. Новый Уренгой ЯНАО обратился в суд с иском к МАУ ДО «Спортивная школа «Норд» о возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой города проведена проверка МАУ ДО «Спортивная школа «Норд». В ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности прокуратурой города выявлены следующие нарушения: в нарушение п. 9 Правил на момент проверки не предоставлены документы, подтверждающие проведение не реже 1 раза в полугодия практических тренировок по эвакуации людей из здания; в нарушение п. 2.1 Правил ограждение наружной лестницы 3-го типа выполнено частично. В ходе проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства прокуратурой города установлено, что в нарушение пп. 2.5.2, 2.4.9 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в коридоре на 1 этаже, на полу обнаружена плитка в сколах и трещинах, что не позволяет проводить качественную влажную уборку и дезинфекции, в помещении женской раздевалке, в душевой комнате, на стенах обнаружены дефекты. Указывает, что данные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности и правил противопожарной безопасности при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и наступления иных тяжких последствий. Просит суд возложить на ответчика обязанность устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности МАУ ДО «Спортивная школа «Норд» в течении 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, а именно провести практические тренировки по эвакуации людей из здания; произвести ограждение наружной лестницы 3-го типа; провести замену плитки на полу в коридоре на 1 этаже.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Волоскова Е.С. на требованиях иска настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом.
Представитель МЧС России по ЯНАО Халиков А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержал.
Представитель МКУ «УМХ» Сергеева А.Г. в судебном заседании удовлетворение иска оставила на усмотрение суда.
Иные лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились. Извещены.
Суд, заслушав прокурора, иных участников судебного процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка в отношении образовательного учреждения МАУ ДО «Спортивная школа «Норд» соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.
Установлено, что имущество, в том числе недвижимое, закреплено на праве оперативного управления МАУ ДО «Спортивная школа «Норд».
В ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности прокуратурой города выявлены следующие нарушения:
- в нарушение п. 9 Правил на момент проверки не предоставлены документы, подтверждающие проведение не реже 1 раза в полугодия практических тренировок по эвакуации людей из здания;
- в нарушение п. 2.1 Правил ограждение наружной лестницы 3-го типа выполнено частично.
В силу положений п. 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов, на котором основывается противодействие терроризму в Российской Федерации, является принцип приоритета мер его предотвращения.
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (статья 3 ФЗ № 35).
Согласно п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ одним из приоритетных и основных принципов государственной политики в интересах детей является защита прав детей; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Аналогичные требования указаны в пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с пп. 2 п. 6, п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пп. 8, 9 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со ст. 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Закона № 69-ФЗ руководители организаций, в числе прочего, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно ст. ст. 4, 6, 52 Закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара обеспечиваются с помощью применения объемно-планировочных решений и средств, способствующих ограничению распространения пожара за пределы очага, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу ст. 16 Закона № 69-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
В соответствии со ст. 16 Закона № 69-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Часть 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ определяет, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В ходе проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства прокуратурой города установлено, что в нарушение пп. 2.5.2, 2.4.9 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в коридоре на 1 этаже, на полу обнаружена плитка в сколах и трещинах, что не позволяет проводить качественную влажную уборку и дезинфекции, в помещении женской раздевалке, в душевой комнате, на стенах обнаружены дефекты.
Указанные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности и правил противопожарной безопасности при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и наступления иных тяжких последствий.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора города Новый Уренгой к МАУ ДО «Спортивная школа «Норд» о возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить.
Возложить на МАУ ДО «Спортивная школа «Норд» ( ИНН 8904050391) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно провести практические тренировки по эвакуации людей из здания; произвести ограждение наружной лестницы 3-го типа; провести замену плитки на полу в коридоре на 1 этаже.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд ЯНАО.
Мотивированное решение составлено 21 мая 2024 года.
Судья С.А. Ломов